№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 2807397

1.

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

2.

Рассмотрите таблицу «Форма наследственной изменчивости» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

Форма наследственной изменчивостиПример изменчивости
разная масса тела бычков одного приплода
мутационнаярождение шестиногого теленка

3.

Какой ан­ти­ко­дон транспортной РНК со­от­вет­ству­ет триплету ТГА в мо­ле­ку­ле ДНК?

4.

Биологическая сущ­ность мейоза со­сто­ит в:

 

1) по­яв­ле­нии новой по­сле­до­ва­тель­но­сти нуклеотидов;

2) об­ра­зо­ва­нии клеток с удво­ен­ным числом хромосом;

3) об­ра­зо­ва­нии гаплоидных клеток;

4) ре­ком­би­на­ции участков не­го­мо­ло­гич­ных хромосом;

5) новых ком­би­на­ци­ях генов;

6) по­яв­ле­нии большего числа со­ма­ти­че­ских клеток.

5.

Установите со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой уг­ле­во­да и его группой.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА   ГРУППА УГЛЕВОДА

А) яв­ля­ет­ся биополимером

Б) об­ла­да­ет гидрофобностью

В) про­яв­ля­ет гидрофильность

Г) слу­жит за­пас­ным пи­та­тель­ным ве­ще­ством в клет­ках животных

Д) об­ра­зу­ет­ся в ре­зуль­та­те фотосинтеза

Е) окис­ля­ет­ся при гли­ко­ли­зе

 

1) моносахарид

2) полисахарид

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВГДЕ
      

6.

При скрещивании гомозиготных растений томатов с красными (А) круглыми (В) плодами и растений с желтыми (а) грушевидными (b) плодами в F2 происходит расщепление по фенотипу в соотношении (гены окраски и формы плодов расположены в разных парах хромосом). Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

7.

Все при­ведённые ниже при­зна­ки, кроме двух, — ди­п­ло­ид­ные ста­дии раз­ви­тия па­по­рот­ни­ка. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) спермий

2) спорангий

3) листья

4) спора

5) зигота

8.

Установите соответствие между методами и областями науки и производства, в которых эти методы используются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

МЕТОДЫ   ОТРАСЛИ

А) получение полиплоидов

Б) метод культуры клеток и тканей

В) использование дрожжей для производства

белков и витаминов

Г) метод рекомбинантных плазмид

Д) испытание по потомству

Е) гетерозис

 

1) селекция

2) биотехнология

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

AБВГДЕ
      

9.

Какие из пе­ре­чис­лен­ных при­зна­ков ха­рак­тер­ны для флоэмы? Вы­бе­ри­те три вер­ных при­зна­ка из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) слу­жит для про­ве­де­ния воды от кор­ней к листьям

2) яв­ля­ет­ся про­во­дя­щей тка­нью растения

3) клет­ки ли­ше­ны кле­точ­ной стенки

4) клет­ки со­дер­жат хлоропласты

5) клет­ки ли­ше­ны ядер

6) клет­ки имеют клетки-спутницы

10.

Установите со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стью раз­мно­же­ния и от­де­лом растений, для ко­то­ро­го она характерна.

 

ОСОБЕННОСТЬ РАЗМНОЖЕНИЯ   ОТДЕЛ РАСТЕНИЙ

А) пре­об­ла­да­ние га­ме­то­фи­та в цикле развития

Б) пре­об­ла­да­ние бес­по­ло­го поколения

В) об­ра­зо­ва­ние спор в ко­ро­боч­ке (спорогоне)

Г) раз­ви­тие спо­ро­фи­та на гаметофите

Д) об­ра­зо­ва­ние гамет на заростке

Е) об­ра­зо­ва­ние пред­рост­ка из споры

 

1) Моховидные

2) Папоротниковидные

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВГДЕ
      

11.

Установите пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность фаз раз­ви­тия пе­че­ноч­но­го сосальщика, на­чи­ная с яйца.

 

1) яйцо

2) брю­хо­но­гий моллюск

3) циста

4) рес­нич­ная личинка

5) хво­ста­тая личинка

6) окон­ча­тель­ный хозяин

12.

Выберите три верных признака гиповитаминоза А:

 

1) задержка роста

2) кровоточивость десен

3) ухудшение зрения

4) поражение кожи

5) малокровие

6) быстрое заживление ран

13.

Установите соответствие между строением и функциями нейрона и его отростками.

 

ОТРОСТОК НЕЙРОНА   СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ

1) аксон

2) дендрит

 

А) проводит сигнал к телу нейрона

Б) снаружи покрыт миелиновой оболочкой

В) короткий и сильно ветвится

Г) участвует в образовании нервных волокон

Д) проводит сигнал от тела нейрона

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГД
     

14.

Установите правильную последовательность прохождения звуковой волны в органе слуха человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) барабанная перепонка

2) овальное окошко

3) стремечко

4) наковальня

5) молоточек

6) волосковые клетки

15.

Прочитайте текст. Выберите три верных утверждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

(1) Неандерталец — древний человек, ископаемые останки которого были обнаружены в долине Неандерталь в Германии. (2) Жили неандертальцы в пещерах, охота велась коллективно с использованием костяных орудий. (3) Череп неандертальцев имел мощный надглазничный валик, лоб был низким, лицо скуластым. (4) Неандертальцы — самые близкие предки человекообразных обезьян. (5) Немногочисленные ветви неандертальцев сохранились до сегодняшнего дня в Африке.

16.

Установите соответствие между примерами гомологичных и аналогичных органов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ   ОРГАНЫ

А) плодолистики и прицветники

Б) ласт кита и крыло птицы

В) колючки барбариса и выросты стебля у ежевики

Г) листья и тычинки цветка

Д) глаз зайца и глаз пчелы

Е) крыло летучей мыши и крыло бабочки

 

1) гомологичные органы

2) аналогичные органы

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

17.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из перечисленных организмов образуют второй трофический уровень?

 

1) ежа сборная

2) ёж европейский

3) косуля европейская

4) прыткая ящерица

5) полёвка обыкновенная

6) муха-журчалка

18.

Установите соответствие между примерами и типом отношений организмов в экосистеме.

 

ПРИМЕРЫ   ТИП ОТНОШЕНИЙ

A) распространение пыльцы некоторых растений одним видом насекомых

Б) акула и рыба-прилипало

B) орхидеи, поселяющиеся на деревьях

Г) бактерии в организме человека и животных

Д) клубеньковые бактерии

Е) микориза

 

1) симбиоз

2) комменсализм

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

19.

Установите правильную последовательность событий при созревании яйцеклетки. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) удвоение ДНК

2) начало профазы первого деления мейоза

3) кроссинговер

4) отделение первого полярного тельца

5) формирование двух гаплоидных ядер

6) образование одной гаметы

20.

Проанализируйте таблицу «Пищеварение в тонком кишечнике человека». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

 

Пищеварение в тонком кишечнике человека

Расщепляемые

вещества

Название ферментовОбразующиеся

соединения

жирылипаза_______(В)
белки (пептиды)______________(Б)аминокислоты
__________(А)амилазаглюкоза

 

 

Список терминов и понятий:

 

1) клетчатка

2) крахмал

3) нуклеиновые кислоты

4) сахароза

5) трипсин

6) пепсин

7) инсулин

8) глицерин и высшие карбоновые кислоты

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВ
   

21.

Пользуясь таб­ли­цей «Кислотность соков и сек­ре­тов в пи­ще­ва­ри­тель­ном тракте человека» и зна­ни­я­ми курса био­ло­гии выберите верные утверждения.

 

1) Самая щёлочная среда в толстой кишке.

2) При из­жо­ге pH пи­ще­во­да резко понижается.

3) В пу­стом (натощак) желудке самая щёлочная среда.

4) При голодовке возникает опасность заболевания язвой двенадцатиперстой кишки.

5) В кислой среде желудка лучше расщепляются углеводы.

 

22.

Во Франции на фермах в корм для виноградных улиток добавляют мел. Объясните, с какой целью это делают.

23.

Что изображено на рисунке и обозначено цифрами 2, 3, 4? Какова роль структуры, обозначенной цифрой 1 ?

24.

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

(1) Мейоз – это особая форма деления клеточного ядра. (2) Перед началом мейоза каждая хромосома и каждая молекула ДНК удваивается. (3) Таким образом, в каждом ядре, в котором начинается мейоз, содержится набор гомологичных хромосом и ДНК, выражаемый формулой 2n2c. (4) В первом делении мейоза гомологичные хромосомы выстраиваются друг против друга, и затем в анафазе расходятся к полюсам клетки. (5) У полюсов образуется гаплоидный набор двухроматидных хромосом. (6) Каждая из этих удвоенных хромосом в телофазе второго деления мейоза попадает в гамету. (7) Распределение гомологичных хромосом по гаметам происходит независимо друг от друга.

25.

Предложите, каким образом можно доказать предположение о том, что секреция пищеварительного сока поджелудочной железой регулируется и нервным, и гуморальным путями.

26.

Какова взаимосвязь между пластическим и энергетическим обменом веществ? Аргументируйте свой ответ.

27.

Укажите:

1) способы деления клеток при образовании микроспор из спорогенной ткани;

2) способы деления при образовании вегетативной и генеративной клеток покрытосеменного растения;

3) число хромосом и молекул ДНК в микроспоре, вегетативной и генеративной клетках покрытосеменного растения (выразить формулой).

28.

По родословной, пред­став­лен­ной на рисунке, уста­но­ви­те характер на­сле­до­ва­ния признака, вы­де­лен­но­го черным цве­том (доминантный или рецессивный, сцеп­лен или не­сцеп­лен с полом), ге­но­ти­пы детей в пер­вом и вто­ром поколении.