№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 2968845

1.

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

2.

Рассмотрите таблицу «Форма наследственной изменчивости» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

Форма наследственной изменчивостиПример изменчивости
разная масса тела бычков одного приплода
мутационнаярождение шестиногого теленка

3.

Какой антикодон транспортной РНК соответствует триплету ТГА в молекуле ДНК?

4.

Биологическая сущность мейоза состоит в:

 

1) появлении новой последовательности нуклеотидов;

2) образовании клеток с удвоенным числом хромосом;

3) образовании гаплоидных клеток;

4) рекомбинации участков негомологичных хромосом;

5) новых комбинациях генов;

6) появлении большего числа соматических клеток.

5.

Установите соответствие между процессами и фазами митоза, изображёнными на рисунках: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЦЕССЫ   ФАЗЫ МИТОЗА

А) расхождение центриолей к полюсам

клетки

Б) укорачивание нитей веретена деления

В) присоединение нитей веретена деления

к хромосомам

Г) выстраивание хромосом в одной

плоскости

Д) спирализация хромосом

Е) движение хромосом к полюсам клетки

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДE
      

6.

При скрещивании гомозиготных растений томатов с красными (А) круглыми (В) плодами и растений с желтыми (а) грушевидными (b) плодами в F2 происходит расщепление по фенотипу в соотношении (гены окраски и формы плодов расположены в разных парах хромосом). Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

7.

Все приведённые ниже признаки, кроме двух, — диплоидные стадии развития мха. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) спорофит

2) спорангий

3) листья

4) спора

5) зигота

8.

Установите соответствие между насекомым и типом его развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

НАСЕКОМЫЕ   ТИП РАЗВИТИЯ

А) домашняя муха

Б) майский жук

В) клоп-солдатик

Г) стрекоза коромысло

Д) бабочка павлиний глаз

Е) таракан

 

1) с полным превращением

2) с неполным превращением

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

9.

Выберите три верных ответа из шести. Лишайники размножаются

 

1) спорами

2) кусочками слоевища

3) особыми образованиями, состоящими из клеток водоросли и гриба

4) простым делением пополам

5) мейозом

6) шизогонией

10.

Установите соответствие между видом животного и отрядом, к которому оно относится: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ЖИВОТНЫЕ   ОТРЯДЫ

А) Бегемот

Б) Носорог

В) Лошадь

Г) Осёл

Д) Северный олень

Е) Жираф

 

1) Парнокопытные

2) Непарнокопытные

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

11.

Установите правильную последовательность фаз развития печеночного сосальщика, начиная с яйца.

 

1) яйцо

2) брюхоногий моллюск

3) циста

4) ресничная личинка

5) хвостатая личинка

6) окончательный хозяин

12.

Выберите три верных признака гиповитаминоза А:

 

1) задержка роста

2) кровоточивость десен

3) ухудшение зрения

4) поражение кожи

5) малокровие

6) быстрое заживление ран

13.

Установите соответствие между процессами пищеварения и отделами пищеварительного канала, в которых они протекают — (1) желудок, (2) тонкая кишка либо (3) толстая кишка:

 

А) обработка пищевой массы желчью

Б) всасывание основной части воды

В) расщепление белков и некоторых видов жиров

Г) интенсивное всасывание питательных веществ ворсинками

Д) расщепление клетчатки

Е) завершение расщепления белков, углеводов, жиров

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

14.

Установите правильную последовательность прохождения звуковой волны в органе слуха человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) барабанная перепонка

2) овальное окошко

3) стремечко

4) наковальня

5) молоточек

6) волосковые клетки

15.

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания общей дегенерации. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

 

(1)Упрощение организации и образа жизни организмов, сопровождающееся утратой ряда органов или систем органов, – один из путей достижения биологического прогресса. (2)Гельминты перешли к паразитическому образу жизни, сильно упростив свою организацию. (3)Они отличаются высокой плодовитостью, сложными циклами развития и разнообразными приспособлениями к среде обитания. (4)У паразитического растения повилики в процессе эволюции утратилась способность к фотосинтезу в связи с отсутствием нормальных листьев и корней. (5)У змей произошла редукция конечностей, а у крота – редукция органов зрения. (6)Редукция органов связана с мутациями, которые закрепляются в поколениях и распространяются в популяции.

16.

Установите соответствие между примерами гомологичных и аналогичных органов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ   ОРГАНЫ

А) плодолистики и прицветники

Б) ласт кита и крыло птицы

В) колючки барбариса и выросты стебля у ежевики

Г) листья и тычинки цветка

Д) глаз зайца и глаз пчелы

Е) крыло летучей мыши и крыло бабочки

 

1) гомологичные органы

2) аналогичные органы

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

17.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из перечисленных организмов образуют второй трофический уровень?

 

1) ежа сборная

2) ёж европейский

3) косуля европейская

4) прыткая ящерица

5) полёвка обыкновенная

6) муха-журчалка

18.

Установите соответствие между примерами и типом отношений организмов в экосистеме.

 

ПРИМЕРЫ   ТИП ОТНОШЕНИЙ

A) распространение пыльцы некоторых растений одним видом насекомых

Б) акула и рыба-прилипало

B) орхидеи, поселяющиеся на деревьях

Г) бактерии в организме человека и животных

Д) клубеньковые бактерии

Е) микориза

 

1) симбиоз

2) комменсализм

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

19.

Определите последовательность стадий развития папоротника, начиная с оплодотворения.

 

1) развитие заростка

2) оплодотворение

3) развитие спорофита

4) образование архегониев и антеридиев

5) образование спорангиев

6) прорастание споры

20.

Проанализируйте таблицу «Гаметогенез». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

 

Гаметогенез

ЗоныПроцессНабор ДНК и

хромосом в клетках

в конце процесса

____________ (А)митоз2n2c
роста_________(Б)2n4c
созреваниямейоз____________ (В)

 

Список терминов

1) формирование

2) вегетативное

3) размножение

4) редукционное

5) увеличение размеров

6) 2n4c

7) nc

21.

Пользуясь таблицей «Кислотность соков и секретов в пищеварительном тракте человека» и знаниями курса биологии выберите верные утверждения.

 

Кислотность соков и секретов в пищеварительном тракте человека

 

Отдел пищеварительного трактаКислотность соков и секретов (рН)
Полость рта6,7–7,5

Слюна поджелудочных желёз6,39

Слюна околоушных желёз5,81

Смешанна слюна6,4
В пищеводе в норме5,5–7

В пищеводе при изжоге4 и ниже

В желудке натощак1,5–2

В тонкой кишке7,2–7,5

В толстой кишке

8,5–8,9

 

1) Самая щёлочная среда в толстой кишке.

2) При изжоге pH пищевода резко понижается.

3) В пустом (натощак) желудке самая щёлочная среда.

4) При голодовке возникает опасность заболевания язвой двенадцатиперстой кишки.

5) В кислой среде желудка лучше расщепляются углеводы.

22.

Как в настоящее время формулируется клеточная теория?

23.

Какая часть листа обозначена на рисунке буквой А и из каких структур она состоит? Какие функции выполняют эти структуры?

24.

Найдите четыре ошибки в приведённом тексте «Методы генетики». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

 

(1)Генеалогический метод генетики человека позволяет определить причину проявления геномных мутаций. (2)Благодаря генеалогическому методу установлены наследования гемофилии, дальтонизма, серповидно- клеточной анемии, альбинизма. (3)Близнецовый метод позволяет прогнозировать рождение однояйцевых близнецов. (4)Цитогенетический метод основан на изучении числа и строения хромосом. (5)С помощью цитогенетического метода выявляют причины наследственных болезней, исследуют хромосомные и геномные мутации. (6)Популяционно-статистический метод основан на анализе кариотипа. (7)Биохимический метод основан на изучении биохимических реакций и обмена веществ.

25.

Как осуществляются дыхательные движения у человека при спокойных вдохе и выдохе? Ответ обоснуйте.

26.

Какие растения в природных условиях получают минеральное питание не из почвы и поясните — как?

27.

Дана цепь ДНК: ЦТААТГТААЦЦА. Определите:

А) Первичную структуру закодированного белка.

Б) Процентное содержание различных видов нуклеотидов в этом гене (в двух цепях).

В) Длину этого гена.

Г) Длину белка.

 

Генетический код (иРНК)

 

Первое

основание

Второе основаниеТретье

основание

УЦАГ

У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

Цис

Цис

Три

У

Ц

А

Г

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

 

Примечание от составителей сайта.

Длина 1 нуклеотида — 0,34 нм

Длина одной аминокислоты — 0,3 нм

Длина нуклеотида и аминокислоты — это табличные данные, их нужно знать (к условию не прилагаются)

28.

Гибридная мышь, полученная от скрещивания чистой линии мышей с извитой шерстью (а) нормальной длины (B) с чистой линией, имеющей прямую длинную шерсть, была скрещена с самцом, который имел извитую длинную шерсть. В потомстве 40% мышей имели прямую длинную шерсть, 40% — извитую шерсть нормальной длины, 10% — прямую нормальной длины и 10% — извитую длинную шерсть. Определите генотипы всех особей. Составьте схемы скрещиваний. Какой закон проявляется в этом скрещивании?