№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 2968844

1.

Рас­смот­ри­те пред­ло­жен­ную схему и за­пи­ши­те в от­ве­те про­пу­щен­ный тер­мин, обо­зна­чен­ный на схеме зна­ком во­про­са.

2.

Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

МетодПрименение метода
Изучение строения клеток кожицы лука
Биохимическийопределение уровня гемоглобина в крови

3.

Сколько ауто­сом со­дер­жит­ся в спер­ма­то­зо­и­де у человека? В ответ за­пи­ши­те только со­от­вет­ству­ю­щее число.

4.

Выберите ТРИ функ­ции ДНК в клетке

 

1) по­сред­ник в пе­ре­да­че наследственной информации

2) хра­не­ние наследственной информации

3) ко­ди­ро­ва­ние аминокислот

4) мат­ри­ца для син­те­за иРНК

5) регуляторная

6) струк­ту­ри­ро­ва­ние хромосом

5.

Установите со­от­вет­ствие между видом кле­ток и его спо­соб­но­стью к фагоцитозу.

 

ВИД КЛЕ­ТОК   СПОСОБНОСТЬ К ФАГОЦИТОЗУ

А) амёба

Б) лейкоциты

В) хлорелла

Г) мукор

Д) инфузория

Е) хла­ми­до­мо­на­да

 

1) способны

2) не спо­соб­ны

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВГДЕ
      

6.

Какую группу крови по системе АВО имеет человек с генотипом IBI0? В ответ запишите цифру.

7.

Все приведённые ниже термины, кроме двух, используются для обозначения стадий эмбриогенеза кишечнополостных животных. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) стадия бластулы

2) дробление

3) гаметогенез

4) стадия нейрулы

5) стадия гаструлы

8.

Установите соответствие между методами и областями науки и производства, в которых эти методы используются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

МЕТОДЫ   ОТРАСЛИ

А) получение полиплоидов

Б) метод культуры клеток и тканей

В) использование дрожжей для производства

белков и витаминов

Г) метод рекомбинантных плазмид

Д) испытание по потомству

Е) гетерозис

 

1) селекция

2) биотехнология

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

AБВГДЕ
      

9.

Какие из пе­ре­чис­лен­ных при­зна­ков ха­рак­тер­ны для флоэмы? Вы­бе­ри­те три вер­ных при­зна­ка из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) слу­жит для про­ве­де­ния воды от кор­ней к листьям

2) яв­ля­ет­ся про­во­дя­щей тка­нью растения

3) клет­ки ли­ше­ны кле­точ­ной стенки

4) клет­ки со­дер­жат хлоропласты

5) клет­ки ли­ше­ны ядер

6) клет­ки имеют клетки-спутницы

10.

Установите соответствие между видом растения и классом, к которому относится данный вид.

 

ВИД РАСТЕНИЯ   КЛАССЫ РАСТЕНИЙ

А) Пшеница твердая

Б) Кукуруза сахарная

В) Лютик кашубский

Г) Тюльпан алтайский

Д) Клен платанолистный

Е) Пастушья сумка

 

1) Двудольные

2) Однодольные

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

11.

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность эта­пов раз­ви­тия ин­ди­ви­ду­аль­но­го од­но­лет­не­го по­кры­то­се­мен­но­го рас­те­ния из се­ме­ни.

 

1) об­ра­зо­ва­ние пло­дов и семян

2) по­яв­ле­ние ве­ге­та­тив­ных ор­га­нов

3) по­яв­ле­ние цвет­ков, опы­ле­ние

4) опло­до­тво­ре­ние и фор­ми­ро­ва­ние за­ро­ды­ша

5) про­рас­та­ние се­ме­ни

12.

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

К функ­ци­ям лим­фа­ти­че­ской си­сте­мы от­но­сят­ся:

 

1) транс­порт газов к клет­кам тка­ней

2) осу­ществ­ле­ние дре­на­жа тка­ней, вса­сы­ва­ние воды и кол­ло­ид­ных бел­ков

3) пе­ре­рас­пре­де­ле­ние тепла в ор­га­низ­ме

4) транс­порт про­дук­тов рас­па­да к ор­га­нам вы­де­ле­ния

5) воз­вра­ще­ние в кро­вя­ное русло тка­не­вой жид­ко­сти

6) ба­рьер­но-филь­тра­ци­он­ная и им­мун­ная функ­ция

13.

Установите со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми желез внут­рен­ней сек­ре­ции и железами, ко­то­рые эти функ­ции выполняют

 

ФУНКЦИИ ЖЕЛЁЗ

 

ЖЕЛЕЗЫ

А) сек­ре­ция по­ло­вых гормонов

Б) кон­троль де­я­тель­но­сти желёз внут­рен­ней секреции

В) ре­гу­ля­ция об­ме­на солей и углеводов

Г) сек­ре­ция гор­мо­на роста

Д) сек­ре­ция адреналина

Е) сек­ре­ция норадреналина

 

1) гипофиз

2) надпочечники

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВГДЕ
      

14.

Установите правильную последовательность прохождения по кругам кровообращения лекарственного препарата, введённого в вену левой руки. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) вена левого предплечья

2) левое предсердие

3) левый желудочек

4) правый желудочек

5) лёгочный ствол

6) лёгочные вены

15.

Про­чи­тай­те текст. Вы­бе­ри­те три вер­ных утвер­жде­ния. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

(1) Не­ан­дер­та­лец — древ­ний че­ло­век, ис­ко­па­е­мые остан­ки ко­то­ро­го были об­на­ру­же­ны в до­ли­не Не­ан­дер­таль в Гер­ма­нии. (2) Жили не­ан­дер­таль­цы в пе­ще­рах, охота ве­лась кол­лек­тив­но с ис­поль­зо­ва­ни­ем ко­стя­ных ору­дий. (3) Череп не­ан­дер­таль­цев имел мощ­ный над­глаз­нич­ный валик, лоб был низ­ким, лицо ску­ла­стым. (4) Не­ан­дер­таль­цы — самые близ­кие пред­ки че­ло­ве­ко­об­раз­ных обе­зьян. (5) Не­мно­го­чис­лен­ные ветви не­ан­дер­таль­цев со­хра­ни­лись до се­го­дняш­не­го дня в Аф­ри­ке.

16.

Установите соответствие между организмами и эрой, в которой происходил их расцвет на Земле: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОРГАНИЗМ   ЭРА

А) кистепёрые рыбы

Б) птицы

В) папоротники

Г) пресмыкающиеся

Д) млекопитающие

Е) голосеменные

 

1) мезозойская

2) палеозойская

3) кайнозойская

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

17.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из факторов среды могут быть ограничивающими для ручьевой форели?

 

1) пресная вода

2) содержание кислорода менее 1,6 мг/л

3) температура воды +29 градусов

4) солёность воды

5) освещённость водоёма

6) скорость течения реки

18.

Установите соответствие между организмами и функциональными группами в экосистемах: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОРГАНИЗМ   ГРУППА

А) гриб опёнок

Б) горох посевной

В) гриб спорынья

Г) бактерия сенная палочка

Д) железобактерии

Е) чёрный хорь

 

1) продуцент

2) консумент

3) редуцент

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

19.

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность эта­пов из­ме­не­ния окрас­ки кры­льев у ба­боч­ки бе­ре­зо­вой пя­де­ни­цы в про­цес­се эво­лю­ции.

 

1) со­хра­не­ние тем­ных ба­бо­чек в ре­зуль­та­те от­бо­ра

2) из­ме­не­ние окрас­ки ство­лов берез вслед­ствие за­гряз­не­ния окру­жа­ю­щей среды

3) раз­мно­же­ние тем­ных ба­бо­чек, со­хра­не­ние в ряде по­ко­ле­ний тем­ных осо­бей

4) уни­что­же­ние свет­лых ба­бо­чек пти­ца­ми

5) из­ме­не­ние через не­ко­то­рое время окрас­ки осо­бей в по­пу­ля­ции со свет­лой на тем­ную

20.

Вставьте в текст «Обмен веществ в растении» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ

Для образования органических веществ в листе необходима ___________ (А), которую растение получает из почвы с помощью ___________ (Б). Почвенный раствор поднимается вверх благодаря особому давлению — ___________ (В) — по специальным клеткам проводящей ткани — ___________ (Г) — и поступает в лист. В хлоропластах листа из неорганических веществ синтезируются органические.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) атмосферное2) вода3) корень4) корневое
5) побег6) ситовидная трубка7) сосуд8) стебель

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГ
    

21.

Про­ана­ли­зи­руй­те гра­фик «Ва­ри­а­ци­он­ная кри­вая, от­ра­жа­ю­щая рас­пре­де­ле­ние семян тыквы по их ве­ли­чи­не». Вы­бе­ри­те два утвер­жде­ния, ко­то­рые можно сфор­му­ли­ро­вать на ос­но­ве ана­ли­за таб­ли­цы.

 

1) раз­мер семян 14–15 мм — мак­си­маль­ный раз­мер

2) реже всего встре­ча­ют­ся се­ме­на раз­ме­ром от 11 до 12 мм

3) наи­бо­лее часто встре­ча­ют­ся се­ме­на сред­не­го раз­ме­ра

4) сред­ний раз­мер семян ко­леб­лет­ся в пре­де­лах 14–15 мм

5) семян раз­ме­ром боль­ше 19 мм не бы­ва­ет в при­ро­де

За­пи­ши­те в от­ве­те но­ме­ра вы­бран­ных утвер­жде­ний.

22.

Какой вклад в развитие биологии внесли изображенные на портретах ученые?

 

23.

На­зо­ви­те изоб­ражённый на ри­сун­ке ор­га­низм и тип, к ко­то­ро­му его от­но­сят. Что обо­зна­че­но буквами А и Б, назовите функции указанных клеток.

24.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки. Запишите эти предложения правильно.

 

1) Выделяют два отдела покрытосеменных растений: однодольные и двудольные.

2) Однодольные растения произошли от двудольных и у них много общих черт.

3) Зародыш двудольных состоит из двух семядолей.

4) Листовые пластинки двудольных обычно с параллельным или дуговым жилкованием.

5) Однодольные растения обычно имеют мочковатую корневую систему, трёхчленный тип строения цветка.

6) Большинство однодольных — это травянистые растения.

25.

Ученые считают, что первые наземные позвоночные — стегоцефалы произошли от древних кистеперых рыб. Какие данные позволили сделать этот вывод?

26.

Докажите, что клетка является открытой системой.

27.

Участок молекулы ДНК имеет следующий состав: — Г-А-Т-Г-А-А-Т-А-Г-Т-Г-Ц-Т-Т-Ц. Перечислите не менее 3 последствий, к которым может привести случайная замена седьмого нуклеотида тимина на цитозин (Ц).

 

Генетический код (иРНК)

 

Первое

основание

Второе основаниеТретье

основание

УЦАГ

У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

Цис

Цис

Три

У

Ц

А

Г

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

 

Правила поль­зо­ва­ния таблицей

 

Первый нуклеотид в триплете берется из левого вертикального ряда, второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота

28.

Опре­де­ли­те тип на­сле­до­ва­ния, ге­но­тип про­бан­да в сле­ду­ю­щей ро­до­слов­ной