№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 2807402

1.

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

2.

Рассмотрите таблицу «Вклад ученого в развитие данной науки» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

Раздел биологииВклад ученого в развитие данной науки
Мечников И.И. − Фагоцитарная теория иммунитета
МикробиологияКох Р. − Открытие туберкулезной палочки

3.

В ядрах кле­ток сли­зи­стой обо­лоч­ки ки­шеч­ни­ка по­зво­ноч­но­го жи­вот­но­го 20 хро­мо­сом. Какое число хро­мо­сом будет иметь ядро зи­го­ты этого жи­вот­но­го? В ответ за­пи­ши­те толь­ко со­от­вет­ству­ю­щее число.

4.

Выберите два верных ответа из пяти. Какие методы используют для изучения строения и функций клетки?

 

1) генная инженерия

2) микроскопирование

3) цитогенетический анализ

4) гибридизация

5) центрифугирование

5.

Установите соответствие между процессами, происходящими на разных этапах жизненного цикла клетки, и этапами, в которых эти процессы происходят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЦЕССЫ   ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

А) репликация ДНК

Б) образование веретена деления

В) сборка рибосом

Г) расхождение хроматид к полюсам

Д) удвоение центриолей

Е) исчезновение ядерной мембраны

 

1) интерфаза

2) митоз

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

AБВГДЕ
      

6.

Произвели скрещивание двух растений ночной красавицы с белыми и красными цветками (неполное доминирование красного цвета). Определите каков процент растений с розовыми цветками будет среди гибридов первого поколения.

7.

Все приведённые ниже признаки, кроме двух, являются свойствами генетического кода. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) триплетность

2) изменчивость

3) однозначность

4) вариативность

5) специфичность

8.

Мутации ведут к изменению

 

1) первичной структуры белка

2) этапов оплодотворения

3) генофонда популяции

4) нормы реакции признака

5) последовательности фаз митоза

6) полового состава популяции

9.

Выберите три верных ответа из шести. Гриб в со­ста­ве лишайника

 

1) со­зда­ет органические ве­ще­ства из неорганических

2) по­гло­ща­ет воду и ми­не­раль­ные соли

3) рас­щеп­ля­ет минеральные ве­ще­ства

4) за­щи­ща­ет водоросль от воз­дей­ствия неблагоприятных фак­то­ров

5) осу­ществ­ля­ет связь ли­шай­ни­ка с окру­жа­ю­щей средой

6) ис­поль­зу­ет синтезируемые во­до­ро­слью органические вещества

10.

Установите соответствие между характеристиками и отделами растений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА   ОТДЕЛ

А. в клетках содержатся разнообразные

пластиды

Б. хорошо развиты органы и ткани

В. в клетках может присутствовать

клеточный центр

Г. образуют подвижные гаметы

Д. зигота делится мейозом

Е. в жизненном цикле преобладает

спорофит

 

1. Зелёные водоросли

2. Покрытосеменные

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

11.

Установите пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность про­хож­де­ния пор­ции крови по кру­гам кро­во­об­ра­ще­ния у шимпанзе, на­чи­ная с ле­во­го же­лу­доч­ка сердца.

 

1) пра­вое предсердие

2) аорта

3) левый желудочек

4) лёгкие

5) левое предсердие

6) пра­вый желудочек

12.

При динамической работе мышц человека, в отличие от статической,

 

1) быстрее наступает утомление

2) движения в суставах не происходит

3) работоспособность более продолжительна

4) уменьшается частота сердечных сокращений

5) утомление наступает медленно

6) сокращение мышц чередуется с расслаблением

13.

Установите соответствие между характеристиками процесса пищеварения и функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ   ФУНКЦИИ

А) синтез ферментов слюны, желудка, панкреатического и кишечного соков

Б) расщепление сложных органических веществ до более простых

В) поступление питательных веществ в кровь и лимфу

Г) перистальтика кишечника

Д) измельчение крупной пищи

Е) выделение пищеварительных соков в пищеварительный тракт

 

1) секреторная

2) механическая

3) всасывательная

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГДЕ
      

14.

Установите правильную последовательность прохождения луча света в глазном яблоке. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1. стекловидное тело

2. зрачок

3. хрусталик

4. передняя камера

5. роговица

6. сетчатка

15.

Про­чи­тай­те текст. Вы­бе­ри­те три пред­ло­же­ния, в ко­то­рых даны опи­са­ния био­ло­ги­че­ско­го про­грес­са не­ко­то­рых ор­га­низ­мов. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

(1) Эво­лю­ци­он­ный про­цесс на­прав­лен на вы­ра­бот­ку при­спо­соб­ле­ний ор­га­низ­мов к усло­ви­ям окру­жа­ю­щей среды. (2) Смена усло­вий часто при­во­дит к по­яв­ле­нию новых при­зна­ков. (3) Так, на­при­мер по­яв­ле­ние лёгких, как уни­вер­саль­но­го ор­га­на га­зо­об­ме­на, поз­во­ли­ло по­зво­ноч­ным осво­ить сушу. (4) В опре­де­лен­ных усло­ви­ях окру­жа­ю­щей среды на­блю­да­ет­ся рез­кое упро­ще­ние в стро­е­нии ор­га­низ­мов. (5) Так, на­при­мер, плос­кие черви утра­ти­ли не­ко­то­рые свои ор­га­ны, но от­лич­но при­спо­со­би­лись к па­ра­зи­ти­че­ско­му об­ра­зу жизни. (6) В ре­зуль­та­те есте­ствен­но­го от­бо­ра слу­чай­ных му­та­ций могут воз­ни­кать раз­лич­ные адап­тив­ные при­зна­ки, на­при­мер раз­но­об­раз­ные ро­то­вые ап­па­ра­ты на­се­ко­мых, спо­соб­ству­ю­щие уве­ли­че­нию чис­лен­но­сти ор­га­низ­мов.

16.

Установите соответствие между признаками изменчивости и ее видами.

 

ПРИЗНАК   ВИД

А) обусловлена появлением нового сочетания нуклеотидов в гене

Б) обусловлена изменением генов и хромосом

В) у потомков появляются рекомбинации генов

Г) основой служит независимое расхождение гомологичных хромосом

Д) у особей изменяется количество или структура ДНК

Е) обусловлена конъюгацией и перекрестом хромосом

 

1) мутационная

2) комбинативная

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

17.

Выберите при­ме­ры дей­ствия дви­жу­щей формы есте­ствен­но­го отбора.

 

1) Ба­боч­ки с тёмной окрас­кой вы­тес­ня­ют ба­бо­чек со свет­лой окраской.

2) В озере по­яв­ля­ют­ся му­тант­ные формы рыб, ко­то­рые сразу съе­да­ют­ся хищниками.

3) Отбор на­прав­лен на со­хра­не­ние птиц со сред­ней плодовитостью.

4) У ло­ша­дей по­сте­пен­но пя­ти­па­лая ко­неч­ность за­ме­ня­ет­ся однопалой.

5) Детёныши животных, ро­див­ши­е­ся преждевременно, по­ги­ба­ют от не­до­стат­ка еды.

6) Среди ко­ло­нии бак­те­рий по­яв­ля­ют­ся клетки, устой­чи­вые к антибиотикам.

18.

Установите со­от­вет­ствие между ор­га­низ­ма­ми и функ­ци­о­наль­ны­ми груп­па­ми биоценоза, к ко­то­рым их относят.

 

ОРГАНИЗМЫ   ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
ГРУППЫ

А) хо­лер­ный вибрион

Б) инфузория

В) ко­ло­ни­аль­ный ко­рал­ло­вый полип

Г) па­ра­зи­ти­че­ское растение

Д) бак­те­рия гниения

Е) плес­не­вый гриб

 

1) консументы

2) редуценты

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВГДЕ
      

19.

Установите последовательность стадий в жизненном цикле зелёного мха, начиная с прорастания споры. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) развитие листостебельного растения

2) созревание спор в спорангии

3) прорастание споры и образование протонемы

4) образование гамет и оплодотворение

5) формирование молодого спорофита из зиготы

20.

Проанализируйте таблицу «Движущие силы эволюции». Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, примеры, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

 

Движущие силы эволюции

 

Движущая силаРоль в эволюцииПример
_________ (А)Поставляет материал для

эволюции

Шестипалость у человека
Естественный отбор_______ (Б)Индустриальный меланизм
Популяционные волныРегулирует численность популяции__________ (В)

 

Список терминов

1) модификации

2) мутационная изменчивость

3) сохранение и (или) отсев средней нормы признаков

4) периодическое возникновение эпидемий

5) экологическая изоляция

6) уничтожение физически слабых особей

7) идиоадаптации

8) внутривидовая борьба за существование

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

21.

На графике показано изменение работоспособности человека в течение суток (по Леману).

 

Проанализируйте график и выберите два утверждения, которые можно сформулировать на основании вашего анализа.

 

1) Работоспособность изменяется в течение суток равномерно.

2) Наиболее высока работоспособность в период с 10 часов утра до 13 часов дня.

3) С 22 до 4 часов утра испытуемый человек спит.

4) С 13 до 16 часов работоспособность понижается.

5) Исходный уровень работоспособности измерялся в 3 часа ночи.

 

Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

22.

Какова роль условных рефлексов в жизни животных?

23.

Рассмотрите схему действия естественного отбора в поколениях F1, F2, F3. Назовите форму естественного отбора, укажите, в каких условиях он действует, какие особи имеют преимущества и каков его результат. Приведите не менее двух примеров действия такого отбора в природе.

24.

Найдите ошиб­ки в приведённом тексте. Ука­жи­те но­ме­ра предложений, в ко­то­рых они допущены, ис­правь­те их.

 

1. При ды­ха­нии син­те­зи­ру­ет­ся глю­ко­за через ряд по­сле­до­ва­тель­ных этапов. 2.На не­ко­то­рых эта­пах энер­гия хи­ми­че­ских свя­зей глю­ко­зы ис­поль­зу­ет­ся для син­те­за АТФ. 3. Ды­ха­ние на­чи­на­ет­ся с со­еди­не­ния двух мо­ле­кул пи­ро­ви­но­град­ной кислоты. 4. Пер­вич­ный про­цесс бес­кис­ло­род­но­го ды­ха­ния про­ис­хо­дит в цитоплазме. 5. В ре­зуль­та­те этого ды­ха­ния об­ра­зу­ют­ся две мо­ле­ку­лы АТФ. 6. Ко­неч­ным эта­пом цикла яв­ля­ет­ся окис­ли­тель­ное фосфорилирование, на ко­то­рое рас­хо­ду­ет­ся энер­гия АТФ.

25.

Дайте общую ха­рак­те­ри­сти­ку типа Хор­до­вые.

26.

К каким отрицательным последствиям приводит применение в сельском хозяйстве гербицидов – химических веществ для борьбы с сорняками? Укажите не менее трёх последствий.

27.

В про­цес­се кис­ло­род­но­го этапа ка­та­бо­лиз­ма об­ра­зо­ва­лось 972 мо­ле­ку­лы АТФ. Опре­де­ли­те, какое ко­ли­че­ство мо­ле­кул глю­ко­зы под­верг­лось рас­щеп­ле­нию и сколь­ко мо­ле­кул АТФ об­ра­зо­ва­лось в ре­зуль­та­те гли­ко­ли­за и пол­но­го окис­ле­ния? Ответ по­яс­ни­те.

28.

По изоб­ражённой на ри­сун­ке ро­до­слов­ной опре­де­ли­те и обос­нуй­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, по­том­ков, обо­зна­чен­ных на схеме циф­ра­ми 1–7. Уста­но­ви­те ве­ро­ят­ность рож­де­ния ребёнка с ис­сле­ду­е­мым при­зна­ком у жен­щи­ны под № 7, если в семье её су­пру­га этот при­знак ни­ко­гда не на­блю­дал­ся.