№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 2968837

1.

Рассмотрите ри­су­нок с при­ме­ра­ми хро­мо­сом­ных мутаций. Под циф­рой 3 на нём обо­зна­че­на хро­мо­сом­ная пе­ре­строй­ка ... (за­пи­ши­те в от­ве­те тер­мин)

2.

Рассмотрите таблицу «Критерии вида» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

Критерий видаХарактеристика
Способность бе­ле­ны чёрной син­те­зи­ро­вать и на­кап­ли­вать ал­ка­ло­и­ды

МорфологическийДлина хво­ста си­ни­цы не пре­вы­ша­ет длины её тела

3.

Кариотип собаки состоит из 78 хромосом. Сколько хромосом содержит зрелый эритроцит собаки? В ответе запишите только число.

4.

Вы­бе­ри­те по­ло­же­ния син­те­ти­че­ской тео­рии эво­лю­ции.

 

1) Виды ре­аль­но су­ще­ству­ют в при­ро­де и фор­ми­ру­ют­ся дли­тель­ное время.

2) Му­та­ции и ком­би­на­ции генов слу­жат ма­те­ри­а­лом для эво­лю­ции.

3) Дви­жу­щи­ми си­ла­ми эво­лю­ции яв­ля­ют­ся му­та­ци­он­ный про­цесс, по­пу­ля­ци­он­ные волны, ком­би­на­тив­ная из­мен­чи­вость.

4) В при­ро­де су­ще­ству­ют раз­лич­ные виды борь­бы за су­ще­ство­ва­ние между ор­га­низ­ма­ми.

5) Есте­ствен­ный отбор — на­прав­ля­ю­щий фак­тор эво­лю­ции.

6) Есте­ствен­ный отбор со­хра­ня­ет одних осо­бей и уни­что­жа­ет дру­гих.

5.

Установите соответствие между характеристиками и этапами энергетического обмена: для этого к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ   ЭТАПЫ

А) окисляется ПВК

Б) протекает под действием гидролитических ферментов

В) образуются две молекулы глицерофосфата (триозофосфата)

Г) вся энергия рассеивается в виде тепла

Д) протекает на кристах митохондрий

Е) осуществляется цикл трикарбоновых кислот

 

1) подготовительный

2) гликолиз

3) аэробный

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:

АБВГДE
      

6.

Сколько аллелей одного гена содержит яйцеклетка цветкового растения? В ответе запишите только соответствующее число.

7.

Процесс оплодотворения у цветковых растений характеризуется

 

1) образованием цветка

2) слиянием спермия с центральной клеткой

3) формированием пыльцевого зерна

4) слиянием спермия и яйцеклетки

5) образованием зиготы в зародышевом мешке

6) делением зиготы путём мейоза

8.

Установите со­от­вет­ствие между процессом, про­ис­хо­дя­щим при сперматогенезе, и зоной, в ко­то­рой про­ис­хо­дит дан­ный процесс.

 

ПРОЦЕСС   СТАДИЯ СПЕРМАТОГЕНЕЗА

А) ми­то­ти­че­ское де­ле­ние пер­вич­ных по­ло­вых клеток

Б) об­ра­зо­ва­ние ди­пло­ид­ных сперматогониев

В) об­ра­зо­ва­ние спер­ма­то­ци­тов 1-го порядка

Г) мей­о­ти­че­ское де­ле­ние клеток

Д) об­ра­зо­ва­ние га­п­ло­ид­ных сперматид

 

1) зона роста

2) зона размножения

3) зона созревания

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

9.

Какие из приведённых ниже жи­вот­ных от­но­сят­ся к первичноротым?

 

1) дож­де­вой червь

2) минога

3) пчела

4) ланцетник

5) мор­ской ёж

6) беззубка

10.

Установите соответствие между признаком организма и организмом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМА   ОРГАНИЗМ

А) спорофит паразитирует на гаметофите

Б) у спорофита имеется один спорогон

В) гаметофит обоеполый

Г) у спорофита есть корни

Д) гаметофит многолетний

Е) гаметофиты образуются из зелёной нити – протонемы

 

1) мох кукушкин лён

2) папоротник орляк

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

11.

Установите по­сле­до­ва­тель­ность ста­дий жиз­нен­но­го цикла па­по­рот­ни­ка орляка, на­чи­ная с оплодотворения. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) оплодотворение

2) развитие по­ло­вых клеток

3) развитие спо­ран­ги­ев на листьях

4) развитие корневища

5) развитие заростка

6) развитие спор в спорангиях

12.

Выберите три верных ответа. Для сохранения витаминов в пищевых продуктах используют:

 

1) быстрое замораживание

2) консервирование со стерилизацией

3) сушку на солнце

4) вакуумную сушку

5) квашение

6) пастеризацию

13.

Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми ре­флек­сов и от­де­ла­ми цен­траль­ной нерв­ной системы, в ко­то­рых на­хо­дят­ся цен­тры этих рефлексов.

 

ПРИМЕРЫ РЕФЛЕКСОВ   ОТДЕЛЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ
НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

А) ахил­лов рефлекс

Б) по­дош­вен­ный рефлекс

В) со­са­тель­ный рефлекс

Г) зрачковый

Д) дыхательный

Е) мочевыделительный

 

1) го­лов­ной мозг

2) спин­ной мозг

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВГДЕ
      

14.

Установите правильную последовательность расположения оболочек и структур глаза человека, в обратном порядке, начиная с сетчатки. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) роговица

2) стекловидное тело

3) радужная оболочка

4) задняя водянистая камера

5) сетчатка

6) хрусталик

15.

Близкородственные, но не скре­щи­ва­ю­щи­е­ся между собой виды птиц будут отличаться, ско­рее всего, по

 

1) пес­ням сам­цов и брач­ным ритуалам

2) раз­ме­рам и массе тела

3) видам корма и ме­стам гнездования

4) окрас­ке самок

5) ко­ли­че­ству и форме хромосом

6) плодовитости

16.

Установите соответствие между примерами и видами доказательств эволюции.

 

ПРИМЕР   ВИД ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

А) усы таракана и рыбы сома

Б) чешуя ящерицы и перо птицы

В) глаза осьминога и собаки

Г) зубы акулы и кошки

Д) нос обезьяны и хобот слона

Е) когти кошки и ногти обезьяны

 

1) го­мо­ло­гич­ные органы

2) ана­ло­гич­ные ор­га­ны

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ
      

17.

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите три функции живого вещества биосферы.

 

1) транспортная

2) гравитационная

3) тектоническая

4) средообразующая

5) фотопериодическая

6) энергетическая

18.

Установите со­от­вет­ствие между пред­ста­ви­те­ля­ми ракообразных и сре­дой их оби­та­ния.

 

ПРЕДСТАВИТЕЛИ   СРЕДА

А) Реч­ной рак

Б) Кам­чат­ский краб

В) Дафния

Г) Мокрица

Д) Циклоп

Е) Креветки

 

1) дно моря

2) придонная часть пресных водоемов

3) придонная часть и толща морской воды

4) влажная почва городов, лесная подстилка

5) толща воды пресных водоемов

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

19.

Установите последовательность стадий антропогенеза. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) человек умелый

2) кроманьонец

3) дриопитек

4) неандерталец

5) человек прямоходящий

20.

Рассмотрите рисунок и укажите название изображённой стадии развития сосны, обозначенной вопросительным знаком. Из каких исходных клеток и в результате какого деления она образована? Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или понятие из предложенного списка.

 

 

Название стадии

развития

Исходные клеткиКаким делением

образована

____________ (А)____________ (Б)____________ (В)

 

 

Список терминов и понятий

 

1) митоз

2) мейоз

3) микрогаметофит (пыльцевое зерно)

4) семязачаток

5) гаплоидная микроспора

6) диплоидная зигота

7) клетки спорангиев на чешуйках шишек

8) семя сосны

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.



АБВ
   

21.

Изучите таблицу 1 «Химический состав ламинарии сахаристой». И выберите верные утверждения.

 

1) Ламинарию рекомендуют употреблять для восполнения недостатка йода.

2) 100 г сухого вещества ламинарии содержит 1,67 суточных доз йода.

3) Употребление в пищу ламинарии является профилактикой анемии.

4) В ламинарии нет необходимых организму макроэлементов.

5) Ламинарию рекомендуют употреблять для восполнения недостатка меди.

22.

Известно, что ля­гуш­ки при низ­ких тем­пе­ра­ту­рах впа­да­ют в со­сто­я­ние се­зон­но­го оцепенения, а при по­вы­ше­нии тем­пе­ра­ту­ры вновь оживают. Объясните, какие фи­зио­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти поз­во­ля­ют зем­но­вод­ным пе­ре­жи­вать хо­лод­ное время года и по­ни­же­ние тем­пе­ра­ту­ры ниже 0 °С.

23.

Что обо­зна­че­но на ри­сун­ке циф­ра­ми 1, 2, 3? Какие функ­ции вы­пол­ня­ют ука­зан­ные структуры?

 

24.

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

 

(1)Рыбы - обитатели водной среды. (2) По происхождению и особенностям строения рыб подразделяют на 2 класса: Хрящевые рыбы и Костные рыбы. (3) Заострённая спереди голова слита с туловищем, которое начинается от свободного края жаберных крышек и заканчивается хвостовым отделом. (4) У всех рыб жабры открываются снаружи тела жаберными щелями. (5) Все рыбы имеют плавательный пузырь. (б) Наиболее древние из костных рыб Кистепёрые рыбы. (7) Для них характерны мясистые, покрытые чешуёй плавники, развитая у взрослых рыб хорда, плохо развитый плавательный пузырь и другие особенности.

25.

В чём заключается нервно-гуморальная регуляция работы сердца в организме человека, каково её значение в жизнедеятельности организма?

26.

Каковы свойства биогеоценоза?

27.

Какой хромосомный набор характерен для ядер клеток эпидермиса листа и восьмиядерного зародышевого мешка семязачатка цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

28.

Известно, что при дигибридном скрещивании во втором поколении происходит независимое наследование двух пар признаков. Объясните это явление поведением хромосом в мейозе при образовании гамет и при оплодотворении.