№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 2807401

1.

Рассмотрите предложенную схему реакции между аминокислотами. Запишите в ответ понятие, обозначающее название химической связи, отмеченной на схеме знаком вопроса.

2.

Рас­смот­ри­те таб­ли­цу «Уров­ни ор­га­ни­за­ции живой при­ро­ды» и за­пол­ни­те пу­стую ячей­ку, впи­сав со­от­вет­ству­ю­щий тер­мин.

 

Уро­веньПри­мер
Ре­пли­ка­ция ДНК
По­пу­ля­ци­он­но-ви­до­войОзер­ная ля­гуш­ка мечет икру

3.

Кариотип шимпанзе составляет 48 хромосом. На сколько хромосом меньше содержится в яйцеклетках человека, чем в яйцеклетках шимпанзе? В ответе запишите только цифру.

4.

Все при­ведённые ниже при­зна­ки, кроме двух, можно ис­поль­зо­вать для опи­са­ния стро­е­ния и функ­ций ми­то­хон­дрий. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) рас­щеп­ле­нии биополимеров до мономеров

2) рас­щеп­ле­нии молекул глю­ко­зы до пи­ро­ви­но­град­ной кислоты

3) окис­ле­нии пировиноградной кис­ло­ты до уг­ле­кис­ло­го газа и воды

4) за­па­са­нии энергии в мо­ле­ку­лах АТФ

5) синтез собственных белков

5.

Установите соответствие между характеристикой процессов, происходящих при энергетическом обмене, и этапами этого процесса: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА   ПРОЦЕСС

А) идёт с образованием ПВК

Б) происходит в митохондриях

В) процесс анаэробный

Г) в ходе процесса образуется 36 молей АТФ

Д) образуются углекислый газ, вода, мочевина

Е) происходит в цитоплазме

 

1) гликолиз

2) окислительное

фосфорилирование

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

AБВГДЕ
      

6.

При скре­щи­ва­нии AaBb х Aabb какой про­цент в потом­стве будет иметь ге­но­тип ре­цес­сив­ная ди­го­мо­зи­го­та?

7.

Все приведённые ниже термины, кроме двух, используются для описания кариотипа человека. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) В норме кариотип человека включает 46 хромосом.

2) Женщины гомогаметны.

3) В половых клетках 23 пары хромосом.

4) Диплоидное число хромосом меняется в поколениях.

5) Половые хромосомы обозначаются буквами Х и Y.

8.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ор­га­ном, тка­нью по­зво­ноч­но­го жи­вот­но­го и за­ро­ды­ше­вым лист­ком, из ко­то­ро­го они об­ра­зу­ют­ся.

 

ОРГАН, ТКАНЬ   ЗА­РО­ДЫ­ШЕ­ВЫЙ ЛИ­СТОК

A) ки­шеч­ник

Б) кровь

B) почки

Г) лёгкие

Д) хря­ще­вая ткань

Е) сер­деч­ная мышца

 

1) эн­то­дер­ма

2) ме­зо­дер­ма

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГДЕ
      

9.

Вы­бе­ри­те три при­зна­ка рас­те­ний се­мей­ства кре­сто­цвет­ных (ка­пуст­ных).

 

1) цве­ток четырёхчлен­но­го типа

2) со­цве­тие кисть

3) цве­ток пя­ти­член­но­го типа

4) со­цве­тие кор­зин­ка

5) плод стру­чок или стру­чо­чек

6) плод боб

10.

Установите соответствие между характеристиками и представителями организмов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА   ПРЕДСТАВИТЕЛЬ

А. тело представлено талломом

Б. листья редуцированы до чешуй

В. споры развиваются в колосках

Г. преобладание гаметофита

Д. развито корневище с придаточными

корнями в узлах

Е. образует подвижные зооспоры

 

1. 1

2. 2

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

11.

Установите по­сле­до­ва­тель­ность эта­пов раз­ви­тия мха ку­куш­ки­на льна, на­чи­ная с про­рас­та­ния споры.

 

1) об­ра­зо­ва­ние пред­рост­ка (протонемы)

2) опло­до­тво­ре­ние при на­ли­чии воды

3) про­рас­та­ние споры

4) раз­ви­тие на пред­рост­ке жен­ских или муж­ских растений

5) со­зре­ва­ние на муж­ских рас­те­ни­ях сперматозоидов, на жен­ских — яйцеклеток

6) раз­ви­тие из зи­го­ты на жен­ском рас­те­нии ко­ро­боч­ки со спорами

12.

Какие пре­вра­ще­ния веществ могут про­ис­хо­дить в ор­га­низ­ме человека? Вы­бе­ри­те три вер­ных ответа из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) гликогена в глюкозу

2) жиров в белки

3) гормонов в ферменты

4) жиров в углеводы

5) гормонов в витамины

6) углеводов в жиры

13.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой им­му­ни­те­та и его видом.

 

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА   ВИД ИМ­МУ­НИ­ТЕ­ТА

А) врождённый, фор­ми­ру­ет­ся уже у плода

Б) обес­пе­чи­ва­ет­ся кожей, клет­ка­ми сли­зи­стых обо­ло­чек

В) обес­пе­чи­ва­ет­ся ан­ти­те­ла­ми, вы­де­ля­е­мы­ми лим­фо­ци­та­ми

Г) на­прав­лен про­тив любых чу­же­род­ных ве­ществ

Д) на­прав­лен на опре­делённый ан­ти­ген

Е) при по­втор­ной встре­че с ан­ти­ге­ном им­му­ни­тет уси­ли­ва­ет­ся

 

1) спе­ци­фи­че­ский

2) не­спе­ци­фи­че­ский

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГДE
      

14.

Установите последовательность этапов процесса пищеварения в организме человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1. поступление аминокислот в кровь, глицерина и жирных кислот в лимфу

2.измельчение пищи и расщепление крахмала до простых углеводов

3. удаление непереваренных остатков пищи из организма

4. расщепление белков до пептидов и аминокислот

5. расщепление клетчатки до глюкозы

15.

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. При­ме­ром общей де­ге­не­ра­ции слу­жит

 

1) ре­дук­ция ор­га­нов чувств у лен­точ­ных чер­вей

2) ре­дук­ция зад­них ко­неч­но­стей у кита

3) от­сут­ствие хло­ро­фил­ла у рас­те­ний-па­ра­зи­тов

4) от­сут­ствие ко­неч­но­стей у змеи

5) от­сут­ствие пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­мы у бы­чье­го цепня

6) по­те­ря стра­у­сом спо­соб­но­сти к полёту

16.

Установите со­от­вет­ствие между организмами, по­явив­ши­ми­ся или рас­цве­тав­ши­ми в про­цес­се эво­лю­ции и эрами, в ко­то­рые они по­яви­лись и расцветали.

 

ОРГАНИЗМЫ   ЭРЫ

А) по­яв­ле­ние и рас­цвет приматов

Б) по­яв­ле­ние бак­те­рий и простейших

В) по­яв­ле­ние сине-зелёных водорослей

Г) по­яв­ле­ние крас­ных водорослей

Д) рас­цвет про­стей­ших и кишечнополостных

Е) по­яв­ле­ние человека

 

1) архейская

2) протерозойская

3) кайнозойская

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГДE
      

17.

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Какие при­зна­ки яв­ля­ют­ся об­щи­ми как для при­род­ной эко­си­сте­мы, так и для ис­кус­ствен­ной эко­си­сте­мы?

 

1) спо­соб­ны к са­мо­ре­гу­ля­ции

2) имеют сба­лан­си­ро­ван­ный кру­го­во­рот ве­ществ и энер­гии

3) устой­чи­вы во вре­ме­ни

4) со­сто­ят из про­ду­цен­тов, кон­су­мен­тов и ре­ду­цен­тов

5) пред­став­ля­ют собой от­кры­тые си­сте­мы

6) ис­пы­ты­ва­ют дей­ствие есте­ствен­но­го от­бо­ра и из­мен­чи­во­сти

18.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми кру­го­во­ро­та ве­ще­ства и ве­ще­ством.

 

ОСО­БЕН­НО­СТИ КРУ­ГО­ВО­РО­ТА   ВЕ­ЩЕ­СТВО

А) боль­ше всего этого ве­ще­ства со­дер­жит­ся в ат­мо­сфе­ре

Б) клу­бень­ко­вые бак­те­рии пре­вра­ща­ют это ве­ще­ство в ор­га­ни­че­ские формы

В) около 50% воз­вра­ща­ет­ся в ат­мо­сфе­ру рас­те­ни­я­ми

Г) зна­чи­тель­ные ко­ли­че­ства на­кап­ли­ва­ют­ся в оса­доч­ных по­ро­дах

Д) в вы­ды­ха­е­мом жи­вот­ны­ми воз­ду­хе со­дер­жит­ся зна­чи­тель­но боль­ше, чем во вды­ха­е­мом

Е) по­гло­ща­ет­ся рас­те­ни­я­ми из почвы в виде ми­не­раль­ных солей

 

1) уг­ле­род

2) азот

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГДЕ
      

19.

Уста­но­ви­те пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность воз­ник­но­ве­ния при­спо­соб­ле­ний ор­га­низ­ма к окру­жа­ю­щей среде.

 

1) воз­ник­но­ве­ние му­та­ции

2) вли­я­ние фак­то­ра внеш­ней среды

3) внеш­нее про­яв­ле­ние при­зна­ка

4) пе­ре­да­ча му­та­ции потом­ству

5) со­хра­не­ние и уси­ле­ние при­зна­ка есте­ствен­ным от­бо­ром

6) по­яв­ле­ние при­спо­соб­ле­ний

20.

Вставь­те в текст «Нерв­ная ткань че­ло­ве­ка» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

 

НЕРВ­НАЯ ТКАНЬ ЧЕ­ЛО­ВЕ­КА

Ней­ро­ны раз­ли­ча­ют­ся по форме и функ­ци­ям. Так, ___________ (А) пе­ре­да­ют им­пуль­сы от ор­га­нов чувств в спин­ной и го­лов­ной мозг. Дру­гие ней­ро­ны, ___________ (Б), пе­ре­да­ют им­пуль­сы от спин­но­го и го­лов­но­го мозга к мыш­цам и внут­рен­ним ор­га­нам. Связь между двумя ти­па­ми ней­ро­нов осу­ществ­ля­ют ___________(В). Ос­нов­ные свой­ства нерв­ной ткани — это воз­бу­ди­мость и ___________ (Г).

 

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) денд­рит2) аксон3) серое ве­ще­ство4) чув­стви­тель­ный ней­рон
5) вста­воч­ный ней­рон6) дви­га­тель­ный ней­рон7) со­кра­ти­мость8) про­во­ди­мость

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГ
    

21.

Пользуясь таблицей «Размножение рыб» и знаниями из области биологии, выберите правильные утверждения.

 

Размножение рыб

 

Название

рыбы

Количество

икринок,

тыс.

Средний

диаметр

икринок, мм

Среднее время

наступления

половозрелости,

лет

Средний

возраст рыб,

выловленных

рыбаками

в разных

водоёмах, лет

Щука обыкновенная302,73–45
Норвежская сельдь2001,32–78
Треска балтийская100015–93
Сазан150015–68
Колюшка

трёхиглая

0,1–11,812

 

1) Наибольший средний диаметр икринок у щук.

2) Треску балтийскую рыбаки отлавливают в неполовозрелом возрасте.

3) Наибольший средний диаметр икринок у сазана и трески.

4) Количество икринок у колюшки самое низкое, так как действует естественный отбор: поедают хищники, гибнут от болезней и случайных факторов.

5) Сазан выметывает самое большое количество икринок, т.к. это самые крупные рыбы, из указанных представителей.

22.

Дайте крат­кий ответ на во­прос. Объ­яс­ни­те, чем пи­та­ют­ся без­зу­б­ки и пер­ло­ви­цы и по­че­му их на­зы­ва­ют «при­дон­ны­ми филь­тра­ми»?

23.

На рисунке изображены псилофиты — вымершие растения.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который появились данные организмы, а также возможного предка уровня отдела растений.

Укажите, по каким признакам псилофиты относятся к высшим споровым растениям.

 

 

Геохронологическая таблица

ЭРА, возраст
в млн лет

Период

Растительный мир

Мезозойская, 240
Мел
Появляются и распространяются покрытосеменные; сокращаются папоротники и голосеменные
Юра
Господствуют современные голосеменные, древние голосеменные вымирают
Триас
Господствуют древние голосеменные; появляются современные голосеменные; семенные папоротники вымирают
Палеозойская, 570
Пермь
Появляются древние голосеменные; большое разнообразие семенных и травянистых папоротников; древовидные хвощи, плауны и папоротники вымирают
Карбон
Расцвет древовидных папоротников, плаунов и хвощей (образовывали «каменноугольные леса»); появляются семенные папоротники; псилофиты исчезают
Девон
Развитие, а затем вымирание псилофитов; возникновение основных групп споровых растений — плауновидных, хвощевидных, папоротниковидных; появление первых примитивных голосеменных; возникновение грибов
Силур
Господство водорослей; выход растений на сушу — появление риниофитов (псилофитов)
Ордовик
Расцвет водорослей
Кембрий
Дивергентная эволюция водорослей; появление многоклеточных форм
Протерозойская, 2600Широко распространены синезелёные и зелёные одноклеточные водоросли, бактерии; появляются красные водоросли

24.

Какое воз­дей­ствие ока­зы­ва­ет ги­по­ди­на­мия (низ­кая дви­га­тель­ная ак­тив­ность) на ор­га­низм че­ло­ве­ка?

25.

Чем отличается скелет головы человека от скелета головы человекообразных обезьян? Укажите не менее четырех отличий.

26.

Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы? Ответ поясните.

27.

Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток семязачатка перед началом мейоза, в анафазе мейоза 1 и в анафазе мейоза 2. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.

28.

Ген ко­рот­кой шер­сти (А) у кошек до­ми­ни­ру­ет над геном длин­ной шер­сти (а) и на­сле­ду­ет­ся ауто­сом­но. Ген окрас­ки кошек сцеп­лен с Х-хро­мо­со­мой. Чёрная окрас­ка опре­де­ля­ет­ся геном ХВ, рыжая – геном Хb. Ге­те­ро­зи­го­ты имеют че­ре­па­хо­вую окрас­ку. Длин­ношёрст­ная кошка че­ре­па­хо­вой окрас­ки была скре­ще­на с рыжим ко­рот­кошёрст­ным (Аа) котом. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы ро­ди­те­лей и потом­ства, а также ве­ро­ят­ность рож­де­ния чёрной кошки. Объ­яс­ни­те ре­зуль­тат скре­щи­ва­ния. Какие за­ко­ны на­сле­до­ва­ния про­яв­ля­ют­ся в этих скре­щи­ва­ни­ях?