Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Рассмотрите таблицу «Вклад ученого в развитие данной науки» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Раздел биологии | Вклад ученого в развитие данной науки |
---|---|
Мечников И.И. − Фагоцитарная теория иммунитета | |
Микробиология | Кох Р. − Открытие туберкулезной палочки |
В ядрах клеток слизистой оболочки кишечника позвоночного животного 20 хромосом. Какое число хромосом будет иметь ядро зиготы этого животного? В ответ запишите только соответствующее число.
Выберите два верных ответа из пяти. Какие методы используют для изучения строения и функций клетки?
1) генная инженерия
2) микроскопирование
3) цитогенетический анализ
4) гибридизация
5) центрифугирование
Установите соответствие между процессами, происходящими на разных этапах жизненного цикла клетки, и этапами, в которых эти процессы происходят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ | ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА | |
А) репликация ДНК Б) образование веретена деления В) сборка рибосом Г) расхождение хроматид к полюсам Д) удвоение центриолей Е) исчезновение ядерной мембраны | 1) интерфаза 2) митоз |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
A | Б | В | Г | Д | Е |
Произвели скрещивание двух растений ночной красавицы с белыми и красными цветками (неполное доминирование красного цвета). Определите каков процент растений с розовыми цветками будет среди гибридов первого поколения.
Все приведённые ниже признаки, кроме двух, являются свойствами генетического кода. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) триплетность
2) изменчивость
3) однозначность
4) вариативность
5) специфичность
Мутации ведут к изменению
1) первичной структуры белка
2) этапов оплодотворения
3) генофонда популяции
4) нормы реакции признака
5) последовательности фаз митоза
6) полового состава популяции
Выберите три верных ответа из шести. Гриб в составе лишайника
1) создает органические вещества из неорганических
2) поглощает воду и минеральные соли
3) расщепляет минеральные вещества
4) защищает водоросль от воздействия неблагоприятных факторов
5) осуществляет связь лишайника с окружающей средой
6) использует синтезируемые водорослью органические вещества
Установите соответствие между характеристиками и отделами растений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ОТДЕЛ | |
А. в клетках содержатся разнообразные пластиды Б. хорошо развиты органы и ткани В. в клетках может присутствовать клеточный центр Г. образуют подвижные гаметы Д. зигота делится мейозом Е. в жизненном цикле преобладает спорофит | 1. Зелёные водоросли 2. Покрытосеменные |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д | Е |
Установите правильную последовательность прохождения порции крови по кругам кровообращения у шимпанзе, начиная с левого желудочка сердца.
1) правое предсердие
2) аорта
3) левый желудочек
4) лёгкие
5) левое предсердие
6) правый желудочек
При динамической работе мышц человека, в отличие от статической,
1) быстрее наступает утомление
2) движения в суставах не происходит
3) работоспособность более продолжительна
4) уменьшается частота сердечных сокращений
5) утомление наступает медленно
6) сокращение мышц чередуется с расслаблением
Установите соответствие между характеристиками процесса пищеварения и функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ФУНКЦИИ | |
А) синтез ферментов слюны, желудка, панкреатического и кишечного соков Б) расщепление сложных органических веществ до более простых В) поступление питательных веществ в кровь и лимфу Г) перистальтика кишечника Д) измельчение крупной пищи Е) выделение пищеварительных соков в пищеварительный тракт | 1) секреторная 2) механическая 3) всасывательная |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Установите правильную последовательность прохождения луча света в глазном яблоке. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. стекловидное тело
2. зрачок
3. хрусталик
4. передняя камера
5. роговица
6. сетчатка
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биологического прогресса некоторых организмов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Эволюционный процесс направлен на выработку приспособлений организмов к условиям окружающей среды. (2) Смена условий часто приводит к появлению новых признаков. (3) Так, например появление лёгких, как универсального органа газообмена, позволило позвоночным освоить сушу. (4) В определенных условиях окружающей среды наблюдается резкое упрощение в строении организмов. (5) Так, например, плоские черви утратили некоторые свои органы, но отлично приспособились к паразитическому образу жизни. (6) В результате естественного отбора случайных мутаций могут возникать различные адаптивные признаки, например разнообразные ротовые аппараты насекомых, способствующие увеличению численности организмов.
Установите соответствие между признаками изменчивости и ее видами.
ПРИЗНАК | ВИД | |
А) обусловлена появлением нового сочетания нуклеотидов в гене Б) обусловлена изменением генов и хромосом В) у потомков появляются рекомбинации генов Г) основой служит независимое расхождение гомологичных хромосом Д) у особей изменяется количество или структура ДНК Е) обусловлена конъюгацией и перекрестом хромосом | 1) мутационная 2) комбинативная |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Выберите примеры действия движущей формы естественного отбора.
1) Бабочки с тёмной окраской вытесняют бабочек со светлой окраской.
2) В озере появляются мутантные формы рыб, которые сразу съедаются хищниками.
3) Отбор направлен на сохранение птиц со средней плодовитостью.
4) У лошадей постепенно пятипалая конечность заменяется однопалой.
5) Детёныши животных, родившиеся преждевременно, погибают от недостатка еды.
6) Среди колонии бактерий появляются клетки, устойчивые к антибиотикам.
Установите соответствие между организмами и функциональными группами биоценоза, к которым их относят.
ОРГАНИЗМЫ | ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ | |
А) холерный вибрион Б) инфузория В) колониальный коралловый полип Г) паразитическое растение Д) бактерия гниения Е) плесневый гриб | 1) консументы 2) редуценты |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Установите последовательность стадий в жизненном цикле зелёного мха, начиная с прорастания споры. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) развитие листостебельного растения
2) созревание спор в спорангии
3) прорастание споры и образование протонемы
4) образование гамет и оплодотворение
5) формирование молодого спорофита из зиготы
Проанализируйте таблицу «Движущие силы эволюции». Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, примеры, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Движущие силы эволюции
Движущая сила | Роль в эволюции | Пример |
---|---|---|
_________ (А) | Поставляет материал для эволюции | Шестипалость у человека |
Естественный отбор | _______ (Б) | Индустриальный меланизм |
Популяционные волны | Регулирует численность популяции | __________ (В) |
Список терминов
1) модификации
2) мутационная изменчивость
3) сохранение и (или) отсев средней нормы признаков
4) периодическое возникновение эпидемий
5) экологическая изоляция
6) уничтожение физически слабых особей
7) идиоадаптации
8) внутривидовая борьба за существование
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
На графике показано изменение работоспособности человека в течение суток (по Леману).
Проанализируйте график и выберите два утверждения, которые можно сформулировать на основании вашего анализа.
1) Работоспособность изменяется в течение суток равномерно.
2) Наиболее высока работоспособность в период с 10 часов утра до 13 часов дня.
3) С 22 до 4 часов утра испытуемый человек спит.
4) С 13 до 16 часов работоспособность понижается.
5) Исходный уровень работоспособности измерялся в 3 часа ночи.
Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
Какова роль условных рефлексов в жизни животных?
Рассмотрите схему действия естественного отбора в поколениях F1, F2, F3. Назовите форму естественного отбора, укажите, в каких условиях он действует, какие особи имеют преимущества и каков его результат. Приведите не менее двух примеров действия такого отбора в природе.
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1. При дыхании синтезируется глюкоза через ряд последовательных этапов. 2.На некоторых этапах энергия химических связей глюкозы используется для синтеза АТФ. 3. Дыхание начинается с соединения двух молекул пировиноградной кислоты. 4. Первичный процесс бескислородного дыхания происходит в цитоплазме. 5. В результате этого дыхания образуются две молекулы АТФ. 6. Конечным этапом цикла является окислительное фосфорилирование, на которое расходуется энергия АТФ.
Дайте общую характеристику типа Хордовые.
К каким отрицательным последствиям приводит применение в сельском хозяйстве гербицидов – химических веществ для борьбы с сорняками? Укажите не менее трёх последствий.
В процессе кислородного этапа катаболизма образовалось 972 молекулы АТФ. Определите, какое количество молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул АТФ образовалось в результате гликолиза и полного окисления? Ответ поясните.
По изображённой на рисунке родословной определите и обоснуйте генотипы родителей, потомков, обозначенных на схеме цифрами 1–7. Установите вероятность рождения ребёнка с исследуемым признаком у женщины под № 7, если в семье её супруга этот признак никогда не наблюдался.