№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 2968849

1.

Рассмотрите предложенную схему реакции между аминокислотами. Запишите в ответ понятие, обозначающее название химической связи, отмеченной на схеме знаком вопроса.

2.

Рас­смот­ри­те таб­ли­цу «Био­ло­гия как наука» и за­пол­ни­те пу­стую ячей­ку, впи­сав со­от­вет­ству­ю­щий тер­мин.

 

Раз­дел био­ло­гииПри­мер
Эко­ло­гияПи­ще­вые цепи
Про­ве­де­ние нерв­но­го им­пуль­са

3.

Сколько пол­но­цен­ных гамет об­ра­зу­ет­ся в ово­ге­не­зе у человека из одной исходной клетки? В ответ за­пи­ши­те только со­от­вет­ству­ю­щее число.

4.

Все при­ведённые ниже при­зна­ки, кроме двух, можно ис­поль­зо­вать для опи­са­ния стро­е­ния и функ­ций ми­то­хон­дрий. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) рас­щеп­ле­нии биополимеров до мономеров

2) рас­щеп­ле­нии молекул глю­ко­зы до пи­ро­ви­но­град­ной кислоты

3) окис­ле­нии пировиноградной кис­ло­ты до уг­ле­кис­ло­го газа и воды

4) за­па­са­нии энергии в мо­ле­ку­лах АТФ

5) об­ра­зо­ва­нии воды при уча­стии атмосферного кислорода

5.

Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ком ор­га­но­и­да клет­ки и органоидом, к ко­то­ро­му этот при­знак относится.

 

ПРИЗНАК ОРГАНОИДА   ОРГАНОИД

А) имеет две мембраны, про­ни­зан­ные порами

Б) со­дер­жит мно­же­ство ферментов, встроенных в мембраны

В) со­дер­жит коль­це­вые мо­ле­ку­лы ДНК

Г) в ор­га­но­и­де син­те­зи­ру­ет­ся АТФ

Д) со­дер­жит хроматин

Е) фор­ми­ру­ет субъ­еди­ни­цы ри­бо­сом

 

1) ядро

2) ми­то­хон­дрия

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВГДЕ
      

6.

По изображённой на рисунке родословной определите вероятность (в процентах) рождения у родителей 1 и 2 ребёнка с признаком, обозначенным чёрным цветом, при полном доминировании этого признака. Ответ запишите в виде числа.

7.

Все приведённые ниже термины и понятия, кроме двух, используются для описания методов селекции микроорганизмов. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под

которыми они указаны.

 

1. гибридизация разных штаммов

2. отбор по экстерьеру

3. инбридинг

4. искусственный мутагенез

5. генная инженерия

8.

Установите со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой му­та­ции и её видом.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА   ВИД МУТАЦИИ

A) изменение по­сле­до­ва­тель­но­сти нук­лео­ти­дов в мо­ле­ку­ле ДНК

Б) из­ме­не­ние стро­е­ния хромосом

B) изменение числа хро­мо­сом в ядре

Г) полиплоидия

Д) из­ме­не­ние по­сле­до­ва­тель­но­сти рас­по­ло­же­ния генов

 

1) генная

2) хромосомная

3) геномная

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГД
     

9.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Если у растения сформировался побег, изображённый на рисунке, то для этого растения характерны:

1) оплодотворение при помощи воды

2) отложение органических веществ в корневище

3) семенное размножение

4) преобладание в жизненном цикле спорофита

5) наличие сухого многосемянного плода

6) хорошо развитые в древесине трахеиды

10.

Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ком рас­те­ния и се­мей­ством покрыто-семенных, для ко­то­ро­го он характерен.

 

ПРИЗНАК   СЕМЕЙСТВО

А) пя­ти­член­ный цветок

Б) моч­ко­ва­тая кор­не­вая система

В) па­рал­лель­ное жил­ко­ва­ние листьев

Г) в про­во­дя­щих пуч­ках нет камбия

Д) мно­гие части рас­те­ния ядовиты

Е) встре­ча­ют­ся ку­стар­ни­ко­вые формы

 

1) лилейные

2) паслёновые

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВГДЕ
      

11.

Установите пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность про­хож­де­ния пор­ции крови по кру­гам кро­во­об­ра­ще­ния у шимпанзе, на­чи­ная с ле­во­го же­лу­доч­ка сердца.

 

1) пра­вое предсердие

2) аорта

3) левый желудочек

4) лёгкие

5) левое предсердие

6) пра­вый желудочек

12.

При динамической работе мышц человека, в отличие от статической,

 

1) быстрее наступает утомление

2) движения в суставах не происходит

3) работоспособность более продолжительна

4) уменьшается частота сердечных сокращений

5) утомление наступает медленно

6) сокращение мышц чередуется с расслаблением

13.

Установите соответствие между характеристиками процесса пищеварения и функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ   ФУНКЦИИ

А) синтез ферментов слюны, желудка, панкреатического и кишечного соков

Б) расщепление сложных органических веществ до более простых

В) поступление питательных веществ в кровь и лимфу

Г) перистальтика кишечника

Д) измельчение крупной пищи

Е) выделение пищеварительных соков в пищеварительный тракт

 

1) секреторная

2) механическая

3) всасывательная

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГДЕ
      

14.

Установите последовательность прохождения веществ по структурам выделительной системы человека при формировании мочи. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) фильтрация крови в капсуле нефрона

2) поступление мочи в собирательные трубочки

3) поступление мочи в почечную лоханку

4) движение мочи по извитому каналу

5) движение мочи по мочеточникам

15.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. Примером общей дегенерации служит

 

1) редукция органов чувств у ленточных червей

2) редукция задних конечностей у кита

3) отсутствие хлорофиллоа у растений-паразитов

4) отсутствие конечностей у змеи

5) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня

6) потеря страусом способности к полёту

16.

Установите со­от­вет­ствие между организмами, по­явив­ши­ми­ся или рас­цве­тав­ши­ми в про­цес­се эво­лю­ции и эрами, в ко­то­рые они по­яви­лись и расцветали.

 

ОРГАНИЗМЫ   ЭРЫ

А) по­яв­ле­ние и рас­цвет приматов

Б) по­яв­ле­ние бак­те­рий и простейших

В) по­яв­ле­ние сине-зелёных водорослей

Г) по­яв­ле­ние крас­ных водорослей

Д) рас­цвет про­стей­ших и кишечнополостных

Е) по­яв­ле­ние человека

 

1) архейская

2) протерозойская

3) кайнозойская

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГДE
      

17.

В агроэкосистеме картофельного поля, в отличие от экосистемы луга,

 

1) отсутствуют консументы

2) высокая численность продуцентов одного вида

3) незамкнутый круговорот веществ

4) преобладают растительноядные насекомые

5) отсутствуют редуценты

6) нарушена саморегуляция

18.

Установите соответствие между животными и средами обитания, в которых происходит их размножение: к каждой позиции из левого столбца подберите соответствующую позицию из правого столбца.

 

ЖИВОТНОЕ   СРЕДА ОБИТАНИЯ

А) водяной удав

Б) дельфин афалина

В) тритон гребенчатый

Г) гребнистый крокодил

Д) тростниковая жаба

 

1) водная

2) наземно-воздушная

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГД
     

19.

Установите правильную последовательность процессов, протекающих при фотосинтезе.

 

1) использование углекислого газа

2) образование кислорода

3) синтез углеводов

4) синтез молекул АТФ

5) возбуждение хлорофилла

20.

Вставьте в текст «Нервная ткань человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

НЕРВНАЯ ТКАНЬ ЧЕЛОВЕКА

Нейроны различаются по форме и функциям. Так, ___________ (А) передают импульсы от органов чувств в спинной и головной мозг. Другие нейроны, ___________ (Б), передают импульсы от спинного и головного мозга к мышцам и внутренним органам. Связь между двумя типами нейронов осуществляют ___________(В). Основные свойства нервной ткани — это возбудимость и ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) дендрит2) аксон3) серое вещество4) чувствительный нейрон
5) вставочный нейрон6) двигательный нейрон7) сократимость8) проводимость

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГ
    

21.

Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Раз­мно­же­ние рыб» и зна­ни­я­ми из об­ла­сти био­ло­гии, вы­бе­ри­те пра­виль­ные утвер­жде­ния.

 

Раз­мно­же­ние рыб

 

На­зва­ние

рыбы

Ко­ли­че­ство

ик­ри­нок,

тыс.

Сред­ний

диа­метр

ик­ри­нок, мм

Сред­нее время

на­ступ­ле­ния

по­ло­возре­ло­сти,

лет

Сред­ний

воз­раст рыб,

вы­лов­лен­ных

ры­ба­ка­ми

в раз­ных

водоёмах, лет

Щука обык­но­вен­ная302,73–45
Нор­веж­ская сельдь2001,32–78
Трес­ка бал­тий­ская100015–93
Сазан150015–68
Ко­люш­ка

трёхиг­лая

0,1–11,812

 

1) Наи­боль­ший сред­ний диа­метр ик­ри­нок у щук.

2) Трес­ку бал­тий­скую ры­ба­ки от­лав­ли­ва­ют в не­по­ло­возре­лом воз­расте.

3) Наи­боль­ший сред­ний диа­метр ик­ри­нок у са­за­на и трес­ки.

4) Ко­ли­че­ство ик­ри­нок у ко­люш­ки самое низ­кое, так как дей­ству­ет есте­ствен­ный отбор: по­еда­ют хищ­ни­ки, гиб­нут от бо­лез­ней и слу­чай­ных фак­то­ров.

5) Сазан вы­ме­ты­ва­ет самое боль­шое ко­ли­че­ство ик­ри­нок, т.к. это самые круп­ные рыбы, из ука­зан­ных пред­ста­ви­те­лей.

22.

Часто при недостаточной мышечной массе говорят о белковом дефиците в рационе человека. А почему не говорят об углеводном или жировом дефиците?

23.

Какие ор­га­ны изоб­ра­же­ны на ри­сун­ке? В чём за­клю­ча­ют­ся их сход­ство и от­ли­чие? К каким до­ка­за­тель­ствам эво­лю­ции от­но­сит­ся дан­ный при­мер? Ука­жи­те че­ты­ре кри­те­рия.

24.

Уче­ник в от­ве­те ука­зал, что рас­те­ния се­мей­ства мо­тыль­ко­вых (бо­бо­вых) имеют пра­виль­ный пя­ти­член­ный цве­ток, моч­ко­ва­тую кор­не­вую си­сте­му и плод стру­чок. Най­ди­те ошиб­ки в этом от­ве­те и про­ком­мен­ти­руй­те их.

25.

Чем отличается скелет головы человека от скелета головы человекообразных обезьян? Укажите не менее четырех отличий.

26.

Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы? Ответ поясните.

27.

В про­цес­се кислородного этапа катаболизма об­ра­зо­ва­лось 972 мо­ле­ку­лы АТФ. Определите, какое ко­ли­че­ство мо­ле­кул глю­ко­зы под­верг­лось рас­щеп­ле­нию и сколь­ко мо­ле­кул АТФ об­ра­зо­ва­лось в ре­зуль­та­те гли­ко­ли­за и пол­но­го окисления? Ответ поясните.

28.

Скрестили го­мо­зи­гот­но­го петуха, име­ю­ще­го гребень (А) и опе­рен­ные ноги (В) с ге­те­ро­зи­гот­ной курицей име­ю­щей гребень и голые ноги (гены не сцеплены). Самца и самку пер­во­го поколения, имев­ших разные генотипы, скре­сти­ли между собой. Опре­де­ли­те генотипы родителей, ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы гибридов пер­во­го и вто­ро­го поколений.