№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 2968850

1.

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

2.

Рассмотрите таблицу «Вклад ученого в развитие данной науки» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

Раздел биологииВклад ученого в развитие данной науки
Мечников И.И. − Фагоцитарная теория иммунитета
МикробиологияКох Р. − Открытие туберкулезной палочки

3.

Кариотип шимпанзе составляет 48 хромосом. На сколько хромосом меньше содержится в яйцеклетках человека, чем в яйцеклетках шимпанзе? В ответе запишите только цифру.

4.

Белки, в от­ли­чие от нук­ле­и­но­вых кис­лот,

 

1) участ­ву­ют в об­ра­зо­ва­нии плаз­ма­ти­че­ской мем­бра­ны

2) вхо­дят в со­став хро­мо­сом

3) участ­ву­ют в гу­мо­раль­ной ре­гу­ля­ции

4) осу­ществ­ля­ют транс­порт­ную функ­цию

5) вы­пол­ня­ют за­щит­ную функ­цию

6) пе­ре­но­сят на­след­ствен­ную ин­фор­ма­цию из ядра к ри­бо­со­ме

5.

Установите соответствие между процессами, происходящими на разных этапах жизненного цикла клетки, и этапами, в которых эти процессы происходят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЦЕССЫ   ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

А) репликация ДНК

Б) образование веретена деления

В) сборка рибосом

Г) расхождение хроматид к полюсам

Д) удвоение центриолей

Е) исчезновение ядерной мембраны

 

1) интерфаза

2) митоз

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

AБВГДЕ
      

6.

При скре­щи­ва­нии AaBb х Aabb какой про­цент в потом­стве будет иметь ге­но­тип ре­цес­сив­ная ди­го­мо­зи­го­та?

7.

Все при­ведённые ниже при­зна­ки, кроме двух, яв­ля­ют­ся свой­ства­ми ге­не­ти­че­ско­го кода. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) три­плет­ность

2) из­мен­чи­вость

3) од­но­знач­ность

4) ва­ри­а­тив­ность

5) спе­ци­фич­ность

8.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ор­га­ном, тка­нью по­зво­ноч­но­го жи­вот­но­го и за­ро­ды­ше­вым лист­ком, из ко­то­ро­го они об­ра­зу­ют­ся.

 

ОРГАН, ТКАНЬ   ЗА­РО­ДЫ­ШЕ­ВЫЙ ЛИ­СТОК

A) ки­шеч­ник

Б) кровь

B) почки

Г) лёгкие

Д) хря­ще­вая ткань

Е) сер­деч­ная мышца

 

1) эн­то­дер­ма

2) ме­зо­дер­ма

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГДЕ
      

9.

Выберите три верных ответа из шести. Гриб в со­ста­ве лишайника

 

1) со­зда­ет органические ве­ще­ства из неорганических

2) по­гло­ща­ет воду и ми­не­раль­ные соли

3) рас­щеп­ля­ет минеральные ве­ще­ства

4) за­щи­ща­ет водоросль от воз­дей­ствия неблагоприятных фак­то­ров

5) осу­ществ­ля­ет связь ли­шай­ни­ка с окру­жа­ю­щей средой

6) ис­поль­зу­ет синтезируемые во­до­ро­слью органические вещества

10.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и пред­ста­ви­те­ля­ми ор­га­низ­мов: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА   ПРЕД­СТА­ВИ­ТЕЛЬ

А. тело пред­став­ле­но тал­ло­мом

Б. ли­стья ре­ду­ци­ро­ва­ны до чешуй

В. споры раз­ви­ва­ют­ся в ко­лос­ках

Г. пре­об­ла­да­ние га­ме­то­фи­та

Д. раз­ви­то кор­не­ви­ще с при­да­точ­ны­ми

кор­ня­ми в узлах

Е. об­ра­зу­ет по­движ­ные зоос­по­ры

 

1. 1

2. 2

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

АБВГДЕ
      

11.

Установите по­сле­до­ва­тель­ность эта­пов раз­ви­тия мха ку­куш­ки­на льна, на­чи­ная с про­рас­та­ния споры.

 

1) об­ра­зо­ва­ние пред­рост­ка (протонемы)

2) опло­до­тво­ре­ние при на­ли­чии воды

3) про­рас­та­ние споры

4) раз­ви­тие на пред­рост­ке жен­ских или муж­ских растений

5) со­зре­ва­ние на муж­ских рас­те­ни­ях сперматозоидов, на жен­ских — яйцеклеток

6) раз­ви­тие из зи­го­ты на жен­ском рас­те­нии ко­ро­боч­ки со спорами

12.

Какие пре­вра­ще­ния ве­ществ могут про­ис­хо­дить в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) гли­ко­ге­на в глю­ко­зу

2) жиров в белки

3) гор­мо­нов в фер­мен­ты

4) жиров в уг­ле­во­ды

5) гор­мо­нов в ви­та­ми­ны

6) уг­ле­во­дов в жиры

13.

Установите соответствие между компонентами внутренней среды организма и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА   КОМПОНЕНТ

А) содержит все форменные элементы

Б) образуется в красном костном мозге, тимусе

В) обезвреживает и фильтрует тканевую жидкость

Г) возвращает в плазму крови белки, соли, воду

Д) находится в межклеточном пространстве

Е) её скопления вызывают отёки

 

1) кровь

2) лимфа

3) тканевая жидкость

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

14.

Установите правильную последовательность прохождения луча света в глазном яблоке. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1. стекловидное тело

2. зрачок

3. хрусталик

4. передняя камера

5. роговица

6. сетчатка

15.

Про­чи­тай­те текст. Вы­бе­ри­те три пред­ло­же­ния, в ко­то­рых даны опи­са­ния био­ло­ги­че­ско­го про­грес­са не­ко­то­рых ор­га­низ­мов. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

(1) Эво­лю­ци­он­ный про­цесс на­прав­лен на вы­ра­бот­ку при­спо­соб­ле­ний ор­га­низ­мов к усло­ви­ям окру­жа­ю­щей среды. (2) Смена усло­вий часто при­во­дит к по­яв­ле­нию новых при­зна­ков. (3) Так, на­при­мер по­яв­ле­ние лёгких, как уни­вер­саль­но­го ор­га­на га­зо­об­ме­на, поз­во­ли­ло по­зво­ноч­ным осво­ить сушу. (4) В опре­де­лен­ных усло­ви­ях окру­жа­ю­щей среды на­блю­да­ет­ся рез­кое упро­ще­ние в стро­е­нии ор­га­низ­мов. (5) Так, на­при­мер, плос­кие черви утра­ти­ли не­ко­то­рые свои ор­га­ны, но от­лич­но при­спо­со­би­лись к па­ра­зи­ти­че­ско­му об­ра­зу жизни. (6) В ре­зуль­та­те есте­ствен­но­го от­бо­ра слу­чай­ных му­та­ций могут воз­ни­кать раз­лич­ные адап­тив­ные при­зна­ки, на­при­мер раз­но­об­раз­ные ро­то­вые ап­па­ра­ты на­се­ко­мых, спо­соб­ству­ю­щие уве­ли­че­нию чис­лен­но­сти ор­га­низ­мов.

16.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми из­мен­чи­во­сти и ее ви­да­ми.

 

ПРИ­ЗНАК   ВИД

А) обу­слов­ле­на по­яв­ле­ни­ем но­во­го со­че­та­ния нук­лео­ти­дов в гене

Б) обу­слов­ле­на из­ме­не­ни­ем генов и хро­мо­сом

В) у по­том­ков по­яв­ля­ют­ся ре­ком­би­на­ции генов

Г) ос­но­вой слу­жит не­за­ви­си­мое рас­хож­де­ние го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом

Д) у осо­бей из­ме­ня­ет­ся ко­ли­че­ство или струк­ту­ра ДНК

Е) обу­слов­ле­на конъ­юга­ци­ей и пе­ре­кре­стом хро­мо­сом

 

1) му­та­ци­он­ная

2) ком­би­на­тив­ная

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГДЕ
      

17.

Выберите при­ме­ры дей­ствия дви­жу­щей формы есте­ствен­но­го отбора.

 

1) Ба­боч­ки с тёмной окрас­кой вы­тес­ня­ют ба­бо­чек со свет­лой окраской.

2) В озере по­яв­ля­ют­ся му­тант­ные формы рыб, ко­то­рые сразу съе­да­ют­ся хищниками.

3) Отбор на­прав­лен на со­хра­не­ние птиц со сред­ней плодовитостью.

4) У ло­ша­дей по­сте­пен­но пя­ти­па­лая ко­неч­ность за­ме­ня­ет­ся однопалой.

5) Детёныши животных, ро­див­ши­е­ся преждевременно, по­ги­ба­ют от не­до­стат­ка еды.

6) Среди ко­ло­нии бак­те­рий по­яв­ля­ют­ся клетки, устой­чи­вые к антибиотикам.

18.

Установите со­от­вет­ствие между жи­вот­ны­ми и группой, к ко­то­рой оно от­но­сит­ся по спо­со­бу питания

 

ЖИВОТНОЕ   ГРУППА

А) волк

Б) прес­но­вод­ная гидра

В) по­ле­вая мышь

Г) божья коровка

Д) заяц-беляк

Е) ко­ло­рад­ский жук

 

1) растительноядные

2) плотоядные

19.

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность ста­дий в жиз­нен­ном цикле зелёного мха, на­чи­ная с про­рас­та­ния споры. За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

1) раз­ви­тие ли­сто­сте­бель­но­го рас­те­ния

2) со­зре­ва­ние спор в спо­ран­гии

3) про­рас­та­ние споры и об­ра­зо­ва­ние про­то­не­мы

4) об­ра­зо­ва­ние гамет и опло­до­тво­ре­ние

5) фор­ми­ро­ва­ние мо­ло­до­го спо­ро­фи­та из зи­го­ты

20.

Про­ана­ли­зи­руй­те таб­ли­цу. За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя по­ня­тия и тер­ми­ны, при­ме­ры, при­ве­ден­ные в спис­ке. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­ва­ми, вы­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий тер­мин из пред­ло­жен­но­го спис­ка.

 

На­прав­ле­ние эво­лю­цииПуть эво­лю­цииПри­мер
Аобщая де­ге­не­ра­цияот­сут­ствие ор­га­нов пи­ще­ва­ре­ния у плос­ких чер­вей
био­ло­ги­че­ский про­грессБпо­яв­ле­ние цвет­ка и плода
био­ло­ги­че­ский про­грессидио­адап­та­цияВ

 

СПИ­СОК ТЕР­МИ­НОВ И ПО­НЯ­ТИЙ:

1) био­ло­ги­че­ский про­гресс

2) на­ли­чие пе­ре­пон­ча­тых ко­неч­но­стей у во­до­пла­ва­ю­щих птиц

3) на­ли­чие теп­ло­кров­но­сти у хор­до­вых жи­вот­ных

4) аро­мор­фоз

5) ди­вер­ген­ция

6) био­ло­ги­че­ский ре­гресс

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВ
   

21.

Пользуясь таб­ли­цей «Размеры яй­це­кле­ток животных», выберите верные предложения.

1) У страуса самая боль­шая яйцеклетка.

2) Раз­ме­ры яй­це­кле­ток мле­ко­пи­та­ю­щих со­став­ля­ют толь­ко де­ся­тые доли миллиметра, так как пи­та­тель­ные ве­ще­ства яй­це­клет­ки у мле­ко­пи­та­ю­щих необходимы на раз­ви­тие за­ро­ды­ша толь­ко на на­чаль­ной ста­дии.

3) У аскариды самая боль­шая яйцеклетка.

4) Размеры яйцеклеток лягушки и моллюсков одинаковы, т.к. яйцеклетка развивается в воде.

5) Размеры яйцеклеток у млекопитающих зависят от размера взрослой особи

22.

В чем, на ваш взгляд, со­сто­ят преимущества внут­рен­не­го оплодотворения у жи­вот­ных по срав­не­нию с наружным? Ука­жи­те два таких преимущества.

23.

Рас­смот­ри­те схему дей­ствия есте­ствен­но­го от­бо­ра в по­ко­ле­ни­ях F1, F2, F3. На­зо­ви­те форму есте­ствен­но­го от­бо­ра, ука­жи­те, в каких усло­ви­ях он дей­ству­ет, какие особи имеют пре­иму­ще­ства и каков его ре­зуль­тат. При­ве­ди­те не менее двух при­ме­ров дей­ствия та­ко­го от­бо­ра в при­ро­де.

24.

Найдите ошиб­ки в приведённом тексте. Ука­жи­те но­ме­ра предложений, в ко­то­рых они допущены, ис­правь­те их.

 

1. При ды­ха­нии син­те­зи­ру­ет­ся глю­ко­за через ряд по­сле­до­ва­тель­ных этапов. 2.На не­ко­то­рых эта­пах энер­гия хи­ми­че­ских свя­зей глю­ко­зы ис­поль­зу­ет­ся для син­те­за АТФ. 3. Ды­ха­ние на­чи­на­ет­ся с со­еди­не­ния двух мо­ле­кул пи­ро­ви­но­град­ной кислоты. 4. Пер­вич­ный про­цесс бес­кис­ло­род­но­го ды­ха­ния про­ис­хо­дит в цитоплазме. 5. В ре­зуль­та­те этого ды­ха­ния об­ра­зу­ют­ся две мо­ле­ку­лы АТФ. 6. Ко­неч­ным эта­пом цикла яв­ля­ет­ся окис­ли­тель­ное фосфорилирование, на ко­то­рое рас­хо­ду­ет­ся энер­гия АТФ.

25.

Хо­ро­шо из­вест­но, что при со­став­ле­нии бу­ке­тов нель­зя в одну вазу по­ме­щать розы и гвоз­ди­ки, нар­цис­сы и не­за­буд­ки, розу и ре­зе­де (цветы вянут, те­ря­ют аро­мат). Лан­ды­ши в бу­ке­тах губят мно­гие рас­те­ния. Объ­яс­ни­те по­че­му? Ка­ко­во зна­че­ние этого яв­ле­ния в жизни рас­те­ний?

26.

Докажите единство органического мира на Земле. Приведите не менее четырех доказательств.

27.

Ген со­дер­жит 1500 нуклеотидов. В одной из цепей со­дер­жит­ся 150 нук­лео­ти­дов А, 200 нук­лео­ти­дов Т, 250 нук­лео­ти­дов Г и 150 нук­лео­ти­дов Ц. Сколь­ко нук­лео­ти­дов каж­до­го вида будет в цепи ДНК, ко­ди­ру­ю­щей белок? Сколь­ко ами­но­кис­лот будет за­ко­ди­ро­ва­но дан­ным фраг­мен­том ДНК?

28.

При скрещивании растений душистого горошка с усиками на побегах и яркими цветками и растений без усиков на побегах с бледными цветками все гибриды F1 получились с усиками и яркими цветками. В анализирующем скрещивании гибридов F1 получили растения: 323 с усиками и яркими цветками, 311 без усиков и с бледными цветками, 99 с усиками и бледными цветками, 101 без усиков и с яркими цветками. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Объясните формирование четырёх фенотипических групп в потомстве.