№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка Готово, можно копировать.
Вариант № 2954970

1.

Рассмотрите предложенную схему строения и функций клетки. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

2.

Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

 

УровеньПример
Симбиоз рака отшельника и актинии
ВидовойСлон африканский

3.

В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 20% от общего числа. Сколько нуклеотидов в % с тимином в этой молекуле. В ответ запишите только соответствующее число.

4.

Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания процессов первого деления мейоза. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) образование двух гаплоидных ядер

2) расхождение однохроматидных хромосом к противоположным полюсам клетки

3) образование четырёх клеток с набором nc

4) обмен участками гомологичных хромосом

5) спирализация хромосом

5.

Установите соответствие между особенностями нуклеиновой кислоты и её видом.

 

ОСОБЕННОСТИ НК   ВИД НК

A) хранит и передаёт наследственную информацию

Б) включает нуклеотиды АТГЦ

B) триплет молекулы называется кодоном

Г) молекула состоит из двух цепей

Д) передаёт информацию на рибосомы

Е) триплет молекулы называется антикодоном

 

1) ДНК

2) и-РНК

3) т-РНК

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

6.

Сколько типов гамет образует зигота СсВв, если гены С (с) и В (в) сцеплены и наследуются вместе? В ответ запишите только число.

7.

Выберите два верных ответа из пяти. Норма реакции

 

1) изменяет генотип организма

2) определяется генотипом организма

3) ведет к мутации

4) изменяет локусы генов

5) формирует в онтогенезе, в зависимости от условий среды, разные фенотипы

8.

Установите соответствие между структурой организма человека и зародышевым листком, из которого она сформировалась.

 

СТРУКТУРА ОРГАНИЗМА   ЗАРОДЫШЕВЫЙ ЛИСТОК

A) болевые рецепторы

Б) волосяной покров

B) лимфа и кровь

Г) жировая ткань

Д) ногтевые пластинки

 

1) эктодерма

2) мезодерма

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

9.

Выберите организмы, у ко­то­рых ор­га­ны вы­де­ле­ния пред­став­ле­ны почками.

 

1) реч­ной рак

2) дож­де­вой червь

3) рыба

4) пчела

5) ящерица

6) лягушка

10.

Установите соответствие между морфологическими признаками организма и видами организмов, обладающими этими признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ   ВИДЫ ОРГАНИЗМА

А) есть две сократительные вакуоли

Б) имеются реснички

В) имеются хлоропласты

Г) есть клеточная стенка

Д) в клетке два ядра

Е) есть два жгутика

 

1) хламидомонада

2) инфузория туфелька

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

11.

Установите правильную последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с наименьшего таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) лютик

2) растения

3) Лютиковые

4) Покрытосеменные

5) Лютик жгучий

6) Двудольные

12.

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображена система органов дыхания. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) носовая полость

2) гортань

3) трахея

4) альвеолы

5) плевральная полость

6) плевра

 

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

13.

Установите соответствие между отделами анализатора и их структурами.

 

ОТДЕЛЫ АНАЛИЗАТОРА   СТРУКТУРЫ АНАЛИЗАТОРА

1) проводниковый

2) периферический

3) центральный

 

А) зрительная зона коры больших полушарий головного мозга

Б) фоторецепторы

В) обонятельный нерв

Г) слуховая зона коры больших полушарий головного мозга

Д) лицевой нерв

Е) обонятельные рецепторы

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

14.

Установите последовательность прохождения сигналов по сенсорной зрительной системе. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) роговица

2) зрительная зона коры мозга

3) стекловидное тело

4) зрительный нерв

5) хрусталик

6) сетчатка

15.

Выберите при­ме­ры ста­би­ли­зи­ру­ю­щей формы есте­ствен­но­го отбора.

 

1) Ба­боч­ки с тёмной окрас­кой вы­тес­ня­ют ба­бо­чек со свет­лой окраской.

2) В озере по­яв­ля­ют­ся му­тант­ные формы рыб, ко­то­рые сразу съе­да­ют­ся хищниками.

3) Отбор на­прав­лен на со­хра­не­ние птиц со сред­ней плодовитостью.

4) У ло­ша­дей по­сте­пен­но пя­ти­па­лая ко­неч­ность за­ме­ня­ет­ся однопалой.

5) По­том­ки животных, ро­див­ши­е­ся преждевременно, по­ги­ба­ют от не­до­стат­ка еды.

6) Среди ко­ло­нии бак­те­рий по­яв­ля­ют­ся клетки, устой­чи­вые к антибиотикам.

16.

Установите соответствие между характером действия естественного отбора и его формой.

 

ХА­РАК­ТЕР ДЕЙ­СТВИЯ ЕСТЕ­СТВЕН­НО­ГО ОТ­БО­РА   ФОРМЫ ЕСТЕ­СТВЕН­НО­ГО ОТ­БО­РА

А) дей­ству­ет в по­сто­ян­ных усло­ви­ях среды

Б) со­хра­ня­ет осо­бей со сред­ним зна­че­ни­ем при­зна­ка

В) дей­ству­ет в из­ме­ня­ю­щих­ся усло­ви­ях среды

Г) закрепляет по­яв­ле­ние новой нормы ре­ак­ции

Д) сни­жа­ет уро­вень ге­не­ти­че­ской из­мен­чи­во­сти в по­пу­ля­ции

Е) от­би­ра­ет осо­бей с укло­ня­ю­щи­ми­ся в одну сто­ро­ну от сред­не­го зна­че­ния при­зна­ка­ми

 

1) дви­жу­щий

2) ста­би­ли­зи­ру­ю­щий

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

17.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из перечисленных организмов относят к редуцентам?

 

1) денитрифицирующие бактерии

2) белоголовый сип

3) петров крест

4) мукор

5) пеницилл

6) обыкновенный шакал

18.

Установите соответствие между биосистемой и её характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА   БИОСИСТЕМА

А) используются различные источники энергии для получения продукции

Б) круговорот веществ замкнутый

В) большое видовое разнообразие

Г) преобладают одна−две культуры

Д) неразветвлённые пищевые цепи

Е) система устойчива и способна к саморегуляции

 

1) биогеоценоз

2) агроценоз

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

19.

Установите последовательность формирования ароморфозов у животных в процессе эволюции.

 

1) появление тканей

2) возникновение полового размножения

3) образование хорды

4) формирование пятипалых конечностей

20.

Вставьте в текст «ДНК» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го перечня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обозначения. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных ответов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тексту) впи­ши­те в приведённую ниже таблицу.

 

 

ДНК

Молекула ДНК — биополимер, мо­но­ме­ра­ми ко­то­ро­го слу­жат __________(А). В со­став мо­но­ме­ра вхо­дят оста­ток фос­фор­ной кислоты, пя­ти­уг­ле­род­ный сахар — __________(Б) и азо­ти­стое основание. Азо­ти­стых ос­но­ва­ний всего четыре: аденин, гуанин, ци­то­зин и __________(В). Бóльшая часть ДНК со­сре­до­то­че­на в ядре, а не­боль­шие её ко­ли­че­ства на­хо­дят­ся в ми­то­хон­дри­ях и __________(Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) рибоза

2) аминокислота

3) рибосома

4) урацил

5) нуклеотид

6) дезоксирибоза

7) пластида

8) тимин

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГ
    

21.

Проанализируйте таблицу «Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для детей и подростков в день».

 

ВозрастЭнергия,

ккал

Белки, гЖиры,

г

Углеводы,

г

ВсегоЖивотные
1−3 года1540534753212
4−6 лет1970684468272
6 лет

(школьники)

2000694567285
7–10 лет 2350774679335
11–13 лет,

мальчики

2750905492390
11–13 лет,

девочки

2500824984335
14–17 лет,

юноши

30009850100425
14–17 лет,

девушки

2600905490360

 

Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

 

1) В среднем школьном возрасте рост девочек опережает рост мальчиков.

2) Дошкольники, в отличие от школьников, в связи с высокой подвижностью нуждаются в богатой жирами и углеводами пище.

3) В подростковом возрасте юноши нуждаются в сравнительно большем количестве суточной энергии, чем девушки.

4) В первые годы жизни дети получают больше белков животного происхождения.

5) Количество потребляемой суточной энергии зависит только от количества потребляемых углеводов.

22.

Что является причиной отторжения пересаженных органов и тканей?

23.

Какими цифрами обозначены на рисунке «Цикл развития папоротника» гаплоидные стадии развития? Назовите их.

24.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

(1) Бактерии — это прокариоты, наследственное вещество их клеток не отделено от цитоплазмы. (2) ДНК бактерий представлена одной молекулой, которая имеет линейную форму. (3) Снаружи бактериальная клетка окружена плотной оболочкой. (4) На рибосомах её гранулярной эндоплазматической сети происходит биосинтез белка. (5) При неблагоприятных условиях бактерии размножаются с помощью спор.(6) Бактерии бывают анаэробные и аэробные.

25.

Докажите, что корневище растений является видоизмененным побегом.

26.

Почему реакции биосинтеза белка называют матричными?

27.

Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для кле­ток мякоти иго­лок и спер­ми­ев сосны? Объясните, из каких ис­ход­ных клеток и в ре­зуль­та­те какого де­ле­ния образуются эти клетки

28.

Черный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10 черных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 черных без хохла и 2 бурых без хохла. Определите генотипы родителей, потомков и закономерность наследования признаков. Гены двух признаков не сцеплены, доминантные признаки — черное оперение (А), хохлатость (В).