№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 2968847

1.

Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.

2.

Рассмотрите таблицу «Вклад ученого в развитие данной науки» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

Раздел биологииВклад ученого в развитие данной науки
ФизиологияМечников И.И. − Фагоцитарная теория иммунитета
К. Линней - Бинарная номенклатура

3.

Сколько половых хромосом содержит сперматозоид человека, если в гаплоидном наборе 23 хромосомы? В ответе запишите только соответствующее число.

4.

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) осмотрофный способ питания

2) размножение путём продольного деления

3) наличие сократительной вакуоли

4) наличие разнообразных пластид

5) способность к фагоцитозу

5.

Установите соответствие между функцией органоида клетки и органоидом, выполняющим эту функцию.

 

ФУНКЦИЯ   ОРГАНОИД

A) секреция синтезированных веществ

Б) биосинтез белков

B) расщепление органических веществ

Г) образование лизосом

Д) формирование полисом

Е) защитная

 

1) аппарат Гольджи

2) лизосома

3) рибосома

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

6.

Определите вероятность проявления (в %) доминантного фенотипа у потомка анализирующего скрещивания гетерозиготного организма при неполном доминировании.

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.

7.

Выберите два верных ответа из пяти. Искусственный мутагенез применяется в

 

1) селекции растений

2) выведении новых пород домашних животных (коров, лошадей)

3) лечении человека

4) профилактике заболеваний человека

5) селекции микроорганизмов

8.

Установите соответствие между организмами и особенностями строения тела: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕР ЯВЛЕНИЯ   Строение

А) хлорелла

Б) дрожжи

В) планария

Г) пеницилл

Д) медуза

Е) сенная палочка

 

1) одноклеточные

2) многоклеточные

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ
      

9.

Вирусы:

 

1) не обладают собственным обменом веществ

2) являются внутриклеточными паразитами

3) способны размножаться только внутри животных клеток

4) не содержат нуклеиновых кислот

5) могут быть уничтожены применением антибиотиков

6) не способны к самостоятельному синтезу белка

10.

Установите соответствие между признаками приспособленности растения к опылению и его способом.

 

ПРИЗНАКИ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ   СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ

А) мелкая сухая пыльца

Б) мелкие невзрачные цветки

В) наличие в цветках нектара

Г) яркая окраска цветков

Д) образование большого количества пыльцы

Е) зацветание до распускания листьев

 

1) ветром

2) насекомыми

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

11.

Установите последовательность этапов двойного оплодотворения у покрытосеменных растений.

 

1) проникновение спермиев в зародышевый мешок

2) перенос пыльцы на рыльце пестика

3) слияние ядра одного спермия с ядром яйцеклетки, другого спермия — со вторичным ядром зародышевого мешка

4) образование диплоидной зиготы и триплоидной клетки

5) прорастание пыльцевой трубки в семязачаток

12.

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение эндокринной системы человека», указывающие только на железы внутренней секреции, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) гипоталамус

2) тимус

3) гипофиз

4) поджелудочная железа

5) надпочечники

6) щитовидная железа

13.

Установите соответствие между характеристикой иммунитета и его видом.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА   ВИД ИММУНИТЕТА

А) врождённый, формируется уже у плода

Б) обеспечивается кожей, клетками слизистых оболочек

В) обеспечивается антителами, выделяемыми лимфоцитами

Г) направлен против любых чужеродных веществ

Д) направлен на определённый антиген

Е) при повторной встрече с антигеном иммунитет усиливается

 

1) специфический

2) неспецифический

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДE
      

14.

Расположите в правильном порядке процессы, протекающие во время дыхательного движения у млекопитающего, начиная с возбуждения центра вдоха. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) сокращение межрёберных мышц и диафрагмы

2) увеличение объёма лёгких

3) обогащение крови кислородом в альвеолах лёгких и освобождение её от избытка углекислого газа

4) уменьшение лёгких в объёме и удаление из них воздуха

5) расслабление межрёберных мышц

15.

Выберите положения синтетической теории эволюции.

 

1) единица эволюции — популяция

2) единица эволюции — вид

3) факторы эволюции — мутационная изменчивость, дрейф генов, популяционные волны

4) факторы эволюции — наследственность, изменчивость, борьба за существование

5) формы естественного отбора — движущий и половой

6) формы естественного отбора — движущий, стабилизирующий, дизруптивный

16.

Установите соответствие между животными и группами организмов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

 

ЖИВОТНЫЕ   ГРУППЫ ОРГАНИЗМОВ

А) кальмары

Б) ихтиозавры

В) тюлени

Г) дельфины

Д) морские черепахи

Е) акулы

 

1) первичноводные

2) вторичноводные

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

17.

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Выберите характеристики наземно-воздушной среды обитания организмов.

 

1) давление в среде низкое

2) высокая плотность среды

3) содержание кислорода высокое

4) высокая теплопроводность

5) сезонные температурные перепады

6) ограниченная проницаемость для света

18.

Установите соответствие между организмами и их трофическим уровнем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОРГАНИЗМЫ   ТРОФИЧЕСКИЕ УРОВНИ

А) бактерия сенная палочка

Б) трутовый гриб

В) заяц-беляк

Г) цианобактерии

Д) гриб мукор

Е) клевер луговой

 

1) продуцент

2) консумент

3) редуцент

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

19.

Установите правильную последовательность событий при созревании яйцеклетки. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) удвоение ДНК

2) начало профазы первого деления мейоза

3) кроссинговер

4) отделение первого полярного тельца

5) формирование двух гаплоидных ядер

6) образование одной гаметы

20.

Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из приложенного списка.

 

Место протекания процессаПроцессФаза фотосинтеза
Авозбуждение хлорофилласветовая
строма хлоропластаБтемновая
мембраны тилакоидовсинтез АТФВ

 

Список терминов и понятий:

1) мембраны тилакоидов

2) световая фаза

3) фиксация неорганического углерода

4) фотолиз воды

5) темновая фаза

6) цитоплазма клетки

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВ
   

21.

Проанализируйте гистограмму, в которой представлена доля макрофагов с изменённой морфологией (% от общего числа) в печени, костном мозге и селезёнке мышей, страдающих лейкемией. В качестве контроля использовался костный мозг здоровых мышей.

 

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

 

1) При лейкемии возрастает количество макрофагов с изменённой морфологией в костном мозге.

2) Больше всего макрофагов обнаруживается в печени.

3) Печень, костный мозг и селезёнка участвуют в кроветворении.

4) Больше всего доля макрофагов с изменённой морфологией в печени.

5) Лейкемия повреждает в первую очередь печень.

 

Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

22.

Во Франции на фермах в корм для виноградных улиток добавляют мел. Объясните, с какой целью это делают.

23.

Рассмотрите и определите биологические объекты, обозначенные цифрами 1 и 2. Назовите два общих признака в их строении и два признака, по которым они различаются.

24.

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

(1) Мейоз – это особая форма деления клеточного ядра. (2) Перед началом мейоза каждая хромосома и каждая молекула ДНК удваивается. (3) Таким образом, в каждом ядре, в котором начинается мейоз, содержится набор гомологичных хромосом и ДНК, выражаемый формулой 2n2c. (4) В первом делении мейоза гомологичные хромосомы выстраиваются друг против друга, и затем в анафазе расходятся к полюсам клетки. (5) У полюсов образуется гаплоидный набор двухроматидных хромосом. (6) Каждая из этих удвоенных хромосом в телофазе второго деления мейоза попадает в гамету. (7) Распределение гомологичных хромосом по гаметам происходит независимо друг от друга.

25.

Дайте общую характеристику типа Хордовые.

26.

Почему сильное «цветение» воды часто приводит к замору рыбы и гибели других обитателей водоема?

27.

Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев цветкового растения. Объясните результат в каждом случае.

28.

Ген короткой шерсти (А) у кошек доминирует над геном длинной шерсти (а) и наследуется аутосомно. Ген окраски кошек сцеплен с Х-хромосомой. Чёрная окраска определяется геном ХВ, рыжая – геном Хb. Гетерозиготы имеют черепаховую окраску. Длинношёрстная кошка черепаховой окраски была скрещена с рыжим короткошёрстным (Аа) котом. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомства, а также вероятность рождения чёрной кошки. Объясните результат скрещивания. Какие законы наследования проявляются в этих скрещиваниях?