№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 2807398

1.

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

2.

Рассмотрите таблицу «Вклад ученого в развитие данной науки» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

Раздел биологииВклад ученого в развитие данной науки
ФизиологияМечников И.И. − Фагоцитарная теория иммунитета
К. Линней - Бинарная номенклатура

3.

Если в мейоз вступили два сперматогония, то сколько полноценных гамет образуется в результате деления? В ответе запишите только цифру.

4.

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания крахмала. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) представляет собой полимер альфа-глюкозы

2) содержится в амилопластах в форме зерен

3) образуется в митохондриях клеток растений

4) представляет собой смесь амилозы и амилопектина

5) накапливается в клетках печени и мышц

5.

Установите соответствие между функцией органоида клетки и органоидом, выполняющим эту функцию.

 

ФУНКЦИЯ   ОРГАНОИД

A) секреция синтезированных веществ

Б) биосинтез белков

B) расщепление органических веществ

Г) образование лизосом

Д) формирование полисом

Е) защитная

 

1) аппарат Гольджи

2) лизосома

3) рибосома

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

6.

Определите вероятность в процентах проявления рецессивного фенотипа по обоим признакам при анализирующем скрещивании дигетерозиготного организма при полном сцеплении генов.

 

Ответ запишите в виде числа без знака %.

7.

Все при­ведённые ниже при­зна­ки, кроме двух, — га­п­ло­ид­ные ста­дии раз­ви­тия мха. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) спермий

2) спорангий

3) листья

4) спора

5) зигота

8.

Установите соответствие между насекомым и типом его развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

НАСЕКОМЫЕ   ТИП РАЗВИТИЯ

А) домашняя муха

Б) майский жук

В) клоп-солдатик

Г) стрекоза коромысло

Д) бабочка павлиний глаз

Е) таракан

 

1) с полным превращением

2) с неполным превращением

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

9.

Какие признаки характеризуют семейство Крестоцветные?

 

1) плод боб

2) плод коробочка

3) плод стручок или стручочек

4) шесть тычинок, из которых две короткие

5) четыре лепестка в венчике, околоцветник двойной

6) лепестки сросшиеся

10.

Установите соответствие между признаками приспособленности растения к опылению и его способом.

 

ПРИЗНАКИ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ   СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ

А) мелкая сухая пыльца

Б) мелкие невзрачные цветки

В) наличие в цветках нектара

Г) яркая окраска цветков

Д) образование большого количества пыльцы

Е) зацветание до распускания листьев

 

1) ветром

2) насекомыми

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

11.

Установите последовательность этапов развития индивидуального однолетнего покрытосеменного растения из семени.

 

1) образование плодов и семян

2) появление вегетативных органов

3) появление цветков, опыление

4) оплодотворение и формирование зародыша

5) прорастание семени

12.

К светопреломляющим структурам глаза относятся:

 

1) роговица

2) зрачок

3) хрусталик

4) стекловидное тело

5) сетчатка

6) жёлтое пятно

13.

Установите со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми желез внут­рен­ней сек­ре­ции и железами, ко­то­рые эти функ­ции выполняют

 

ФУНКЦИИ ЖЕЛЁЗ

 

ЖЕЛЕЗЫ

А) сек­ре­ция по­ло­вых гормонов

Б) кон­троль де­я­тель­но­сти желёз внут­рен­ней секреции

В) ре­гу­ля­ция об­ме­на солей и углеводов

Г) сек­ре­ция гор­мо­на роста

Д) сек­ре­ция адреналина

Е) сек­ре­ция норадреналина

 

1) гипофиз

2) надпочечники

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВГДЕ
      

14.

Установите пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность об­ра­зо­ва­ния и вы­ве­де­ния мочи в ор­га­низ­ме человека

 

А) филь­тра­ция крови в клу­боч­ках по­чеч­ных капсул

Б) по­ступ­ле­ние мочи в по­чеч­ную лоханку

В) об­ра­зо­ва­ние мочи, со­дер­жа­щей глюкозу, аминокислоты, витамины

Г) по­ступ­ле­ние мочи в из­ви­тые ка­наль­цы и об­рат­ное вса­сы­ва­ние глюкозы, аминокислот, витаминов

Д) по­ступ­ле­ние мочи в мочеточники

Е) по­ступ­ле­ние мочи в мо­че­вой пузырь

15.

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания общей дегенерации. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

 

(1)Упрощение организации и образа жизни организмов, сопровождающееся утратой ряда органов или систем органов, – один из путей достижения биологического прогресса. (2)Гельминты перешли к паразитическому образу жизни, сильно упростив свою организацию. (3)Они отличаются высокой плодовитостью, сложными циклами развития и разнообразными приспособлениями к среде обитания. (4)У паразитического растения повилики в процессе эволюции утратилась способность к фотосинтезу в связи с отсутствием нормальных листьев и корней. (5)У змей произошла редукция конечностей, а у крота – редукция органов зрения. (6)Редукция органов связана с мутациями, которые закрепляются в поколениях и распространяются в популяции.

16.

Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ром и мор­фо­фи­зио­ло­ги­че­ской особенностью, ко­то­рой со­от­вет­ству­ет дан­ный пример.

 

ПРИМЕР   ОСОБЕННОСТЬ

А) пред­пле­чье ля­гуш­ки и курицы

Б) ноги мыши и кры­лья ле­ту­чей мыши

В) кры­лья во­ро­бья и кры­лья саранчи

Г) плав­ник кита и плав­ник рака

Д) ро­ю­щие ко­неч­но­сти крота и медведки

Е) во­ло­сы че­ло­ве­ка и шерсть собаки

 

1) го­мо­ло­гич­ные органы

2) ана­ло­гич­ные ор­га­ны

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

17.

В соответствии с правилом экологической пирамиды

 

1) часть содержащейся в пище энергии используется на процессы жизнедеятельности организмов

2) часть энергии превращается в тепло и рассеивается

3) вся энергия пищи преобразуется в химическую

4) значительная часть энергии запасается в молекулах АТФ

5) происходит колебание численности популяций

6) от звена к звену в цепи питания биомасса уменьшается

18.

Установите со­от­вет­ствие между при­род­ным об­ра­зо­ва­ни­ем и ве­ще­ством биосферы со­глас­но классификации В. И. Вернадского.

 

ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ   ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ

A) известняк

Б) базальт

B) глина

Г) нефть

Д) ка­мен­ный уголь

 

1) биогенное

2) косное

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГД
     

19.

Установите последовательность этапов изменения окраски крыльев у бабочки березовой пяденицы в процессе эволюции.

 

1) сохранение темных бабочек в результате отбора

2) изменение окраски стволов берез вследствие загрязнения окружающей среды

3) размножение темных бабочек, сохранение в ряде поколений темных особей

4) уничтожение светлых бабочек птицами

5) изменение через некоторое время окраски особей в популяции со светлой на темную

20.

Проанализируйте таблицу «Системы органов человека». Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, примеры, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Система органовОрган (структура)Функции
_________ (А)гипофизсекреция гормонов
опорно-двигательная_______ (Б)перемещение в пространстве
пищеварительнаядвенадцатиперстная кишка__________ (В)

 

1) мышцы

2) всасывание

3) создание слабощелочной среды

4) эндокринная

5) кости

6) секреция желчи

7) позвоночник

8) выделительная

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

21.

Проанализируйте гистограмму состава рациона животного Z.

По оси х расположены таксоны позвоночных животных, которыми питается животное Z, а по оси у — их количество в рационе. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа гистограммы.

 

 

Животное Z относят к

 

1) всеядным животным

2) консументам II порядка

3) производителям органических веществ

4) полуводным животным

5) обитателям тундры

22.

Как в на­сто­я­щее время фор­му­ли­ру­ет­ся клеточная теория?

23.

Какой вид трав­мы по­ка­зан на рисунке? Какие кости повреждены? Какие меры пер­вой по­мо­щи сле­ду­ет при­нять в первую очередь?

24.

Найдите ошиб­ки в приведённом тексте. Ука­жи­те но­ме­ра предложений, в ко­то­рых сде­ла­ны ошибки, ис­правь­те их.

1. Со­глас­но В. И. Вер­над­ско­му живое ве­ще­ство — это со­во­куп­ность всех живых ор­га­низ­мов планеты. 2. Живое ве­ще­ство про­ни­зы­ва­ет всю атмосферу, часть гид­ро­сфе­ры и литосферы. 3. Живое ве­ще­ство вы­пол­ня­ет в био­сфе­ре га­зо­вую и кон­цен­тра­ци­он­ную функции. 4. В ходе эво­лю­ции жи­во­го ве­ще­ства его функ­ции изменялись, ста­но­ви­лись более разнообразными, по­яви­лась окислительно-восстановительная функция. 5. Не­ко­то­рые функ­ции жи­во­го вещества, такие как усво­е­ние мо­ле­ку­ляр­но­го азота, вос­ста­нов­ле­ние уг­ле­кис­ло­го газа, могут вы­пол­нять толь­ко растения. 6 Живое ве­ще­ство ор­га­ни­зо­ва­но в био­це­но­зы — живые ком­по­нен­ты экосистемы.

25.

Каково значение зеленых растений в жизни рыб?

26.

Почему сильное «цветение» воды часто приводит к замору рыбы и гибели других обитателей водоема?

27.

Участок молекулы ДНК имеет следующий состав: — Г-А-Т-Г-А-А-Т-А-Г-Т-Г-Ц-Т-Т-Ц. Перечислите не менее 3 последствий, к которым может привести случайная замена седьмого нуклеотида тимина на цитозин (Ц).

 

Генетический код (иРНК)

 

Первое

основание

Второе основаниеТретье

основание

УЦАГ

У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

Цис

Цис

Три

У

Ц

А

Г

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

 

Правила поль­зо­ва­ния таблицей

 

Первый нуклеотид в триплете берется из левого вертикального ряда, второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота

28.

Скрестили го­мо­зи­гот­но­го петуха, име­ю­ще­го гребень (А) и опе­рен­ные ноги (В) с ге­те­ро­зи­гот­ной курицей име­ю­щей гребень и голые ноги (гены не сцеплены). Самца и самку пер­во­го поколения, имев­ших разные генотипы, скре­сти­ли между собой. Опре­де­ли­те генотипы родителей, ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы гибридов пер­во­го и вто­ро­го поколений.