№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 2968839

1.

Рассмотрите предложенную схему строения коры дерева. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

2.

Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

УровеньПример
Экосистемныймикориза осины и подосиновика
озимая пшеница, устойчивая к поражению грибами-паразитами

3.

Сколько нуклеотидов во фрагменте матричной цепи ДНК кодируют 55 аминокислот во фрагменте полипептида? В ответе запишите только соответствующее число.

4.

Какие из перечисленных белков невозможно обнаружить внутри мышечной клетки?

 

1) актин

2) гемоглобин

3) фибриноген

4) АТФаза

5) РНК-полимераза

6) трипсин

5.

Установите соответствие между процессами и органоидом, в котором они происходят.

 

ПРОЦЕСС

 

ОРГАНОИД

А) соединение нуклеотидов

Б) синтез белка

В) образование рибосом

Г) транспорт белка

Д) включение белка в состав мембраны

 

1) ядро

2) шероховатая ЭПС

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГД
     

6.

Сколько типов гамет образует зигота с генотипом FfBbGgSs? Ответ запишите в виде цифры.

7.

Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) мутационная

2) определенная

3) групповая

4) модификационная

5) комбинативная

8.

Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАН, ТКАНЬ   ЗАРОДЫШЕВЫЙ ЛИСТОК

A) внутренние слизистые покровы

Б) надпочечники

B) тканевая жидкость

Г) лимфа

Д) эпителий альвеол

 

1) энтодерма

2) мезодерма

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГД
     

9.

Животные, имеющие первичную полость тела, — это

 

1) бычий цепень

2) аскарида

3) острица

4) ришта

5) свиной солитёр

6) печёночный сосальщик

10.

Установите соответствие между характеристиками и организмами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ   ОРГАНИЗМЫ

А) образует гумус в первичных сукцессиях

за счёт разложения слоевища

Б) в экосистемах разлагает и минерализует

органические вещества

В) таллом образован микобионтами и фито-

бионтами

Г) сапротрофный тип питания

Д) способен продуцировать бактериостати-

ческое вещество

Е) представляет комплексный симбиотиче-

ский организм

 

1)

2)

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

11.

Установите последовательность расположения слоев на распиле дерева, начиная с наружного.

 

1) луб

2) камбий

3) сердцевина

4) древесина

5) пробка

12.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие процессы происходят при активизации центров изображённого на рисунке отдела нервной системы?

 

1) снижение частоты дыхательных движений

2) сужение кровеносных сосудов

3) угнетение перистальтики кишечника

4) усиление слюноотделения

5) увеличение частоты сердечных сокращений

6) сужение зрачков

13.

Установите соответствие между характеристиками компонента внутренней среды организма и компонентами, обладающими этими характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА   КОМПОНЕНТ

А) представлена жидкой соединительной тканью

Б) её клетки образуются в красном костном мозге, лимфоузлах, селезёнке

В) выполняет дыхательную функцию

Г) возвращает в кровь белки, соли, воду

Д) находится в межклеточном пространстве

Е) образуется из плазмы

 

1) кровь

2) лимфа

3) тканевая жидкость

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

14.

Установите последовательность передачи нервного импульса по дуге условного слюноотделительного рефлекса у человека на звонок.

 

1) слуховой центр коры мозга

2) чувствительный нейрон

3) рецепторы слуха

4) временная связь

5) центр слюноотделения

6) слюнные железы

7) двигательный нейрон

15.

Выберите признаки, характеризующие естественный отбор как движущую силу эволюции.

 

1) источник эволюционного материала

2) обеспечивает резерв наследственной изменчивости

3) объектом является фенотип особи

4) обеспечивает селекцию генотипов

5) фактор направленного действия

6) фактор случайного действия

16.

Установите соответствие между группой животных и эрой, в которой эта группа возникла.

 

ГРУППА ЖИВОТНЫХ   ЭРА

А) Паукообразные

Б) Птеродактили

В) Птицы

Г) Бесчелюстные рыбы

Д) Сумчатые млекопитающие

Е) Стегоцефалы

 

1) Палеозой

2) Мезозой

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДE
      

17.

Под влиянием каких факторов эволюции происходит процесс экологического видообразования?

 

1) модификационной изменчивости

2) приспособленности

3) естественного отбора

4) мутационной изменчивости

5) борьбы за существование

6) конвергенции

18.

Попадание в водоёмы органических веществ со сточными водами с животноводческих ферм может непосредственно привести к увеличению численности популяций

 

1) гетеротрофных бактерий

2) ракообразных

3) цветковых растений

4) многоклеточных водорослей

5) одноклеточных водорослей

6) бактерий-редуцентов

19.

Расставьте перечисленные события в хронологическом порядке

 

1) Изобретения электронного микроскопа

2) Открытие рибосом

3) Изобретение светового микроскопа

4) Утверждение Р. Вирхова о появлении «каждой клетки от клетки»

5) Появление клеточной теории Т. Шванна и М. Шлейдена

6) Первое употребление термина «клетка» Р. Гуком

20.

Проанализируйте таблицу «Системы органов человека». Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, примеры, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Система органовОрган (структура)Функции
_________ (А)гипофизсекреция гормонов
опорно-двигательная_______ (Б)перемещение в пространстве
пищеварительнаядвенадцатиперстная кишка__________ (В)

 

1) мышцы

2) всасывание

3) создание слабощелочной среды

4) эндокринная

5) кости

6) секреция желчи

7) позвоночник

8) выделительная

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

21.

Пользуясь таблицей «Число устьиц на 1 мм2 листа» и знаниями курса биологии, выберите верные утверждения

 

Название
растения
Поверхность
верхняя

нижняя
число устьиц
кувшинка белая4060
овёс4027
пшеница

47

32
маслина0625

дуб0346

репа0716
слива0253
яблоня0246

 

1) Устьица нужны для испарения воды и газообмена с окружающей средой.

2) У злаков — пшеницы и овса — так как растут на открытой местности, устьица находятся на обеих поверхностях листа.

3) Кувшинка — водное растение, устьица находятся только на нижней стороне листа, и испарение происходит через его поверхность.

4) Слива, яблоня и дуб — имеют устьица только на нижней стороне листа, т.к. растут на открытой местности.

5) Количество и условия расположения устьиц не зависит от места произрастания.

22.

Почему скелетная мышца лягушки вне организма не способна сокращаться, а сердце продолжает биться ещё некоторое время?

23.

Рассмотрите изображенные на рисунке клетки организма человека под цифрами 1 и 2. Определите, к каким типам тканей их относят. В результате чего клетки с одинаковым генотипом при формировании организма приобретают различную специализацию?

24.

Опишите строение и функции корневого чехлика.

25.

Австрийский физиолог Отто Леви в 1921 г. обратил внимание на следующий факт: при раздражении электрическим током веточки блуждающего нерва, подходящего к изолированному сердцу лягушки, замедляется частота сокращений этого сердца. Леви выкачал кровь из желудочка сердца и перенес её в изолированное сердце другой лягушки.

Второе сердце также стало сокращаться реже. Объясните этот факт, применив свои знания о механизмах проведения нервного импульса.

26.

Чем характеризуется биологическое разнообразие?

27.

Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыльцевого зерна вишни? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

28.

Определить тип наследования признака. Установить возможные генотипы всех членов родословной.