№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 2968847

1.

Рас­смот­ри­те схему. За­пи­ши­те в от­ве­те про­пу­щен­ный тер­мин обо­зна­чен­ный на схеме зна­ком во­про­са.

2.

Рассмотрите таблицу «Вклад ученого в развитие данной науки» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

Раздел биологииВклад ученого в развитие данной науки
ФизиологияМечников И.И. − Фагоцитарная теория иммунитета
К. Линней - Бинарная номенклатура

3.

Сколько половых хромосом содержит сперматозоид человека, если в гаплоидном наборе 23 хромосомы? В ответе запишите только соответствующее число.

4.

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) осмотрофный способ питания

2) размножение путём продольного деления

3) наличие сократительной вакуоли

4) наличие разнообразных пластид

5) способность к фагоцитозу

5.

Установите соответствие между функцией органоида клетки и органоидом, выполняющим эту функцию.

 

ФУНКЦИЯ   ОРГАНОИД

A) секреция синтезированных веществ

Б) биосинтез белков

B) расщепление органических веществ

Г) образование лизосом

Д) формирование полисом

Е) защитная

 

1) аппарат Гольджи

2) лизосома

3) рибосома

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

6.

Опре­де­ли­те ве­ро­ят­ность про­яв­ле­ния (в %) до­ми­нант­но­го фе­но­ти­па у по­том­ка ана­ли­зи­ру­ю­ще­го скре­щи­ва­ния ге­те­ро­зи­гот­но­го ор­га­низ­ма при не­пол­ном до­ми­ни­ро­ва­нии.

Ответ за­пи­ши­те в виде числа, по­ка­зы­ва­ю­ще­го ис­ко­мую ве­ро­ят­ность в про­цен­тах. Знак % не ис­поль­зуй­те.

7.

Вы­бе­ри­те два вер­ных от­ве­та из пяти. Ис­кус­ствен­ный му­та­ге­нез при­ме­ня­ет­ся в

 

1) се­лек­ции рас­те­ний

2) вы­ве­де­нии новых пород до­маш­них жи­вот­ных (коров, ло­ша­дей)

3) ле­че­нии че­ло­ве­ка

4) про­фи­лак­ти­ке за­бо­ле­ва­ний че­ло­ве­ка

5) се­лек­ции мик­ро­ор­га­низ­мов

8.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ор­га­низ­ма­ми и осо­бен­но­стя­ми стро­е­ния тела: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ПРИ­МЕР ЯВ­ЛЕ­НИЯ   Стро­е­ние

А) хло­рел­ла

Б) дрож­жи

В) пла­на­рия

Г) пе­ни­цилл

Д) ме­ду­за

Е) сен­ная па­лоч­ка

 

1) од­но­кле­точ­ные

2) мно­го­кле­точ­ные

 

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГДЕ
      

9.

Вирусы:

 

1) не обладают собственным обменом веществ

2) являются внутриклеточными паразитами

3) способны размножаться только внутри животных клеток

4) не содержат нуклеиновых кислот

5) могут быть уничтожены применением антибиотиков

6) не способны к самостоятельному синтезу белка

10.

Установите соответствие между признаками приспособленности растения к опылению и его способом.

 

ПРИЗНАКИ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ   СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ

А) мелкая сухая пыльца

Б) мелкие невзрачные цветки

В) наличие в цветках нектара

Г) яркая окраска цветков

Д) образование большого количества пыльцы

Е) зацветание до распускания листьев

 

1) ветром

2) насекомыми

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

11.

Установите последовательность этапов двойного оплодотворения у покрытосеменных растений.

 

1) проникновение спермиев в зародышевый мешок

2) перенос пыльцы на рыльце пестика

3) слияние ядра одного спермия с ядром яйцеклетки, другого спермия — со вторичным ядром зародышевого мешка

4) образование диплоидной зиготы и триплоидной клетки

5) прорастание пыльцевой трубки в семязачаток

12.

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение эндокринной системы человека», указывающие только на железы внутренней секреции, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) гипоталамус

2) тимус

3) гипофиз

4) поджелудочная железа

5) надпочечники

6) щитовидная железа

13.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой им­му­ни­те­та и его видом.

 

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА   ВИД ИМ­МУ­НИ­ТЕ­ТА

А) врождённый, фор­ми­ру­ет­ся уже у плода

Б) обес­пе­чи­ва­ет­ся кожей, клет­ка­ми сли­зи­стых обо­ло­чек

В) обес­пе­чи­ва­ет­ся ан­ти­те­ла­ми, вы­де­ля­е­мы­ми лим­фо­ци­та­ми

Г) на­прав­лен про­тив любых чу­же­род­ных ве­ществ

Д) на­прав­лен на опре­делённый ан­ти­ген

Е) при по­втор­ной встре­че с ан­ти­ге­ном им­му­ни­тет уси­ли­ва­ет­ся

 

1) спе­ци­фи­че­ский

2) не­спе­ци­фи­че­ский

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГДE
      

14.

Расположите в правильном порядке процессы, протекающие во время дыхательного движения у млекопитающего, начиная с возбуждения центра вдоха. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) сокращение межрёберных мышц и диафрагмы

2) увеличение объёма лёгких

3) обогащение крови кислородом в альвеолах лёгких и освобождение её от избытка углекислого газа

4) уменьшение лёгких в объёме и удаление из них воздуха

5) расслабление межрёберных мышц

15.

Вы­бе­ри­те по­ло­же­ния син­те­ти­че­ской тео­рии эво­лю­ции.

 

1) еди­ни­ца эво­лю­ции — по­пу­ля­ция

2) еди­ни­ца эво­лю­ции — вид

3) фак­то­ры эво­лю­ции — му­та­ци­он­ная из­мен­чи­вость, дрейф генов, по­пу­ля­ци­он­ные волны

4) фак­то­ры эво­лю­ции — на­след­ствен­ность, из­мен­чи­вость, борь­ба за су­ще­ство­ва­ние

5) формы есте­ствен­но­го от­бо­ра — дви­жу­щий и по­ло­вой

6) формы есте­ствен­но­го от­бо­ра — дви­жу­щий, ста­би­ли­зи­ру­ю­щий, диз­руп­тив­ный

16.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между жи­вот­ны­ми и груп­па­ми ор­га­низ­мов: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца

 

ЖИ­ВОТ­НЫЕ   ГРУП­ПЫ ОР­ГА­НИЗ­МОВ

А) каль­ма­ры

Б) их­тио­зав­ры

В) тю­ле­ни

Г) дель­фи­ны

Д) мор­ские че­ре­па­хи

Е) акулы

 

1) пер­вич­но­вод­ные

2) вто­рич­но­вод­ные

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД
     

17.

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Выберите характеристики наземно-воздушной среды обитания организмов.

 

1) давление в среде низкое

2) высокая плотность среды

3) содержание кислорода высокое

4) высокая теплопроводность

5) сезонные температурные перепады

6) ограниченная проницаемость для света

18.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ор­га­низ­ма­ми и их тро­фи­че­ским уров­нем: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ОР­ГА­НИЗ­МЫ   ТРО­ФИ­ЧЕ­СКИЕ УРОВ­НИ

А) бак­те­рия сен­ная па­лоч­ка

Б) тру­то­вый гриб

В) заяц-беляк

Г) ци­анобак­те­рии

Д) гриб мукор

Е) кле­вер лу­го­вой

 

1) про­ду­цент

2) кон­су­мент

3) ре­ду­цент

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

АБВГДЕ
      

19.

Установите правильную последовательность событий при созревании яйцеклетки. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) удвоение ДНК

2) начало профазы первого деления мейоза

3) кроссинговер

4) отделение первого полярного тельца

5) формирование двух гаплоидных ядер

6) образование одной гаметы

20.

Про­ана­ли­зи­руй­те таб­ли­цу. За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя по­ня­тия и тер­ми­ны, при­ведённые в спис­ке. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­ва­ми, вы­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий тер­мин из при­ло­жен­но­го спис­ка.

 

Место про­те­ка­ния про­цес­саПро­цессФаза фо­то­син­те­за
Авоз­буж­де­ние хло­ро­фил­ласве­то­вая
стро­ма хло­ро­пла­стаБтем­но­вая
мем­бра­ны ти­ла­ко­и­довсин­тез АТФВ

 

Спи­сок тер­ми­нов и по­ня­тий:

1) мем­бра­ны ти­ла­ко­и­дов

2) све­то­вая фаза

3) фик­са­ция не­ор­га­ни­че­ско­го уг­ле­ро­да

4) фо­то­лиз воды

5) тем­но­вая фаза

6) ци­то­плаз­ма клет­ки

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВ
   

21.

Проанализируйте гистограмму, в которой представлена доля макрофагов с изменённой морфологией (% от общего числа) в печени, костном мозге и селезёнке мышей, страдающих лейкемией. В качестве контроля использовался костный мозг здоровых мышей.

 

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

 

1) При лейкемии возрастает количество макрофагов с изменённой морфологией в костном мозге.

2) Больше всего макрофагов обнаруживается в печени.

3) Печень, костный мозг и селезёнка участвуют в кроветворении.

4) Больше всего доля макрофагов с изменённой морфологией в печени.

5) Лейкемия повреждает в первую очередь печень.

 

Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

22.

Во Франции на фермах в корм для виноградных улиток добавляют мел. Объясните, с какой целью это делают.

23.

Рас­смот­ри­те и опре­де­ли­те био­ло­ги­че­ские объ­ек­ты, обо­зна­чен­ные циф­ра­ми 1 и 2. На­зо­ви­те два общих при­зна­ка в их стро­е­нии и два при­зна­ка, по ко­то­рым они раз­ли­ча­ют­ся.

24.

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

(1) Мейоз – это особая форма деления клеточного ядра. (2) Перед началом мейоза каждая хромосома и каждая молекула ДНК удваивается. (3) Таким образом, в каждом ядре, в котором начинается мейоз, содержится набор гомологичных хромосом и ДНК, выражаемый формулой 2n2c. (4) В первом делении мейоза гомологичные хромосомы выстраиваются друг против друга, и затем в анафазе расходятся к полюсам клетки. (5) У полюсов образуется гаплоидный набор двухроматидных хромосом. (6) Каждая из этих удвоенных хромосом в телофазе второго деления мейоза попадает в гамету. (7) Распределение гомологичных хромосом по гаметам происходит независимо друг от друга.

25.

Дайте общую ха­рак­те­ри­сти­ку типа Хор­до­вые.

26.

Почему сильное «цветение» воды часто приводит к замору рыбы и гибели других обитателей водоема?

27.

Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для кле­ток за­ро­ды­ша и эн­до­спер­ма се­ме­ни, ли­стьев цвет­ко­во­го рас­те­ния. Объ­яс­ни­те ре­зуль­тат в каж­дом слу­чае.

28.

Ген короткой шерсти (А) у кошек доминирует над геном длинной шерсти (а) и наследуется аутосомно. Ген окраски кошек сцеплен с Х-хромосомой. Чёрная окраска определяется геном ХВ, рыжая – геном Хb. Гетерозиготы имеют черепаховую окраску. Длинношёрстная кошка черепаховой окраски была скрещена с рыжим короткошёрстным (Аа) котом. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомства, а также вероятность рождения чёрной кошки. Объясните результат скрещивания. Какие законы наследования проявляются в этих скрещиваниях?