№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 2807399

1.

Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.

2.

Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

Уровень организацииПример
КлеточныйСтроение цианобактерий
Озеро как место обитания озерной лягушки

3.

Сколь­ко по­ло­вых хро­мо­сом со­дер­жит спер­ма­то­зо­ид че­ло­ве­ка, если в га­п­ло­ид­ном на­бо­ре 23 хро­мо­со­мы? В от­ве­те за­пи­ши­те толь­ко со­от­вет­ству­ю­щее число.

4.

Сходное строение клеток растений и животных — доказательство

 

1) их родства

2) общности происхождения организмов всех царств

3) происхождения растений от животных

4) усложнения организмов в процессе эволюции

5) единства органического мира

6) многообразия организмов

5.

Установите соответствие между признаками и группами белков: к каждой позиции из левого столбца подберите соответствующую позицию из правого столбца.

 

ПРИЗНАК   ГРУППА БЕЛКОВ

А) как правило, растворимы в воде

Б) обладают высокой механической проч-

ностью

В) образуют ферменты

Г) выполняют структурную и сократитель-

ную функции

Д) представляют нити, волокна

Е) имеют вид компактных телец

 

1) фибриллярные

2) глобулярные

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГДE
      

6.

Определите вероятность проявления (в %) доминантного фенотипа у потомка анализирующего скрещивания гетерозиготного организма при неполном доминировании.

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.

7.

Все при­ведённые ниже тер­ми­ны, кроме двух, ис­поль­зу­ют­ся для обо­зна­че­ния ста­дий эм­брио­ге­не­за ки­шеч­но­по­лост­ных жи­вот­ных. Опре­де­ли­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) ста­дия бла­сту­лы

2) дроб­ле­ние

3) га­ме­то­ге­нез

4) ста­дия ней­ру­лы

5) ста­дия га­стру­лы

8.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ор­га­на­ми и за­ро­ды­ше­вы­ми лист­ка­ми, из ко­то­рых они раз­ви­ва­ют­ся.

 

ОР­ГА­НЫ

 

ЗА­РО­ДЫ­ШЕ­ВЫЕ ЛИСТ­КИ

А) го­лов­ной мозг

Б) пе­чень

В) кровь

Г) кости

Д) под­же­лу­доч­ная же­ле­за

Е) эпи­дер­мис кожи

 

1) эк­то­дер­ма

2) эн­то­дер­ма

3) ме­зо­дер­ма

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГДЕ
      

9.

Ви­ру­сы:

 

1) не об­ла­да­ют соб­ствен­ным об­ме­ном ве­ществ

2) яв­ля­ют­ся внут­ри­кле­точ­ны­ми па­ра­зи­та­ми

3) спо­соб­ны раз­мно­жать­ся толь­ко внут­ри жи­вот­ных кле­ток

4) не со­дер­жат нук­ле­и­но­вых кис­лот

5) могут быть уни­что­же­ны при­ме­не­ни­ем ан­ти­био­ти­ков

6) не спо­соб­ны к са­мо­сто­я­тель­но­му син­те­зу белка

10.

Установите соответствие между видом животного и отрядом, к которому оно относится: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ЖИВОТНЫЕ   ОТРЯДЫ

А) Бегемот

Б) Носорог

В) Лошадь

Г) Осёл

Д) Северный олень

Е) Жираф

 

1) Парнокопытные

2) Непарнокопытные

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

11.

Установите по­сле­до­ва­тель­ность эво­лю­ци­он­ных про­цес­сов на Земле в хро­но­ло­ги­че­ском порядке.

 

1) выход ор­га­низ­мов на сушу

2) воз­ник­но­ве­ние фотосинтеза

3) фор­ми­ро­ва­ние озо­но­во­го экрана

4) об­ра­зо­ва­ние ко­ацер­ва­тов в воде

5) по­яв­ле­ние кле­точ­ных форм жизни

12.

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение эндокринной системы человека», указывающие только на железы внутренней секреции, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) гипоталамус

2) тимус

3) гипофиз

4) поджелудочная железа

5) надпочечники

6) щитовидная железа

13.

Установите соответствие между компонентами внутренней среды организма и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА   КОМПОНЕНТ

А) содержит все форменные элементы

Б) образуется в красном костном мозге, тимусе

В) обезвреживает и фильтрует тканевую жидкость

Г) возвращает в плазму крови белки, соли, воду

Д) находится в межклеточном пространстве

Е) её скопления вызывают отёки

 

1) кровь

2) лимфа

3) тканевая жидкость

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

14.

Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека при переваривании пищи. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) интенсивное всасывание воды

2) набухание и частичное расщепление белков

3) начало расщепления крахмала

4) всасывание аминокислот и глюкозы в кровь

5) расщепление всех биополимеров пищи до мономеров

15.

Вы­бе­ри­те по­ло­же­ния син­те­ти­че­ской тео­рии эво­лю­ции.

 

1) еди­ни­ца эво­лю­ции — по­пу­ля­ция

2) еди­ни­ца эво­лю­ции — вид

3) фак­то­ры эво­лю­ции — му­та­ци­он­ная из­мен­чи­вость, дрейф генов, по­пу­ля­ци­он­ные волны

4) фак­то­ры эво­лю­ции — на­след­ствен­ность, из­мен­чи­вость, борь­ба за су­ще­ство­ва­ние

5) формы есте­ствен­но­го от­бо­ра — дви­жу­щий и по­ло­вой

6) формы есте­ствен­но­го от­бо­ра — дви­жу­щий, ста­би­ли­зи­ру­ю­щий, диз­руп­тив­ный

16.

Установите соответствие между уровнями организации живого и их характеристиками и явлениями, происходящими на этих уровнях.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЯВЛЕНИЯ   УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ

A) процессы охватывают всю планету

Б) симбиоз

B) межвидовая борьба за существование

Г) передача энергии от продуцентов консументам

Д) испарение воды

Е) сукцессия (смена природных сообществ)

 

1) биоценотический

2) биосферный

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

17.

В агроэкосистеме картофельного поля, в отличие от экосистемы луга,

 

1) отсутствуют консументы

2) высокая численность продуцентов одного вида

3) незамкнутый круговорот веществ

4) преобладают растительноядные насекомые

5) отсутствуют редуценты

6) нарушена саморегуляция

18.

Установите соответствие между организмами и их трофическим уровнем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОРГАНИЗМЫ   ТРОФИЧЕСКИЕ УРОВНИ

А) бактерия сенная палочка

Б) трутовый гриб

В) заяц-беляк

Г) цианобактерии

Д) гриб мукор

Е) клевер луговой

 

1) продуцент

2) консумент

3) редуцент

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

19.

Установите последовательность этапов круговорота углерода в биосфере, начиная с поглощения углекислого газа из атмосферы.

 

1) окисление органических веществ в клетках растений

2) выделение углекислого газа в атмосферу в процессе дыхания

3) синтез высокомолекулярных органических веществ в растении

4) поглощение углекислого газа из атмосферы

5) образование глюкозы в процессе фотосинтеза

20.

Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, примеры, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

 

Направление эволюцииПуть эволюцииПример
Аобщая дегенерацияотсутствие органов пищеварения у плоских червей
биологический прогрессБпоявление цветка и плода
биологический прогрессидиоадаптацияВ

 

СПИСОК ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ:

1) биологический прогресс

2) наличие перепончатых конечностей у водоплавающих птиц

3) наличие теплокровности у хордовых животных

4) ароморфоз

5) дивергенция

6) биологический регресс

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВ
   

21.

Проанализируйте гистограмму, в которой представлена доля макрофагов с изменённой морфологией (% от общего числа) в печени, костном мозге и селезёнке мышей, страдающих лейкемией. В качестве контроля использовался костный мозг здоровых мышей.

 

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

 

1) При лейкемии возрастает количество макрофагов с изменённой морфологией в костном мозге.

2) Больше всего макрофагов обнаруживается в печени.

3) Печень, костный мозг и селезёнка участвуют в кроветворении.

4) Больше всего доля макрофагов с изменённой морфологией в печени.

5) Лейкемия повреждает в первую очередь печень.

 

Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

22.

В чем, на ваш взгляд, со­сто­ят преимущества внут­рен­не­го оплодотворения у жи­вот­ных по срав­не­нию с наружным? Ука­жи­те два таких преимущества.

23.

Какая часть листа обозначена на рисунке буквой А и из каких структур она состоит? Какие функции выполняют эти структуры?

24.

Найдите три ошибки в приведённом тексте «Методы генетики». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

 

(1)Генеалогический метод генетики человека позволяет определить причину проявления геномных мутаций. (2)Благодаря генеалогическому методу установлены наследования гемофилии, дальтонизма, серповидно- клеточной анемии, альбинизма. (3)Близнецовый метод позволяет прогнозировать рождение однояйцевых близнецов. (4)Цитогенетический метод основан на изучении числа и строения хромосом. (5)С помощью цитогенетического метода выявляют причины наследственных болезней, исследуют хромосомные и геномные мутации. (6)Популяционно-статистический метод основан на анализе кариотипа. (7)Биохимический метод основан на изучении биохимических реакций и обмена веществ.

25.

В некоторых прудах для увеличения роста карпов разводят уток. Почему?

26.

Каковы при­чи­ны появления влаж­но­го смога в круп­ных городах?

27.

Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для ме­га­спо­ры и кле­ток эн­до­спер­ма лист­вен­ни­цы? Объ­яс­ни­те, из каких ис­ход­ных кле­ток и в ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния об­ра­зу­ют­ся эти клет­ки.

28.

Группа крови и резус-фактор — аутосомные несцепленные признаки. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена: i0, 1А, 1В. Аллели IА и IВ доминантны по отношению к аллелю i0. Первую группу (0) определяют рецессивные аллели i0, вторую группу (А) определяет доминантный аллель IА, третью группу (В) определяет доминантный аллель IВ, а четвёртую (АВ) — два доминантных аллеля — IАIВ. Положительный резус-фактор (R) доминирует над отрицательным (r).

 

У отца третья группа крови и положительный резус (дигетерозигота), у матери вторая группа и положительный резус (дигомозигота). Определите генотипы родителей. Какую группу крови и резус-фактор могут иметь дети в этой семье, каковы их возможные генотипы и соотношение фенотипов? Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?