№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 2968844

1.

Рассмотрите предложенную схему и запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

2.

Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

МетодПрименение метода
Изучение строения клеток кожицы лука
Биохимическийопределение уровня гемоглобина в крови

3.

Сколько аутосом содержится в сперматозоиде у человека? В ответ запишите только соответствующее число.

4.

Выберите ТРИ функции ДНК в клетке

 

1) посредник в передаче наследственной информации

2) хранение наследственной информации

3) кодирование аминокислот

4) матрица для синтеза иРНК

5) регуляторная

6) структурирование хромосом

5.

Установите соответствие между видом клеток и его способностью к фагоцитозу.

 

ВИД КЛЕТОК   СПОСОБНОСТЬ К ФАГОЦИТОЗУ

А) амёба

Б) лейкоциты

В) хлорелла

Г) мукор

Д) инфузория

Е) хламидомонада

 

1) способны

2) не способны

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

6.

Какую группу крови по системе АВО имеет человек с генотипом IBI0? В ответ запишите цифру.

7.

Все приведённые ниже термины, кроме двух, используются для обозначения стадий эмбриогенеза кишечнополостных животных. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) стадия бластулы

2) дробление

3) гаметогенез

4) стадия нейрулы

5) стадия гаструлы

8.

Установите соответствие между методами и областями науки и производства, в которых эти методы используются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

МЕТОДЫ   ОТРАСЛИ

А) получение полиплоидов

Б) метод культуры клеток и тканей

В) использование дрожжей для производства белков и витаминов

Г) метод рекомбинантных плазмид

Д) испытание по потомству

Е) гетерозис

 

1) селекция

2) биотехнология

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

AБВГДЕ
      

9.

Какие из перечисленных признаков характерны для флоэмы? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) служит для проведения воды от корней к листьям

2) является проводящей тканью растения

3) клетки лишены клеточной стенки

4) клетки содержат хлоропласты

5) клетки лишены ядер

6) клетки имеют клетки-спутницы

10.

Установите соответствие между видом растения и классом, к которому относится данный вид.

 

ВИД РАСТЕНИЯ   КЛАССЫ РАСТЕНИЙ

А) Пшеница твердая

Б) Кукуруза сахарная

В) Лютик кашубский

Г) Тюльпан алтайский

Д) Клен платанолистный

Е) Пастушья сумка

 

1) Двудольные

2) Однодольные

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

11.

Установите последовательность этапов развития индивидуального однолетнего покрытосеменного растения из семени.

 

1) образование плодов и семян

2) появление вегетативных органов

3) появление цветков, опыление

4) оплодотворение и формирование зародыша

5) прорастание семени

12.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

К функциям лимфатической системы относятся:

 

1) транспорт газов к клеткам тканей

2) осуществление дренажа тканей, всасывание воды и коллоидных белков

3) перераспределение тепла в организме

4) транспорт продуктов распада к органам выделения

5) возвращение в кровяное русло тканевой жидкости

6) барьерно-фильтрационная и иммунная функция

13.

Установите соответствие между функциями желез внутренней секреции и железами, которые эти функции выполняют

 

ФУНКЦИИ ЖЕЛЁЗ

 

ЖЕЛЕЗЫ

А) секреция половых гормонов

Б) контроль деятельности желёз внутренней секреции

В) регуляция обмена солей и углеводов

Г) секреция гормона роста

Д) секреция адреналина

Е) секреция норадреналина

 

1) гипофиз

2) надпочечники

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

14.

Установите правильную последовательность прохождения по кругам кровообращения лекарственного препарата, введённого в вену левой руки. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) вена левого предплечья

2) левое предсердие

3) левый желудочек

4) правый желудочек

5) лёгочный ствол

6) лёгочные вены

15.

Прочитайте текст. Выберите три верных утверждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

(1) Неандерталец — древний человек, ископаемые останки которого были обнаружены в долине Неандерталь в Германии. (2) Жили неандертальцы в пещерах, охота велась коллективно с использованием костяных орудий. (3) Череп неандертальцев имел мощный надглазничный валик, лоб был низким, лицо скуластым. (4) Неандертальцы — самые близкие предки человекообразных обезьян. (5) Немногочисленные ветви неандертальцев сохранились до сегодняшнего дня в Африке.

16.

Установите соответствие между организмами и эрой, в которой происходил их расцвет на Земле: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОРГАНИЗМ   ЭРА

А) кистепёрые рыбы

Б) птицы

В) папоротники

Г) пресмыкающиеся

Д) млекопитающие

Е) голосеменные

 

1) мезозойская

2) палеозойская

3) кайнозойская

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

17.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из факторов среды могут быть ограничивающими для ручьевой форели?

 

1) пресная вода

2) содержание кислорода менее 1,6 мг/л

3) температура воды +29 градусов

4) солёность воды

5) освещённость водоёма

6) скорость течения реки

18.

Установите соответствие между организмами и функциональными группами в экосистемах: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОРГАНИЗМ   ГРУППА

А) гриб опёнок

Б) горох посевной

В) гриб спорынья

Г) бактерия сенная палочка

Д) железобактерии

Е) чёрный хорь

 

1) продуцент

2) консумент

3) редуцент

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

19.

Установите последовательность этапов изменения окраски крыльев у бабочки березовой пяденицы в процессе эволюции.

 

1) сохранение темных бабочек в результате отбора

2) изменение окраски стволов берез вследствие загрязнения окружающей среды

3) размножение темных бабочек, сохранение в ряде поколений темных особей

4) уничтожение светлых бабочек птицами

5) изменение через некоторое время окраски особей в популяции со светлой на темную

20.

Вставьте в текст «Обмен веществ в растении» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ

Для образования органических веществ в листе необходима ___________ (А), которую растение получает из почвы с помощью ___________ (Б). Почвенный раствор поднимается вверх благодаря особому давлению — ___________ (В) — по специальным клеткам проводящей ткани — ___________ (Г) — и поступает в лист. В хлоропластах листа из неорганических веществ синтезируются органические.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) атмосферное2) вода3) корень4) корневое
5) побег6) ситовидная трубка7) сосуд8) стебель

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГ
    

21.

Проанализируйте график «Вариационная кривая, отражающая распределение семян тыквы по их величине». Выберите два утверждения, которые можно сформулировать на основе анализа таблицы.

 

1) размер семян 14–15 мм — максимальный размер

2) реже всего встречаются семена размером от 11 до 12 мм

3) наиболее часто встречаются семена среднего размера

4) средний размер семян колеблется в пределах 14–15 мм

5) семян размером больше 19 мм не бывает в природе

Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

22.

Какой вклад в развитие биологии внесли изображенные на портретах ученые?

 

23.

Назовите изображённый на рисунке организм и тип, к которому его относят. Что обозначено буквами А и Б, назовите функции указанных клеток.

24.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки. Запишите эти предложения правильно.

 

1) Выделяют два отдела покрытосеменных растений: однодольные и двудольные.

2) Однодольные растения произошли от двудольных и у них много общих черт.

3) Зародыш двудольных состоит из двух семядолей.

4) Листовые пластинки двудольных обычно с параллельным или дуговым жилкованием.

5) Однодольные растения обычно имеют мочковатую корневую систему, трёхчленный тип строения цветка.

6) Большинство однодольных — это травянистые растения.

25.

Ученые считают, что первые наземные позвоночные — стегоцефалы произошли от древних кистеперых рыб. Какие данные позволили сделать этот вывод?

26.

Докажите, что клетка является открытой системой.

27.

Участок молекулы ДНК имеет следующий состав: — Г-А-Т-Г-А-А-Т-А-Г-Т-Г-Ц-Т-Т-Ц. Перечислите не менее 3 последствий, к которым может привести случайная замена седьмого нуклеотида тимина на цитозин (Ц).

 

Генетический код (иРНК)

 

Первое

основание

Второе основаниеТретье

основание

УЦАГ

У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

Цис

Цис

Три

У

Ц

А

Г

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

 

Правила пользования таблицей

 

Первый нуклеотид в триплете берется из левого вертикального ряда, второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота

28.

Определите тип наследования, генотип пробанда в следующей родословной