№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 2968839

1.

Рассмотрите предложенную схему строения коры дерева. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

2.

Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

УровеньПример
Экосистемныймикориза осины и подосиновика
озимая пшеница, устойчивая к поражению грибами-паразитами

3.

Сколько нуклеотидов во фрагменте матричной цепи ДНК кодируют 55 аминокислот во фрагменте полипептида? В ответе запишите только соответствующее число.

4.

Какие из пе­ре­чис­лен­ных бел­ков не­воз­м­ож­но об­на­ру­жить внут­ри мы­шеч­ной клет­ки?

 

1) актин

2) ге­мо­гло­бин

3) фиб­ри­но­ген

4) АТ­Фа­за

5) РНК-по­ли­ме­ра­за

6) трип­син

5.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между про­цес­са­ми и ор­га­но­и­дом, в ко­то­ром они про­ис­хо­дят.

 

ПРО­ЦЕСС

 

ОР­ГА­НО­ИД

А) со­еди­не­ние нук­лео­ти­дов

Б) син­тез белка

В) об­ра­зо­ва­ние ри­бо­сом

Г) транс­порт белка

Д) вклю­че­ние белка в со­став мем­бра­ны

 

1) ядро

2) ше­ро­хо­ва­тая ЭПС

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД
     

6.

Сколько типов гамет образует зигота с генотипом FfBbGgSs? Ответ запишите в виде цифры.

7.

Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) мутационная

2) определенная

3) групповая

4) модификационная

5) комбинативная

8.

Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАН, ТКАНЬ   ЗАРОДЫШЕВЫЙ ЛИСТОК

A) внутренние слизистые покровы

Б) надпочечники

B) тканевая жидкость

Г) лимфа

Д) эпителий альвеол

 

1) энтодерма

2) мезодерма

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГД
     

9.

Жи­вот­ные, име­ю­щие пер­вич­ную по­лость тела, — это

 

1) бычий це­пень

2) ас­ка­ри­да

3) ост­ри­ца

4) ришта

5) сви­ной солитёр

6) печёноч­ный со­саль­щик

10.

Установите соответствие между характеристиками и организмами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ   ОРГАНИЗМЫ

А) образует гумус в первичных сукцессиях

за счёт разложения слоевища

Б) в экосистемах разлагает и минерализует

органические вещества

В) таллом образован микобионтами и фито-

бионтами

Г) сапротрофный тип питания

Д) способен продуцировать бактериостати-

ческое вещество

Е) представляет комплексный симбиотиче-

ский организм

 

1)

2)

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

11.

Установите последовательность расположения слоев на распиле дерева, начиная с наружного.

 

1) луб

2) камбий

3) сердцевина

4) древесина

5) пробка

12.

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Какие про­цес­сы про­ис­хо­дят при ак­ти­ви­за­ции цен­тров изоб­ражённого на ри­сун­ке от­де­ла нерв­ной си­сте­мы?

 

1) сни­же­ние ча­сто­ты ды­ха­тель­ных дви­же­ний

2) суже­ние кро­ве­нос­ных со­су­дов

3) угне­те­ние пе­ри­сталь­ти­ки ки­шеч­ни­ка

4) уси­ле­ние слю­но­от­де­ле­ния

5) уве­ли­че­ние ча­сто­ты сер­деч­ных со­кра­ще­ний

6) суже­ние зрач­ков

13.

Установите соответствие между характеристиками компонента внутренней среды организма и компонентами, обладающими этими характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА   КОМПОНЕНТ

А) представлена жидкой соединительной тканью

Б) её клетки образуются в красном костном мозге, лимфоузлах, селезёнке

В) выполняет дыхательную функцию

Г) возвращает в кровь белки, соли, воду

Д) находится в межклеточном пространстве

Е) образуется из плазмы

 

1) кровь

2) лимфа

3) тканевая жидкость

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

14.

Установите по­сле­до­ва­тель­ность передачи нерв­но­го импульса по дуге услов­но­го слюноотделительного ре­флек­са у че­ло­ве­ка на звонок.

 

1) слу­хо­вой центр коры мозга

2) чув­стви­тель­ный нейрон

3) ре­цеп­то­ры слуха

4) вре­мен­ная связь

5) центр слюноотделения

6) слюн­ные железы

7) дви­га­тель­ный нейрон

15.

Выберите признаки, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие есте­ствен­ный отбор как дви­жу­щую силу эволюции.

 

1) ис­точ­ник эво­лю­ци­он­но­го материала

2) обес­пе­чи­ва­ет ре­зерв на­след­ствен­ной изменчивости

3) объ­ек­том яв­ля­ет­ся фе­но­тип особи

4) обес­пе­чи­ва­ет се­лек­цию генотипов

5) фак­тор на­прав­лен­но­го действия

6) фак­тор слу­чай­но­го действия

16.

Установите со­от­вет­ствие между груп­пой жи­вот­ных и эрой, в ко­то­рой эта груп­па возникла.

 

ГРУППА ЖИВОТНЫХ   ЭРА

А) Паукообразные

Б) Птеродактили

В) Птицы

Г) Бес­че­люст­ные рыбы

Д) Сум­ча­тые млекопитающие

Е) Стегоцефалы

 

1) Палеозой

2) Мезозой

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГДE
      

17.

Под вли­я­ни­ем каких фак­то­ров эво­лю­ции про­ис­хо­дит про­цесс эко­ло­ги­че­ско­го видообразования?

 

1) мо­ди­фи­ка­ци­он­ной изменчивости

2) приспособленности

3) есте­ствен­но­го отбора

4) му­та­ци­он­ной изменчивости

5) борь­бы за существование

6) конвергенции

18.

Попадание в водоёмы ор­га­ни­че­ских ве­ществ со сточ­ны­ми во­да­ми с жи­вот­но­вод­че­ских ферм может не­по­сред­ствен­но при­ве­сти к уве­ли­че­нию чис­лен­но­сти популяций

 

1) ге­те­ро­троф­ных бактерий

2) ракообразных

3) цвет­ко­вых растений

4) мно­го­кле­точ­ных водорослей

5) од­но­кле­точ­ных водорослей

6) бактерий-редуцентов

19.

Расставьте перечисленные события в хронологическом порядке

 

1) Изобретения электронного микроскопа

2) Открытие рибосом

3) Изобретение светового микроскопа

4) Утверждение Р. Вирхова о появлении «каждой клетки от клетки»

5) Появление клеточной теории Т. Шванна и М. Шлейдена

6) Первое употребление термина «клетка» Р. Гуком

20.

Проанализируйте таблицу «Системы органов человека». Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, примеры, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Система органовОрган (структура)Функции
_________ (А)гипофизсекреция гормонов
опорно-двигательная_______ (Б)перемещение в пространстве
пищеварительнаядвенадцатиперстная кишка__________ (В)

 

1) мышцы

2) всасывание

3) создание слабощелочной среды

4) эндокринная

5) кости

6) секреция желчи

7) позвоночник

8) выделительная

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

21.

Пользуясь таб­ли­цей «Число устьиц на 1 мм2 листа» и зна­ни­я­ми курса биологии, выберите верные утверждения

 

1) Устьи­ца нужны для ис­па­ре­ния воды и га­зо­об­ме­на с окру­жа­ю­щей средой.

2) У зла­ков — пше­ни­цы и овса — так как растут на открытой местности, устьица находятся на обеих по­верх­но­стях листа.

3) Кув­шин­ка — вод­ное растение, устьи­ца находятся толь­ко на нижней стороне листа, и ис­па­ре­ние происходит через его поверхность.

4) Слива, яблоня и дуб — имеют устьица только на нижней стороне листа, т.к. растут на открытой местности.

5) Количество и условия расположения устьиц не зависит от места произрастания.

22.

Почему скелетная мышца лягушки вне организма не способна сокращаться, а сердце продолжает биться ещё некоторое время?

23.

Рас­смот­ри­те изоб­ра­жен­ные на ри­сун­ке клет­ки ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка под циф­ра­ми 1 и 2. Опре­де­ли­те, к каким типам тка­ней их от­но­сят. В ре­зуль­та­те чего клет­ки с оди­на­ко­вым ге­но­ти­пом при фор­ми­ро­ва­нии ор­га­низ­ма при­об­ре­та­ют раз­лич­ную спе­ци­а­ли­за­цию?

24.

Опишите стро­е­ние и функ­ции корневого чехлика.

25.

Австралийский физиолог Отто Леви в 1921 г. обратил внимание на следующий факт: при раздражении электрическим током веточки блуждающего нерва, подходящего к изолированному сердцу лягушки, замедляется частота сокращений этого сердца. Леви выкачал кровь из желудочка сердца и перенес её в изолированное сердце другой лягушки.

Второе сердце также стало сокращаться реже. Объясните этот факт, применив свои знания о механизмах проведения нервного импульса.

26.

Чем характеризуется биологическое разнообразие?

27.

Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для ве­ге­та­тив­ной, ге­не­ра­тив­ной кле­ток и спер­ми­ев пыль­це­во­го зерна вишни? Объ­яс­ни­те, из каких ис­ход­ных кле­ток и в ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния об­ра­зу­ют­ся эти клет­ки.

28.

Определить тип наследования признака. Установить возможные генотипы всех членов родословной.