№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 2968840

1.

Рассмотрите предложенную схему «Рефлексы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

2.

Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

МетодПрименение метода
ГибридологическийЗакономерности наследования признаков
Избирательное выделение органоидов клетки для последующего изучения

3.

Определите число хромосом в конце телофазы митоза в клетках эндосперма семени лука (в клетках эндосперма триплоидный набор хромосом), если клетки корешков лука содержат 16 хромосом. В ответ запишите только соответствующее число хромосом.

4.

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённого на рисунке органоида клетки.

Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) состоит из мембранных мешочков, цистерн и пузырьков

2) осуществляет транспорт веществ во все части клетки

3) участвует в образовании пероксисом

4) участвует во встраивании белков в плазматическую мембрану

5) синтезирует липиды и белки

5.

Установите соответствие между признаками и группами веществ: к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

 

ПРИЗНАК   ГРУППА

А. участвуют в синтезе нуклеиновых кислот

Б. образуют гликокаликс

В. имеют в составе молекулы от трёх до

семи атомов углерода

Г. образуют глюкозу при гидролизе

Д. являются запасным веществом в клетке

Е. имеют сладкий вкус

 

1. моносахариды

2. полисахариды

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДE
      

6.

Сколько типов гамет образует зигота с генотипом АаDdCc? Ответ запишите в виде цифры.

7.

Выберите клетки, в которых набор хромосом диплоиден.

 

1) ооциты первого порядка

2) яйцеклетки растений

3) сперматозоиды животных

4) клетки печени мыши

5) нейроны мозга

6) клетки листьев мха

8.

Установите соответствие между отрядами насекомых и типами их развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОТРЯД   ТИПЫ РАЗВИТИЯ

А. чешуекрылые

Б. двукрылые

В. жесткокрылые

Г. прямокрылые

Д. перепончатокрылые

Е. стрекозы

 

1. с неполным превращением

2. с полным превращением

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДE
      

9.

Что из перечисленного является видоизменением листьев?

 

1) кожица яблока

2) лепесток розы

3) усик гороха

4) цветоложе

5) иголка кактуса

6) иголка шиповника

10.

Установите соответствие между отдельными мерами профилактики и конкретными паразитами.

 

МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ   ПАРАЗИТЫ

А) не есть сырое, плохо проваренное или прожаренное мясо

Б) не пить сырую воду из водоёмов, не есть щавель, дикий лук с сырых лугов

В) не есть немытые сырые фрукты и овощи

Г) защищать продукты питания от мух

Д) не грызть ногти

 

1) аскарида

2) печеночный сосальщик

3) бычий цепень

4) острица

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГД
     

11.

Установите последовательность этапов развития печеночного сосальщика, начиная с оплодотворенного яйца.

 

1) Выведение оплодотворенных яиц из организма червя в кишечник крупного рогатого скота, а затем наружу.

2) Прикрепление личинок к водным растениям и превращение их в цисты.

3) Вылупление из яиц в воде микроскопических личинок, покрытых ресничками.

4) Попадание цист в кишечник крупного рогатого скота.

5) Внедрение личинок в организм улиток, рост и размножение личинок в этом организме.

6) Выход личинок из организма промежуточного хозяина в воду.

12.

Каковы особенности строения и функций поджелудочной железы? Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.

 

1) относится к железам внутренней секреции

2) секретирует гормоны и пищеварительный сок

3) ферменты железы расщепляют белки в тонкой кишке

4) участвует в эмульгировании жиров

5) гормоны железы регулируют углеводный обмен

6) выполняет барьерную функцию

13.

Установите соответствие между веществами или отделами нервной системы и их влиянием на работу сердца человека: для этого к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

ВЕЩЕСТВА ИЛИ ОТДЕЛЫ НЕРВНОЙ

СИСТЕМЫ

  ВЛИЯНИЕ НА РАБОТУ

СЕРДЦА

А. нейромедиатор ацетилхолин

Б. симпатический отдел автономной

нервной системы

В. ионы кальция (Са+2)

Г. гормоны адреналин и норадреналин

Д. ионы калия (К+)

Е. электрическая стимуляция блуждающего

нерва

 

1. усиливает

2. замедляет

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ
      

14.

Установите правильную последовательность процессов при реакции организма человека на понижение температуры. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) активация холодовых рецепторов

2) выделение гормона тироксина

3) выделение нейрогормона гипоталамуса

4) выделение гормона гипофиза

5) повышение уровня энергетического обмена

15.

Выберите положения, подтверждающие, что популяция является «единицей эволюции».

 

1) мутационный процесс начинается в популяции

2) свободное скрещивание возможно только в неизолированных популяциях

3) разные популяции обладают разными генофондами

4) вид не может быть единицей эволюции, так как его ареал, как правило, разорван на составные части

5) различия между видами такие же, как различия между изолированными популяциями одного вида

6) изолированная от других популяция не подвержена действию естественного отбора

16.

Установите соответствие между примерами приспособленности организмов к среде обитания и названиями органов, которые у них сформировались: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую

позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ   НАЗВАНИЯ ОРГАНОВ

А) слуховые косточки среднего уха пресмыкающихся и человека

Б) листья и прицветники бугенвиллии

В) колючки барбариса и колючки ежевики

Г) строение глаза человека и глаза осьминога

Д) усики гороха и усики винограда

Е) плодолистик и мегаспорофилл растения

 

1) гомологичные

2) аналогичные

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

17.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Вследствие сведения лесов на обширных территориях происходит

 

1) нарушение водного режима и опустынивание

2) эрозия и выветривание почвы

3) снижение парникового эффекта

4) уменьшение биоразнообразия

5) изменение направлений воздушных потоков

6) повышение интенсивности выпадения осадков

18.

Установите соответствие между моллюсками и экологическими группами, в которые они объединяются.

 

МОЛЛЮСКИ   ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА

А) голый слизень

Б) устрица

В) беззубка

Г) виноградная улитка

Д) кальмар

Е) большой прудовик

Ж) перловица

 

1) морские

2) пресноводные

3) наземные

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕЖ
       

19.

Установите последовательность стадий, происходящих при мейотическом делении до образования яйцеклетки человека.

Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) расположение пар гомологичных хромосом в плоскости экватора клетки

2) образование двух клеток с гаплоидным набором хромосом

3) образование четырёх гаплоидных ядер

4) расхождение гомологичных хромосом

5) конъюгация с возможным кроссинговером гомологичных хромосом

6) расхождение сестринских хроматид к полюсам клетки

20.

Проанализируйте таблицу «Деление клетки». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и формулы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка

 

 

Деление клетки

Способ деленияФаза деленияКоличество ДНК и хромосом
митоз_________(Б)2n4c
____________ (А)телофазаn2c
мейоз IIанафаза II____________ (В)

 

Список терминов и формул

1) профаза

2) nc

3) 2n2c

4) амитоз

5) метафаза II

6) мейоз I

7) n2c

8) 4n4c

21.

Пользуясь таблицей «Содержание соланина в различных сортах картофеля» и знаниями из области биологии, выберите правильные утверждения.

 

Содержание соланина в различных сортах картофеля

 

СортГлазокМякоть

клубня

ЯгодаЛистьяСтебель
Детскосельский40,27,54,59
Синеглазка50,1967
Чугунка40,28,55,59,5
Скала10,46,84,811,2
Золушка30,387,58
Ранняя роза30,144,68,9

 

1) Наибольшее количество соланина накапливается в стеблях, листьях и ягодах.

2) Наибольшее количество соланина накапливается в ягодах сорта «Скала».

3) В глазках клубня соланин накапливается в наибольшем количестве.

4) Соланин — это яд, который вызывает отравление человека. Массовые отравления соланином препятствовали распространению картофеля в России.

5) Соланин — это яд, который накапливается в результате внесения излишка удобрений.

22.

Какие функции в организме рыб может выполнять плавательный пузырь?

23.

На рисунке изображены конечности насекомых. Определите под каким номером прыгательная конечность, а под каким копательная. Укажите под действием какого пути эволюции образовались эти типы конечностей.

24.

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

(1) Процесс размножения у цветковых растений подразделяется на два последовательных этапа – спорогенез и гаметогенез. (2) Споры образуются у растений путём митотического деления материнских клеток спор.

(3) Процесс образования микроспор или пыльцевых зерен у растений называют микроспорогенезом, а процесс образования макроспор – макроспорогенезом. (4) Из микроспоры в результате мейоза образуются вегетативное и

генеративное ядра. (5) Генеративное ядро делится митозом и образует два спермия. (6) Макроспора в результате двойного митотического деления образует восьмиядерный зародышевый мешок. (7) Зародышевый мешок – это женский гаметофит цветкового растения.

25.

Какие отделы центральной нервной системы управляют гладкой и поперечнополосатой мускулатурой в организме человека? В чём принципиальное различие этих типов управления?

26.

Какие основные этапы развития «преджизни» выделены в гипотезах А. И. Опарина и Д. Холдейна? Что образовалось на этих этапах и при каких условиях?

27.

В пробирку поместили рибосомы из разных клеток, весь набор аминокислот и одинаковые молекулы и-РНК и одинаковые молекулы т-РНК, создали все условия для синтеза белка. Почему в пробирке будет синтезироваться один вид белка на разных рибосомах?

28.

Таня и Наташа – родные сестры и обе страдают дальтонизмом. У них есть сестра с нормальным зрением и брат с нормальным зрением. Таня и Наташа вышли замуж за здоровых по указанному признаку мужчин. У Тани родились две девочки, которые нормально различают цвета, и два мальчика. У Наташи два сына. Определите генотипы Тани и Наташи, их родителей, пол их детей-дальтоников. Заштрихуйте на родословных значки в соответствии с решением (больных – сплошной штриховкой, носителей – пунктирной).