№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 2968843

1.

Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.

 

2.

Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

МетодПрименение метода
Сезонные изменения в живой природе
Близнецовыйвлияние условий среды на развитие признаков

3.

Сколько молекул ДНК будет содержать пара гомологичных хромосом в конце интерфазы? В ответе запишите только число.

4.

Выберите три процесса, про­ис­хо­дя­щие на молекулярно-генетическом уров­не жизни.

 

1) ре­пли­ка­ция ДНК

2) об­ра­зо­ва­ние пер­вич­ной струк­ту­ры белка

3) митоз

4) мейоз

5) транскрипция

6) кроссинговер

5.

Установите соответствие между особенностями и типами молекул: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОСОБЕННОСТЬ   ТИП

А) могут выполнять ферментативную

функцию

Б) содержат один тип мономеров

В) содержат в составе азот и серу

Г) молекулы имеют третичную и четвертич-

ную структуру

Д) используются как запас энергии

Е) могут быть растворимы в воде

 

1) белки

2) полисахариды

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГДE
      

6.

Сколько типов гамет образует дигетерозиготная особь при полном сцеплении исследуемых генов?

7.

Все при­ведённые ниже при­зна­ки, кроме двух, — га­п­ло­ид­ные ста­дии раз­ви­тия мха. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) сперматозоид

2) спорангий

3) листья

4) спора

5) зигота

8.

Установите соответствие между процессами и стадиями мейоза: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЦЕССЫ   СТАДИИ МЕЙОЗА

А) выстраивание бивалентов в экваториаль-

ной плоскости

Б) расхождение двухроматидных хромосом

В) присоединение к хромосоме нитей от

обоих полюсов клетки

Г) кроссинговер

Д) конъюгация хромосом

Е) образование четырёх гаплоидных ядер

 

1) первое деление

2) второе деление

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГДЕ
      

9.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Рыхление почвы и прополку сорняков в посевах культурных растений проводят для:

 

1) улучшения дыхания растений

2) уменьшения испарения воды из почвы

3) сокращения испарения воды растениями

4) усиления оттока органических веществ из листьев к корням

5) улучшения снабжения растений неорганических веществами

6) ослабления конкуренции между культурными и сорными растениями

10.

Установите соответствие между представителями и классами, к которым они относятся

 

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ   КЛАСС

А) эвглена зелёная

Б) амёба протей

В) вольвокс

Г) амёба дизентерийная

Д) лейшмания

Е) лямблия

 

1) Саркодовые

2) Жгутиковые

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

11.

Установите правильную последовательность стадий жизненного цикла мха (на примере кукушкиного льна) начиная с зиготы.

 

1) образование зиготы

2) образование половых клеток на листостебельном растении

3) образование коробочки на ножке

4) образование гаплоидных спор мейозом

5) образование листостебельного растения из споры

6) миграция сперматозоида к яйцеклетке

12.

Воспалительный процесс при попадании в кожу человека болезнетворных бактерий сопровождается

 

1) увеличением числа лейкоцитов в крови

2) свёртыванием крови

3) расширением кровеносных сосудов

4) активным фагоцитозом

5) образованием оксигемоглобина

6) повышением артериального давления

13.

Установите со­от­вет­ствие между путём про­ве­де­ния нерв­но­го им­пуль­са и функ­ци­ей спин­но­го мозга человека.

 

ПУТЬ ПРО­ВЕ­ДЕ­НИЯ НЕРВНОГО

ИМПУЛЬСА

 

ФУНКЦИЯ СПИННОГО

МОЗГА

А) пе­ре­клю­че­ние нерв­но­го им­пуль­са с чув­стви­тель­но­го ней­ро­на на дви­га­тель­ный

Б) пе­ре­да­ча нерв­но­го им­пуль­са из спин­но­го мозга в головной

В) вос­при­я­тие нерв­но­го им­пуль­са чув­стви­тель­ным нейроном

Г) пе­ре­да­ча нерв­но­го им­пуль­са из го­лов­но­го мозга в спинной

Д) вос­при­я­тие нерв­но­го им­пуль­са дви­га­тель­ным нейроном

 

1) рефлекторная

2) проводниковая

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВГД
     

14.

Установите пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность процессов, про­ис­хо­дя­щих при свёртывании крови у человека.

 

1) об­ра­зо­ва­ние тромба

2) вза­и­мо­дей­ствие тром­би­на с фибриногеном

3) по­вре­жде­ние стен­ки сосуда

4) об­ра­зо­ва­ние фибрина

5) об­ра­зо­ва­ние протромбина

15.

Вы­бе­ри­те пред­ста­ви­те­лей фауны па­лео­зоя.

 

1) бес­че­люст­ные рыбы

2) че­ло­ве­ко­об­раз­ные обе­зья­ны

3) птицы

4) сте­го­це­фа­лы

5) ти­ран­но­зав­ры

6) пер­вые пре­смы­ка­ю­щи­е­ся

16.

Установите со­от­вет­ствие между аро­мор­фо­зом хор­до­вых и эрой, в ко­то­рой он появился.

 

АРОМОРФОЗ   ЭРА

А) четырёхкамерное серд­це у птиц

Б) кост­ные че­лю­сти у пан­цир­ных рыб

В) лёгочное ды­ха­ние у дво­я­ко­ды­ша­щих рыб

Г) пя­ти­па­лая ко­неч­ность у стегоцефалов

Д) матка и пла­цен­та у млекопитающих

Е) яйцо, по­кры­тое плот­ной оболочкой, у пресмыкающихся

 

1) палеозой

2) мезозой

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВГДЕ
      

17.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в порядке возрастания цифры, под которыми они указаны. Круговорот веществ в экосистеме обеспечивает

1) её устойчивость

2) многократное использование организмами одних и тех же химических элементов

3) сезонные и суточные изменения в природе

4) накопление торфа

5) непрерывность жизни

6) видообразование

18.

Установите соответствие между особенностями круговорота химического элемента и элементом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОСОБЕННОСТИ КРУГОВОРОТА   ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ

А) основной резервуар — атмосфера

Б) поглощается из атмосферы в основном бактериями

В) около 50% возвращают в атмосферу растения

Г) значительные количества накапливаются в составе осадочных пород и ископаемых

Д) поглощается растениями из почвы в виде минеральных солей

Е) не усваивается животными и растениями в молекулярном виде

 

1) углерод

2) азот

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

19.

Установите последовательность процессов, происходящих с хромосомами при митотическом делении ядра клетки, начиная с интерфазы. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) расположение хромосом в экваториальной плоскости

2) расхождение сестринских хроматид к полюсам клетки

3) образование двухроматидных хромосом

4) деспирализация хромосом

5) спирализация хромосом

6) репликация ДНК

20.

Вставьте в текст «Мышечные ткани человека» про­пу­щен­ные термины из пред­ло­жен­но­го перечня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обозначения. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных ответов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся последовательность цифр (по тексту) впи­ши­те в приведённую ниже таблицу.

 

МЫШЕЧНЫЕ ТКАНИ ЧЕЛОВЕКА

Волокна ске­лет­ных мышц под мик­ро­ско­пом ___________(А). Их длина со­став­ля­ет ___________(Б). Во­лок­на сердечной мы­шеч­ной ткани, в от­ли­чие от поперечнополосатой скелетной, имеют кон­такт­ные участки. Со­во­куп­ность клеток, об­ра­зу­ю­щих ткань мышц внут­рен­них органов, на­зы­ва­ют ___________(В) мы­шеч­ной тканью. Для всех типов мы­шеч­ных тканей ха­рак­тер­ные свойства — возбудимость и ___________(Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) поперечнополосатая2) гладкая3) не по­пе­реч­но исчерчены4) по­пе­реч­но исчерчены
5) 10–12 см6) 0,1 мм7) проводимость8) сократимость

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГ
    

21.

Учёные вы­яс­ни­ли степень ак­тив­но­сти действия ами­ла­зы на крах­мал в за­ви­си­мо­сти от температуры. В 4 про­бир­ки налили по 5 мл 5% рас­тво­ра крахмала. Через 10 минут в каж­дую пробирку ка­па­ют по 0,5 мл раз­бав­лен­ной слюны и до­бав­ля­ют по 2 капли йода.

 

Выберите верные утверждения.

 

1) Амилаза наиболее активна при температуре 39 °С

2) Йод является реакцией на крахмал. Исчезновение окраски раствора говорит о разложении крахмала

3) Активность пищеварительных ферментов может зависеть от кислотности среды

4) Амилаза наиболее активна при температуре 100 °С

5) Активность пищеварительных ферментов может зависеть от количества воздействующих веществ

22.

Каким экспериментальным методом можно установить скорость прохождения веществ через клеточную мембрану при исследовании функции щитовидной железы? На чём основан этот метод?

23.

Что изображено на рисунке и обозначено цифрами 2, 3, 4? Какова роль структуры, обозначенной цифрой 1 ?

24.

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

 

1. Полисахарид целлюлоза выполняет в клетке растения резервную, запасающую функцию. 2. Накапливаясь в клетке, углеводы выполняют главным образом регуляторную функцию. 3. У членистоногих полисахарид хитин формирует покровы тела. 4. У растений клеточные стенки образованы полисахаридом крахмалом. 5. Полисахариды обладают гидрофобностью.

25.

Предложите, каким образом можно доказать предположение о том, что секреция пищеварительного сока поджелудочной железой регулируется и нервным, и гуморальным путями.

26.

Что является главным источником энергии для организмов, обитающих на дне глубоководных экосистем в условиях недостаточности света и кислорода? Назовите организмы, приспособленные к жизни в данных условиях. Какую функциональную группу экосистемы они составляют?

27.

Укажите:

1) способы деления клеток при образовании микроспор из спорогенной ткани;

2) способы деления при образовании вегетативной и генеративной клеток покрытосеменного растения;

3) число хромосом и молекул ДНК в микроспоре, вегетативной и генеративной клетках покрытосеменного растения (выразить формулой).

28.

Какие группы крови возможны у детей, если у матери первая группа крови, а у отцa — четвертая?