№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 2968841

1.

Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.

2.

Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

Уровень организацииПример
БиогеоценотическийПищевые цепи
Проведение нервного импульса

3.

Сколько молекул ДНК содержится в биваленте, образованном двумя гомологичными хромосомами? В ответе запишите только цифру.

4.

Какие из пе­ре­чис­лен­ных ве­ществ можно об­на­ру­жить в хлоропластах?

 

1) глюкоза

2) фосфолипиды

3) хлорофилл

4) фер­мен­ты цикла Кребса

5) целлюлоза

6) ко­фер­мент А

5.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и груп­па­ми бел­ков: к каж­дой по­зи­ции из ле­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из пра­во­го столб­ца.

 

ПРИ­ЗНАК   ГРУП­ПА БЕЛ­КОВ

А) как пра­ви­ло, рас­тво­ри­мы в воде

Б) об­ла­да­ют вы­со­кой ме­ха­ни­че­ской проч-

но­стью

В) об­ра­зу­ют фер­мен­ты

Г) вы­пол­ня­ют струк­тур­ную и со­кра­ти­тель-

ную функ­ции

Д) пред­став­ля­ют нити, во­лок­на

Е) имеют вид ком­пакт­ных телец

 

1) фиб­рил­ляр­ные

2) гло­бу­ляр­ные

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГДE
      

6.

Гомозиготные доминантные серые овцы при переходе на грубые корма гибнут, а гетерозиготные выживают. Определите, какой % серых жизнеспособных особей родится при скрещивании серой овцы и черного барана.

7.

Выберите два признака из пяти, характеризующие цитоплазматическую изменчивость. Цитоплазматическая изменчивость связана с тем, что

 

1) нарушается мейотическое деление

2) ДНК митохондрий способна мутировать

3) появляются новые аллели в аутосомах

4) образуются гаметы, неспособные к оплодотворению

5) ДНК хлоропласта способна мутировать

8.

Установите со­от­вет­ствие между ста­ди­ей раз­ви­тия мха ку­куш­кин лён и её плоидностью.

 

СТАДИЯ РАЗ­ВИ­ТИЯ   ПЛОИДНОСТЬ СТАДИИ

А) спора

Б) про­то­не­ма (зелёная нить)

В) ли­сто­сте­бель­ное растение

Г) коробочка

Д) гаметы

Е) зи­го­та

 

1) гаплоидная

2) ди­пло­ид­ная

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВГДЕ
      

9.

Назовите отличительные признаки пресмыкающихся от птиц? Вы­бе­ри­те три вер­ных ответа из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) смешанность крови

2) непостоянная температура тела

3) сухой роговой покров

4) медленный обмен веществ

5) внутреннее оплодотворение

6) два круга кровообращения

10.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и от­де­ла­ми рас­те­ний: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ   ОТ­ДЕ­ЛЫ РАС­ТЕ­НИЙ

А) споры об­ра­зу­ют­ся в стро­би­лах

Б) клет­ки не диф­фе­рен­ци­ро­ва­ны

В) ос­нов­ная ста­дия жиз­нен­но­го цикла

га­п­ло­ид­ная

Г) имеет при­да­точ­ные корни

Д) толь­ко спер­ма­то­зо­и­ды имеют жгу­ти­ки

Е) зи­му­ет в виде кор­не­ви­ща

 

1) Зелёные во­до­рос­ли

2) Пла­у­но­вид­ные

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

АБВГДЕ
      

11.

Установите по­сле­до­ва­тель­ность ста­дий жиз­нен­но­го цикла мха сфагнума, на­чи­ная с оплодотворения. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) оплодотворение

2) развитие ли­сто­сте­бель­но­го растения

3) развитие ко­ро­боч­ки на ножке

4) развитие по­ло­вых ор­га­нов и гамет

5) развитие спор

6) прорастание протонемы

12.

Выберите процессы, происходящие в тонкой кишке человека. Ответ запишите цифрами без пробелов.

 

1) белки перевариваются под действием пепсина

2) происходит переваривание растительной клетчатки

3) происходит всасывание аминокислот и простых углеводов в кровь

4) жиры эмульгируются до маленьких капелек под действием желчи

5) обезвреживаются яды под действием ферментов печени

6) белки и углеводы расщепляются до мономеров

13.

Установите со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми компонентов внут­рен­ней среды ор­га­низ­ма человека и компонентами.

 

ОСОБЕННОСТИ КОМПОНЕНТОВ   КОМПОНЕНТЫ

A) об­ра­зу­ет­ся из плаз­мы крови

Б) омы­ва­ет клетки организма

B) по­вы­ше­но содержание ан­ти­тел и фагоцитов

Г) воз­вра­ща­ет в кровь белки, воду, соли

Д) со­сто­ит из плаз­мы и фор­мен­ных элементов

Е) спо­соб­на образовывать тром­бы

 

1) кровь

2) лимфа

3) меж­кле­точ­ная жидкость

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

14.

Установите пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность про­хож­де­ния воды в выделительной системе.

 

1) попадание воды в по­чеч­ную лоханку

2) всасывание воды в из­ви­тых канальцах

3) сбор воды в мо­че­вом пузыре

4) прохождение воды в по­чеч­ной капсуле

5) удаление воды через мо­че­ис­пус­ка­тель­ный канал

15.

Укажите процессы, относящиеся к микроэволюции.

 

1) возникновение мутаций и рекомбинаций

2) ароморфоз

3) обмен генами между популяциями

4) биологический регресс

5) идиоадаптация

6) колебания численности популяций

16.

Установите соответствие между примерами приспособленности организмов к среде обитания и эволюционными процессами, в результате которых они сформировались: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ ОБЪЕКТОВ   МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ

А) колючки барбариса и колючки боярышника

Б) грызущий и колюще-сосущий ротовой аппарат у насекомых

В) внешнее сходство сумчатого и обыкновенного крота

Г) крыло бабочки и крыло стрекозы

Д) прицветники и плодолистики цветковых растений

Е) рычажная конечность хордовых и членистоногих животных

 

1) конвергенция

2) дивергенция

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

17.

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие три вида экологических пирамид различают учёные экологи?

 

1) пирамида видов

2) пирамида чисел

3) пирамида биомассы

4) пирамида энергии

5) пирамида редуцентов

6) пирамида динамики

18.

Установите соответствие между характеристиками и названиями функций живого вещества в биосфере (по В.И. Вернадскому): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА   ФУНКЦИЯ

А) выделение метана в атмосферу

в результате деятельности денитрифицирующих бактерий

Б) образование воды и углекислого газа в процессе дыхания аэробов

В) накопление солей кремния в клетках хвощей

Г) восстановление углекислого газа в процессе фотосинтеза

Д) образование известняка

 

1) окислительно-восстановительная

2) газовая

3) концентрационная

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГД
     

19.

Установите по­сле­до­ва­тель­ность про­цес­сов пре­об­ра­зо­ва­ния хро­мо­сом в ин­тер­фа­зе и пер­вом де­ле­нии мейоза.

 

1) об­ра­зо­ва­ние двух сест­рин­ских хро­ма­тид в каж­дой хромосоме

2) рас­хож­де­ние го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом к по­лю­сам клетки

3) конъ­юга­ция го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом

4) обмен участ­ка­ми между го­мо­ло­гич­ны­ми хромосомами

5) рас­по­ло­же­ние по­пар­но го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом в зоне экватора

20.

Вставьте в текст «Формирование условного рефлекса» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА

Выработка условного слюноотделительного рефлекса начинается с подачи будущего ___________ (А) раздражителя, например зажигания лампочки. После этого животному дают пищу — ___________ (Б) раздражитель. Пища вызывает возбуждение в ___________ (В), и выделяется слюна. Если данную процедуру повторить несколько раз, то постепенно между зрительным и пищевым центрами образуется ___________ (Г), что свидетельствует о сформированности условного рефлекса.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) безусловный2) условный3) сильный4) пищеварительный тракт
5) большие полушария6) постоянная связь7) временная связь8) продолговатый мозг

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГ
    

21.

Выберите два утверждения, которые можно сформулировать на основе анализа таблицы «Средние объёмы мозговой части черепа у разных видов приматов».

 

Виды приматовОбъём мозговой части черепа в см3
горилла650
шимпанзе500
орангутан400
гиббон150
макака70
павиан200
современный человек1450

 

1) макаки непосредственные предки человека

2) объём черепа человека в 2,2 раза больше объема черепа самой крупной обезьяны

3) объём мозга может соотноситься с объемом черепа животного

4) павианы умнее гиббонов

5) орангутаны тяжелее шимпанзе

Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

22.

Каково значение различных цветков в соцветиях растений сем. Сложноцветные?

23.

Определите, какой эволюционный процесс изображен на схеме, что является движущими силами (факторами) данного процесса и какая форма естественного отбора ему соответствует.

24.

Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, и исправьте их.

 

1. Генеалогический метод, используемый в генетике человека, основан на изучении родословного древа. 2. Благодаря генеалогическому методу были установлены типы наследования конкретных признаков. 3. Близнецовый метод позволяет прогнозировать рождение однояйцовых близнецов. 4. При использовании цитогенетического метода устанавливают наследование у человека групп крови. 5. Характер наследования гемофилии (плохой свёртываемости крови) был установлен путём изучения строения и числа хромосом. 6. В последние годы показано, что достаточно часто многие наследственные патологии у человека связаны с нарушением обмена веществ. 7. Известны аномалии углеводного, аминокислотного, липидного и других типов обмена.

25.

Почему в клет­ках че­ло­ве­че­ско­го ор­га­низ­ма не­об­хо­ди­мо по­сто­ян­но син­те­зи­ро­вать новые ор­га­ни­че­ские вещества? Ука­жи­те не менее трёх причин.

26.

Укажите эволюционные черты передних конечностей у человека. Какие изменения в передних конечностей позволили человеку овладеть трудовой деятельностью?

27.

Объясните, в чём сход­ство и в чём раз­ли­чия био­ло­ги­че­ско­го окис­ле­ния ор­га­ни­че­ских ве­ществ в клет­ке и про­цес­са их го­ре­ния в не­жи­вой природе.

28.

Какой тип наследования показан на рисунке? Каковы генотипы родителей — родоначальников, если аллель обозначить буквами А и а? Каковы генотипы всех людей, не несущих данного исследуемого признака?