№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 2807398

1.

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

2.

Рас­смот­ри­те таб­ли­цу «Вклад уче­но­го в раз­ви­тие дан­ной науки» и за­пол­ни­те пу­стую ячей­ку, впи­сав со­от­вет­ству­ю­щий тер­мин.

 

Раз­дел био­ло­гииВклад уче­но­го в раз­ви­тие дан­ной науки
Фи­зио­ло­гияМеч­ни­ков И.И. − Фа­го­ци­тар­ная тео­рия им­му­ни­те­та
К. Лин­ней - Би­нар­ная но­мен­кла­ту­ра

3.

Если в мейоз всту­пи­ли два спер­ма­то­го­ния, то сколь­ко пол­но­цен­ных гамет об­ра­зу­ет­ся в ре­зуль­та­те де­ле­ния? В от­ве­те за­пи­ши­те толь­ко цифру.

4.

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания крахмала. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) представляет собой полимер альфа-глюкозы

2) содержится в амилопластах в форме зерен

3) образуется в митохондриях клеток растений

4) представляет собой смесь амилозы и амилопектина

5) накапливается в клетках печени и мышц

5.

Установите соответствие между функцией органоида клетки и органоидом, выполняющим эту функцию.

 

ФУНКЦИЯ   ОРГАНОИД

A) секреция синтезированных веществ

Б) биосинтез белков

B) расщепление органических веществ

Г) образование лизосом

Д) формирование полисом

Е) защитная

 

1) аппарат Гольджи

2) лизосома

3) рибосома

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

6.

Опре­де­ли­те ве­ро­ят­ность в про­цен­тах про­яв­ле­ния ре­цес­сив­но­го фе­но­ти­па по обоим при­зна­кам при ана­ли­зи­ру­ю­щем скре­щи­ва­нии ди­ге­те­ро­зи­гот­но­го ор­га­низ­ма при пол­ном сцеп­ле­нии генов.

 

Ответ за­пи­ши­те в виде числа без знака %.

7.

Все при­ведённые ниже при­зна­ки, кроме двух, — га­п­ло­ид­ные ста­дии раз­ви­тия мха. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) сперматозоид

2) спорангий

3) листья

4) спора

5) зигота

8.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между на­се­ко­мым и типом его раз­ви­тия: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

НА­СЕ­КО­МЫЕ   ТИП РАЗ­ВИ­ТИЯ

А) до­маш­няя муха

Б) май­ский жук

В) клоп-сол­да­тик

Г) стре­ко­за ко­ро­мыс­ло

Д) ба­боч­ка пав­ли­ний глаз

Е) та­ра­кан

 

1) с пол­ным пре­вра­ще­ни­ем

2) с не­пол­ным пре­вра­ще­ни­ем

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГДЕ
      

9.

Какие признаки характеризуют семейство Крестоцветные?

 

1) плод боб

2) плод коробочка

3) плод стручок или стручочек

4) шесть тычинок, из которых две короткие

5) четыре лепестка в венчике, околоцветник двойной

6) лепестки сросшиеся

10.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми при­спо­соб­лен­но­сти рас­те­ния к опы­ле­нию и его спо­со­бом.

 

ПРИ­ЗНА­КИ ПРИ­СПО­СОБ­ЛЕН­НО­СТИ   СПО­СОБ ОПЫ­ЛЕ­НИЯ

А) мел­кая сухая пыль­ца

Б) мел­кие не­взрач­ные цвет­ки

В) на­ли­чие в цвет­ках нек­та­ра

Г) яркая окрас­ка цвет­ков

Д) об­ра­зо­ва­ние боль­шо­го ко­ли­че­ства пыль­цы

Е) за­цве­та­ние до рас­пус­ка­ния ли­стьев

 

1) вет­ром

2) на­се­ко­мы­ми

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГДЕ
      

11.

Установите последовательность этапов развития индивидуального однолетнего покрытосеменного растения из семени.

 

1) образование плодов и семян

2) появление вегетативных органов

3) появление цветков, опыление

4) оплодотворение и формирование зародыша

5) прорастание семени

12.

К светопреломляющим структурам глаза относятся:

 

1) роговица

2) зрачок

3) хрусталик

4) стекловидное тело

5) сетчатка

6) жёлтое пятно

13.

Установите со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми желез внут­рен­ней сек­ре­ции и железами, ко­то­рые эти функ­ции выполняют

 

ФУНКЦИИ ЖЕЛЁЗ

 

ЖЕЛЕЗЫ

А) сек­ре­ция по­ло­вых гормонов

Б) кон­троль де­я­тель­но­сти желёз внут­рен­ней секреции

В) ре­гу­ля­ция об­ме­на солей и углеводов

Г) сек­ре­ция гор­мо­на роста

Д) сек­ре­ция адреналина

Е) сек­ре­ция норадреналина

 

1) гипофиз

2) надпочечники

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВГДЕ
      

14.

Установите пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность об­ра­зо­ва­ния и вы­ве­де­ния мочи в ор­га­низ­ме человека

 

А) филь­тра­ция крови в клу­боч­ках по­чеч­ных капсул

Б) по­ступ­ле­ние мочи в по­чеч­ную лоханку

В) об­ра­зо­ва­ние мочи, со­дер­жа­щей глюкозу, аминокислоты, витамины

Г) по­ступ­ле­ние мочи в из­ви­тые ка­наль­цы и об­рат­ное вса­сы­ва­ние глюкозы, аминокислот, витаминов

Д) по­ступ­ле­ние мочи в мочеточники

Е) по­ступ­ле­ние мочи в мо­че­вой пузырь

15.

Про­чи­тай­те текст. Вы­бе­ри­те три пред­ло­же­ния, в ко­то­рых даны опи­са­ния общей де­ге­не­ра­ции. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны

 

(1)Упро­ще­ние ор­га­ни­за­ции и об­ра­за жизни ор­га­низ­мов, со­про­вож­да­ю­ще­е­ся утра­той ряда ор­га­нов или си­стем ор­га­нов, – один из путей до­сти­же­ния био­ло­ги­че­ско­го про­грес­са. (2)Гель­мин­ты пе­ре­шли к па­ра­зи­ти­че­ско­му об­ра­зу жизни, силь­но упро­стив свою ор­га­ни­за­цию. (3)Они от­ли­ча­ют­ся вы­со­кой пло­до­ви­то­стью, слож­ны­ми цик­ла­ми раз­ви­тия и раз­но­об­раз­ны­ми при­спо­соб­ле­ни­я­ми к среде оби­та­ния. (4)У па­ра­зи­ти­че­ско­го рас­те­ния по­ви­ли­ки в про­цес­се эво­лю­ции утра­ти­лась спо­соб­ность к фо­то­син­те­зу в связи с от­сут­стви­ем нор­маль­ных ли­стьев и кор­ней. (5)У змей про­изо­шла ре­дук­ция ко­неч­но­стей, а у крота – ре­дук­ция ор­га­нов зре­ния. (6)Ре­дук­ция ор­га­нов свя­за­на с му­та­ци­я­ми, ко­то­рые за­креп­ля­ют­ся в по­ко­ле­ни­ях и рас­про­стра­ня­ют­ся в по­пу­ля­ции.

16.

Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ром и мор­фо­фи­зио­ло­ги­че­ской особенностью, ко­то­рой со­от­вет­ству­ет дан­ный пример.

 

ПРИМЕР   ОСОБЕННОСТЬ

А) пред­пле­чье ля­гуш­ки и курицы

Б) ноги мыши и кры­лья ле­ту­чей мыши

В) кры­лья во­ро­бья и кры­лья саранчи

Г) плав­ник кита и плав­ник рака

Д) ро­ю­щие ко­неч­но­сти крота и медведки

Е) во­ло­сы че­ло­ве­ка и шерсть собаки

 

1) го­мо­ло­гич­ные органы

2) ана­ло­гич­ные ор­га­ны

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

17.

В со­от­вет­ствии с пра­ви­лом эко­ло­ги­че­ской пи­ра­ми­ды

 

1) часть со­дер­жа­щей­ся в пище энер­гии ис­поль­зу­ет­ся на про­цес­сы жиз­не­де­я­тель­но­сти ор­га­низ­мов

2) часть энер­гии пре­вра­ща­ет­ся в тепло и рас­се­и­ва­ет­ся

3) вся энер­гия пищи пре­об­ра­зу­ет­ся в хи­ми­че­скую

4) зна­чи­тель­ная часть энер­гии за­па­са­ет­ся в мо­ле­ку­лах АТФ

5) про­ис­хо­дит ко­ле­ба­ние чис­лен­но­сти по­пу­ля­ций

6) от звена к звену в цепи пи­та­ния био­мас­са умень­ша­ет­ся

18.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­род­ным об­ра­зо­ва­ни­ем и ве­ще­ством био­сфе­ры со­глас­но клас­си­фи­ка­ции В. И. Вер­над­ско­го.

 

ПРИ­РОД­НОЕ ОБ­РА­ЗО­ВА­НИЕ   ВЕ­ЩЕ­СТВО БИО­СФЕ­РЫ

A) из­вест­няк

Б) ба­зальт

B) глина

Г) нефть

Д) ка­мен­ный уголь

 

1) био­ген­ное

2) кос­ное

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГД
     

19.

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность эта­пов из­ме­не­ния окрас­ки кры­льев у ба­боч­ки бе­ре­зо­вой пя­де­ни­цы в про­цес­се эво­лю­ции.

 

1) со­хра­не­ние тем­ных ба­бо­чек в ре­зуль­та­те от­бо­ра

2) из­ме­не­ние окрас­ки ство­лов берез вслед­ствие за­гряз­не­ния окру­жа­ю­щей среды

3) раз­мно­же­ние тем­ных ба­бо­чек, со­хра­не­ние в ряде по­ко­ле­ний тем­ных осо­бей

4) уни­что­же­ние свет­лых ба­бо­чек пти­ца­ми

5) из­ме­не­ние через не­ко­то­рое время окрас­ки осо­бей в по­пу­ля­ции со свет­лой на тем­ную

20.

Про­ана­ли­зи­руй­те таб­ли­цу «Си­сте­мы ор­га­нов че­ло­ве­ка». За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя по­ня­тия и тер­ми­ны, при­ме­ры, при­ведённые в спис­ке. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­вой, вы­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий тер­мин из пред­ло­жен­но­го спис­ка.

Си­сте­ма ор­га­новОрган (струк­ту­ра)Функ­ции
_________ (А)ги­по­физсек­ре­ция гор­мо­нов
опор­но-дви­га­тель­ная_______ (Б)пе­ре­ме­ще­ние в про­стран­стве
пи­ще­ва­ри­тель­наядве­на­дца­ти­перст­ная кишка__________ (В)

 

1) мышцы

2) вса­сы­ва­ние

3) со­зда­ние сла­бо­ще­лоч­ной среды

4) эн­до­крин­ная

5) кости

6) сек­ре­ция желчи

7) по­зво­ноч­ник

8) вы­де­ли­тель­ная

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

21.

Про­ана­ли­зи­руй­те ги­сто­грам­му со­ста­ва ра­ци­о­на жи­вот­но­го Z.

По оси х рас­по­ло­же­ны так­со­ны по­зво­ноч­ных жи­вот­ных, ко­то­ры­ми пи­та­ет­ся жи­вот­ное Z, а по оси у — их ко­ли­че­ство в ра­ци­о­не. Вы­бе­ри­те утвер­жде­ния, ко­то­рые можно сфор­му­ли­ро­вать на ос­но­ва­нии ана­ли­за ги­сто­грам­мы.

 

 

Жи­вот­ное Z от­но­сят к

 

1) все­яд­ным жи­вот­ным

2) кон­су­мен­там II по­ряд­ка

3) про­из­во­ди­те­лям ор­га­ни­че­ских ве­ществ

4) по­лу­вод­ным жи­вот­ным

5) оби­та­те­лям тунд­ры

22.

Как в на­сто­я­щее время фор­му­ли­ру­ет­ся клеточная теория?

23.

Какой вид трав­мы по­ка­зан на ри­сун­ке? Какие кости по­вре­жде­ны? Какие меры пер­вой по­мо­щи сле­ду­ет при­нять в первую оче­редь?

24.

Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их.

1. Со­глас­но В. И. Вер­над­ско­му живое ве­ще­ство — это со­во­куп­ность всех живых ор­га­низ­мов пла­не­ты. 2. Живое ве­ще­ство про­ни­зы­ва­ет всю ат­мо­сфе­ру, часть гид­ро­сфе­ры и ли­то­сфе­ры. 3. Живое ве­ще­ство вы­пол­ня­ет в био­сфе­ре га­зо­вую и кон­цен­тра­ци­он­ную функ­ции. 4. В ходе эво­лю­ции жи­во­го ве­ще­ства его функ­ции из­ме­ня­лись, ста­но­ви­лись более раз­но­об­раз­ны­ми, по­яви­лась окис­ли­тель­но-вос­ста­но­ви­тель­ная функ­ция. 5. Не­ко­то­рые функ­ции жи­во­го ве­ще­ства, такие как усво­е­ние мо­ле­ку­ляр­но­го азота, вос­ста­нов­ле­ние уг­ле­кис­ло­го газа, могут вы­пол­нять толь­ко рас­те­ния. 6 Живое ве­ще­ство ор­га­ни­зо­ва­но в био­це­но­зы — живые ком­по­нен­ты эко­си­сте­мы.

25.

Каково значение зеленых растений в жизни рыб?

26.

Почему сильное «цветение» воды часто приводит к замору рыбы и гибели других обитателей водоема?

27.

Уча­сток мо­ле­ку­лы ДНК имеет сле­ду­ю­щий со­став: — Г-А-Т-Г-А-А-Т-А-Г-Т-Г-Ц-Т-Т-Ц. Пе­ре­чис­ли­те не менее 3 по­след­ствий, к ко­то­рым может при­ве­сти слу­чай­ная за­ме­на седь­мо­го нук­лео­ти­да ти­ми­на на ци­то­зин (Ц).

 

Ге­не­ти­че­ский код (иРНК)

 

Пер­вое

ос­но­ва­ние

Вто­рое ос­но­ва­ниеТре­тье

ос­но­ва­ние

УЦАГ

У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

Цис

Цис

Три

У

Ц

А

Г

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

 

Пра­ви­ла поль­зо­ва­ния таб­ли­цей

 

Пер­вый нук­лео­тид в три­пле­те бе­рет­ся из ле­во­го вер­ти­каль­но­го ряда, вто­рой – из верх­не­го го­ри­зон­таль­но­го ряда и тре­тий – из пра­во­го вер­ти­каль­но­го. Там, где пе­ре­се­кут­ся линии, иду­щие от всех трёх нук­лео­ти­дов, и на­хо­дит­ся ис­ко­мая ами­но­кис­ло­та

28.

Скрестили го­мо­зи­гот­но­го петуха, име­ю­ще­го гребень (А) и опе­рен­ные ноги (В) с ге­те­ро­зи­гот­ной курицей име­ю­щей гребень и голые ноги (гены не сцеплены). Самца и самку пер­во­го поколения, имев­ших разные генотипы, скре­сти­ли между собой. Опре­де­ли­те генотипы родителей, ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы гибридов пер­во­го и вто­ро­го поколений.