№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 2968838

1.

Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.

2.

Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

МетодПрименение метода
Определение числа хромосом в кариотипе
СтатистическийРаспространение признака в популяции

3.

Сколько молекул ДНК содержится в трёх бивалентах, образованных тремя парами гомологичных хромосом? В ответе запишите только цифру.

4.

Выберите примеры функций белков, осуществляемых ими на клеточном уровне жизни.

 

1) обеспечивают транспорт ионов через мембрану

2) входят в состав волос, перьев

3) формируют кожные покровы

4) антитела связывают антигены

5) запасают кислород в мышцах

6) обеспечивают работу веретена деления

5.

Установите соответствие между признаками и видами нуклеиновых кислот.

 

ПРИЗНАКИ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ   ВИДЫ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ

A) хранит наследственную информацию

Б) копирует наследственную информацию и передаёт её к месту синтеза белка

B) является матрицей для синтеза белка

Г) состоит из двух цепей

Д) переносит аминокислоты к месту синтеза белка

Е) специфична по отношению к аминокислоте

 

1) ДНК

2) и-РНК

3) т-РНК

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

6.

В семье, где родители хорошо слышали, и один из них имел светлые глаза, а другой карие, родился один ребенок глухой с карими глазами, а второй — хорошо слышал и имел светлые глаза. Какова вероятность дальнейшего появления глухих детей с карими глазами в семье, если известно, что ген карих глаз доминирует над светлыми, глухота — признак рецессивный, и обе пары генов находятся в разных хромосомах?

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.

7.

Сущность ги­бри­до­ло­ги­че­ско­го метода за­клю­ча­ет­ся в

 

1) скрещивании особей, раз­ли­ча­ю­щих­ся по не­сколь­ким признакам

2) изучении ха­рак­те­ра наследования аль­тер­на­тив­ных признаков

3) использовании ге­не­ти­че­ских карт

4) применении мас­со­во­го отбора

5) количественном учёте фе­но­ти­пи­че­ских признаков потомков

6) подборе ро­ди­те­лей по норме ре­ак­ции признаков

8.

Установите соответствие между процессами, происходящими на разных стадиях развития зародыша трёхслойных животных, и стадиями, на которых эти процессы происходят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЦЕССЫ   СТАДИИ

А) образуется однослойный зародыш

Б) формируется мезодерма

В) образуется двуслойный зародыш

Г) образуется вторичная полость тела

Д) образуется однослойный зародышевый пузырёк

Е) начинается органогенез

 

1) бластула

2) гаструла

3) нейрула

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

AБВГД
     

9.

Выберите три вер­ных ответа из шести. К лен­точ­ным червям относятся

 

1) эхинококк

2) сви­ной цепень

3) ши­ро­кий лентец

4) ко­ша­чья двуустка

5) печёночный сосальщик

6) молочно–белая планария

10.

Установите соответствие между заболеваниями человека и возбудителями, вызывающими эти заболевания.

 

ЗАБОЛЕВАНИЕ   ВОЗБУДИТЕЛИ

A) амёбная дизентерия

Б) малярия

B) натуральная оспа

Г) корь

Д) холера

Е) чума

 

1) вирусы

2) бактерии

3) простейшие

 

AБВГДЕ
      

11.

Уста­но­ви­те пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность ста­дий раз­ви­тия сви­но­го солитёра, на­чи­ная с яйца.

 

1) про­ник­но­ве­ние в ор­га­ны про­ме­жу­точ­но­го хо­зя­и­на

2) ста­дия ше­сти­крюч­но­го за­ро­ды­ша

3) яйцо

4) про­ник­но­ве­ние в ки­шеч­ник че­ло­ве­ка

5) ста­дия финны

12.

В тонком кишечнике происходит всасывание в кровь:

 

1) глюкозы

2) аминокислот

3) жирных кислот

4) гликогена

5) клетчатки

6) фруктоза

13.

Установите соответствие между характеристиками и отделами головного мозга: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ   ОТДЕЛЫ

А) обеспечение постоянства внутренней среды и обменных процессов

Б) ориентировочные рефлексы на зрительные и звуковые раздражители, поворот головы

В) регулирует деятельность дыхательной, пищеварительной и сердечно-сосудистой систем

Г) регуляция мышечного тонуса и позы тела

Д) обеспечивает защитные рефлексы чихания, моргания, кашля, рвоты

Е) сбор и оценка всей информации, посту-

пающей от органов чувств

 

1) средний

2) продолговатый

3) промежуточный

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГДЕ
      

14.

Установите, в какой по­сле­до­ва­тель­но­сти про­ис­хо­дит про­цесс со­зре­ва­ния жен­ских по­ло­вых клеток, опло­до­тво­ре­ние и на­ча­ло раз­ви­тия зародыша

 

А) овуляция

Б) на­ча­ло фор­ми­ро­ва­ния мно­го­кле­точ­но­го зародыша

В) со­зре­ва­ние фол­ли­ку­ла в яичнике

Г) при­креп­ле­ние за­ро­ды­ша к стен­ке матки

Д) оплодотворение

Е) об­ра­зо­ва­ние плаценты

15.

Выберите утверждения, от­но­ся­щи­е­ся к син­те­ти­че­ской тео­рии эволюции.

 

1) Мик­ро­э­во­лю­ция — процесс, про­ис­хо­дя­щий в популяциях.

2) Между ор­га­низ­ма­ми про­ис­хо­дит борь­ба за существование.

3) Дви­жу­щи­ми си­ла­ми эво­лю­ции яв­ля­ют­ся неопределённая изменчивость, есте­ствен­ный отбор, борь­ба за существование.

4) Ос­нов­ны­ми эво­лю­ци­он­ны­ми на­прав­ле­ни­я­ми являются: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

5) Определённая из­мен­чи­вость не яв­ля­ет­ся наследственной.

6) Вид со­сто­ит из популяций.

16.

Установите со­от­вет­ствие между ра­бо­той учёного и его именем.

 

НАУЧНАЯ РА­БО­ТА   УЧЁНЫЙ

А) раз­ра­бо­тал метод мен­то­ра в селекции

Б) ини­ци­а­тор со­зда­ния круп­ней­шей коллекции семян куль­тур­ных растений

В) сфор­му­ли­ро­вал закон гомологических рядов на­след­ствен­ной изменчивости

Г) от­крыл цен­тры про­ис­хож­де­ния культурных растений

Д) раз­ра­бо­тал метод по­лу­че­ния полипло-

идных ги­бри­дов

 

1) И. В. Мичурин

2) Н. И. Вавилов

3) Г. Д. Кар­пе­чен­ко

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВГД
     

17.

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

Какие из утверждений относятся к живому веществу биосферы?

 

1) Живое вещество распространено по всей атмосфере.

2) Живое вещество пронизывает всю гидросферу.

3) Одной из функций живого вещества является окислительно-восстановительная функция.

4) Живое вещество распространено в биосфере равномерно.

5) В ходе эволюции функции живого вещества не изменялись.

6) Живое вещество входит в состав биокосного вещества.

18.

Установите со­от­вет­ствие между при­род­ным об­ра­зо­ва­ни­ем и ве­ще­ством биосферы со­глас­но классификации В. И. Вернадского.

 

ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ   ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ

A) морская соль

Б) мор­ской ил

B) глина

Г) почва

Д) гранит

Е) дву­стор­ча­тые моллюски

 

1) биокосное

2) косное

3) живое

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВГДЕ
      

19.

Установите последовательность этапов сперматогенеза. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) образование сперматоцитов первого порядка

2) образование сперматозоидов

3) митотическое деление сперматогониев

4) мейоз сперматоцитов первого порядка

5) рост сперматоцитов и накопление питательных веществ

6) образование сперматоцитов второго порядка

20.

Рассмотрите рисунок с изображением фазы сердечного цикла. Определите название этой фазы, её продолжительность и направление движения крови. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и процессы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или процесс из предложенного списка.

 

Фазы сердечного циклаПродолжительностьДвижение крови
________(А)_________(Б)________(С)

 

СПИСОК ТЕРМИНОВ И ПРОЦЕССОВ:

1) поступление крови из предсердия в желудочек

2) поступление крови из желудочка в артерию

3) поступление крови из вен в предсердие

4) систола предсердия

5) 0,8 с

6) систола желудочка

7) 0,3 с

8) 0,1 с

21.

Проанализируйте гистограмму, в которой представлены результаты анализа количества макрофагов (%) с нормальной морфологией в костном мозге.

Использовалась линия мышей, склонных к лейкемии (опыт) и контрольная линия. Анализировался костный мозг из трёх различных костей.

 

 

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

 

1) Во всех группах мыши имеют ослабленный иммунитет.

2) Количество макрофагов в группе 3 максимально.

3) Только в группе 3 количество макрофагов достаточно для функционирования иммунитета.

4) В норме количество макрофагов выше, чем в случае склонности к лейкемии.

5) При лейкемии количество макрофагов в крови снижается.

 

Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

22.

Каким образом методами генной инженерии получают инсулин в промышленных масштабах?

23.

Какая почка изоб­ра­же­на на ри­сун­ке? Какие эле­мен­ты её стро­е­ния обо­зна­че­ны циф­ра­ми 1 и 2? Какая ткань обес­пе­чи­ва­ет раз­ви­тие почки?

24.

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

 

(1)Биогеоценоз – система, включающая сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупность абиотических факторов среды в пределах одной территории, связанные между собой круговоротом веществ и потоком энергии. (2)Термин предложил советский учёный В.Н. Сукачёв. (3)По его мнению, биогеоценоз представляет собой устой-чивую саморегулирующуюся экологическую систему, в которой органи-ческие компоненты неразрывно связаны с неорганическими и антро-погенными. (4)Примерами биогеоценоза Сукачёв считал сосновый лес, саванну или пруд. (5)Важнейшим свойством биогеоценозов Сукачёв считал саморегуляцию. (6)По его мнению, биогеоценозы никогда не изменялись в пространстве и времени.

25.

Температура тела у птиц выше, чем у млеко­питающих. Какие преимущества это дает птицам и с какими недостатками связано?

26.

Перечислите (с пояснениями) ос­нов­ные этапы пер­вич­ной эво­лю­ции со­глас­но тео­рии Опарина-Холдейна, на­чи­ная с об­ра­зо­ва­ния пер­вич­но­го бу­льо­на и за­кан­чи­вая по­яв­ле­ни­ем автотрофов.

27.

Каковы осо­бен­но­сти мейоза, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют раз­но­об­ра­зие гамет?

Укажите не менее трёх особенностей.

28.

При скре­щи­ва­нии рас­те­ния ду­ши­сто­го го­рош­ка с уси­ка­ми и яр­ки­ми цвет­ка­ми и рас­те­ния без уси­ков и с блед­ны­ми цвет­ка­ми в F1 все рас­те­ния были с уси­ка­ми и яр­ки­ми цветками. От скре­щи­ва­ния ги­бри­да из F1 и рас­те­ния с уси­ка­ми и яр­ки­ми цвет­ка­ми были по­лу­че­ны рас­те­ния с двумя фенотипами: с уси­ка­ми и яр­ки­ми цветками; с уси­ка­ми и блед­ны­ми цветками. Со­ставь­те схему ре­ше­ния задачи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы родителей, потом­ства F1 и F2. Какие за­ко­ны на­след­ствен­но­сти про­яв­ля­ют­ся в F1 и F2?