№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 2968841

1.

Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.

2.

Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

Уровень организацииПример
БиогеоценотическийПищевые цепи
Проведение нервного импульса

3.

Сколько молекул ДНК содержится в биваленте, образованном двумя гомологичными хромосомами? В ответе запишите только цифру.

4.

Какие из перечисленных веществ можно обнаружить в хлоропластах?

 

1) глюкоза

2) фосфолипиды

3) хлорофилл

4) ферменты цикла Кребса

5) целлюлоза

6) кофермент А

5.

Установите соответствие между признаками и группами белков: к каждой позиции из левого столбца подберите соответствующую позицию из правого столбца.

 

ПРИЗНАК   ГРУППА БЕЛКОВ

А) как правило, растворимы в воде

Б) обладают высокой механической проч-

ностью

В) образуют ферменты

Г) выполняют структурную и сократитель-

ную функции

Д) представляют нити, волокна

Е) имеют вид компактных телец

 

1) фибриллярные

2) глобулярные

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДE
      

6.

Гомозиготные доминантные серые овцы при переходе на грубые корма гибнут, а гетерозиготные выживают. Определите, какой % серых жизнеспособных особей родится при скрещивании серой овцы и черного барана.

7.

Выберите два признака из пяти, характеризующие цитоплазматическую изменчивость. Цитоплазматическая изменчивость связана с тем, что

 

1) нарушается мейотическое деление

2) ДНК митохондрий способна мутировать

3) появляются новые аллели в аутосомах

4) образуются гаметы, неспособные к оплодотворению

5) ДНК хлоропласта способна мутировать

8.

Установите соответствие между стадией развития мха кукушкин лён и её плоидностью.

 

СТАДИЯ РАЗВИТИЯ   ПЛОИДНОСТЬ СТАДИИ

А) спора

Б) протонема (зелёная нить)

В) листостебельное растение

Г) коробочка

Д) гаметы

Е) зигота

 

1) гаплоидная

2) диплоидная

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

9.

Назовите отличительные признаки пресмыкающихся от птиц? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) смешанность крови

2) непостоянная температура тела

3) сухой роговой покров

4) медленный обмен веществ

5) внутреннее оплодотворение

6) два круга кровообращения

10.

Установите соответствие между характеристиками и отделами растений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ   ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ

А) споры образуются в стробилах

Б) клетки не дифференцированы

В) основная стадия жизненного цикла

гаплоидная

Г) имеет придаточные корни

Д) только сперматозоиды имеют жгутики

Е) зимует в виде корневища

 

1) Зелёные водоросли

2) Плауновидные

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

11.

Установите последовательность стадий жизненного цикла мха сфагнума, начиная с оплодотворения. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) оплодотворение

2) развитие листостебельного растения

3) развитие коробочки на ножке

4) развитие половых органов и гамет

5) развитие спор

6) прорастание протонемы

12.

Выберите процессы, происходящие в тонкой кишке человека. Ответ запишите цифрами без пробелов.

 

1) белки перевариваются под действием пепсина

2) происходит переваривание растительной клетчатки

3) происходит всасывание аминокислот и простых углеводов в кровь

4) жиры эмульгируются до маленьких капелек под действием желчи

5) обезвреживаются яды под действием ферментов печени

6) белки и углеводы расщепляются до мономеров

13.

Установите соответствие между особенностями компонентов внутренней среды организма человека и компонентами.

 

ОСОБЕННОСТИ КОМПОНЕНТОВ   КОМПОНЕНТЫ

A) образуется из плазмы крови

Б) омывает клетки организма

B) повышено содержание антител и фагоцитов

Г) возвращает в кровь белки, воду, соли

Д) состоит из плазмы и форменных элементов

Е) способна образовывать тромбы

 

1) кровь

2) лимфа

3) межклеточная жидкость

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

14.

Установите правильную последовательность прохождения воды в выделительной системе.

 

1) попадание воды в почечную лоханку

2) всасывание воды в извитых канальцах

3) сбор воды в мочевом пузыре

4) прохождение воды в почечной капсуле

5) удаление воды через мочеиспускательный канал

15.

Укажите процессы, относящиеся к микроэволюции.

 

1) возникновение мутаций и рекомбинаций

2) ароморфоз

3) обмен генами между популяциями

4) биологический регресс

5) идиоадаптация

6) колебания численности популяций

16.

Установите соответствие между примерами приспособленности организмов к среде обитания и эволюционными процессами, в результате которых они сформировались: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ ОБЪЕКТОВ   МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ

А) колючки барбариса и колючки боярышника

Б) грызущий и колюще-сосущий ротовой аппарат у насекомых

В) внешнее сходство сумчатого и обыкновенного крота

Г) крыло бабочки и крыло стрекозы

Д) прицветники и плодолистики цветковых растений

Е) рычажная конечность хордовых и членистоногих животных

 

1) конвергенция

2) дивергенция

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

17.

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие три вида экологических пирамид различают учёные экологи?

 

1) пирамида видов

2) пирамида чисел

3) пирамида биомассы

4) пирамида энергии

5) пирамида редуцентов

6) пирамида динамики

18.

Установите соответствие между характеристиками и названиями функций живого вещества в биосфере (по В.И. Вернадскому): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА   ФУНКЦИЯ

А) выделение метана в атмосферу

в результате деятельности денитрифицирующих бактерий

Б) образование воды и углекислого газа в процессе дыхания аэробов

В) накопление солей кремния в клетках хвощей

Г) восстановление углекислого газа в процессе фотосинтеза

Д) образование известняка

 

1) окислительно-восстановительная

2) газовая

3) концентрационная

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГД
     

19.

Установите последовательность процессов преобразования хромосом в интерфазе и первом делении мейоза.

 

1) образование двух сестринских хроматид в каждой хромосоме

2) расхождение гомологичных хромосом к полюсам клетки

3) конъюгация гомологичных хромосом

4) обмен участками между гомологичными хромосомами

5) расположение попарно гомологичных хромосом в зоне экватора

20.

Вставьте в текст «Формирование условного рефлекса» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА

Выработка условного слюноотделительного рефлекса начинается с подачи будущего ___________ (А) раздражителя, например зажигания лампочки. После этого животному дают пищу — ___________ (Б) раздражитель. Пища вызывает возбуждение в ___________ (В), и выделяется слюна. Если данную процедуру повторить несколько раз, то постепенно между зрительным и пищевым центрами образуется ___________ (Г), что свидетельствует о сформированности условного рефлекса.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) безусловный2) условный3) сильный4) пищеварительный тракт
5) большие полушария6) постоянная связь7) временная связь8) продолговатый мозг

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГ
    

21.

Выберите два утверждения, которые можно сформулировать на основе анализа таблицы «Средние объёмы мозговой части черепа у разных видов приматов».

 

Виды приматовОбъём мозговой части черепа в см3
горилла650
шимпанзе500
орангутан400
гиббон150
макака70
павиан200
современный человек1450

 

1) макаки непосредственные предки человека

2) объём черепа человека в 2,2 раза больше объема черепа самой крупной обезьяны

3) объём мозга может соотноситься с объемом черепа животного

4) павианы умнее гиббонов

5) орангутаны тяжелее шимпанзе

Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

22.

Каково значение различных цветков в соцветиях растений сем. Сложноцветные?

23.

Определите, какой эволюционный процесс изображен на схеме, что является движущими силами (факторами) данного процесса и какая форма естественного отбора ему соответствует.

24.

Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, и исправьте их.

 

1. Генеалогический метод, используемый в генетике человека, основан на изучении родословного древа. 2. Благодаря генеалогическому методу были установлены типы наследования конкретных признаков. 3. Близнецовый метод позволяет прогнозировать рождение однояйцовых близнецов. 4. При использовании цитогенетического метода устанавливают наследование у человека групп крови. 5. Характер наследования гемофилии (плохой свёртываемости крови) был установлен путём изучения строения и числа хромосом. 6. В последние годы показано, что достаточно часто многие наследственные патологии у человека связаны с нарушением обмена веществ. 7. Известны аномалии углеводного, аминокислотного, липидного и других типов обмена.

25.

Почему в клетках человеческого организма необходимо постоянно синтезировать новые органические вещества? Укажите не менее трёх причин.

26.

Укажите эволюционные черты передних конечностей у человека. Какие изменения в передних конечностей позволили человеку овладеть трудовой деятельностью?

27.

Объясните, в чём сходство и в чём различия биологического окисления органических веществ в клетке и процесса их горения в неживой природе.

28.

Какой тип наследования показан на рисунке? Каковы генотипы родителей — родоначальников, если аллель обозначить буквами А и а? Каковы генотипы всех людей, не несущих данного исследуемого признака?