№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 2807395

1.

Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.

2.

Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

МетодПрименение метода
Сезонные изменения в живой природе
Близнецовыйвлияние условий среды на развитие признаков

3.

Сколько молекул ДНК будет содержать пара гомологичных хромосом в конце интерфазы? В ответе запишите только число.

4.

Выберите три процесса, про­ис­хо­дя­щие на молекулярно-генетическом уров­не жизни.

 

1) ре­пли­ка­ция ДНК

2) об­ра­зо­ва­ние пер­вич­ной струк­ту­ры белка

3) митоз

4) мейоз

5) транскрипция

6) кроссинговер

5.

Установите соответствие между процессами и фазами митоза, изображёнными на рисунках: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЦЕССЫ   ФАЗЫ МИТОЗА

А) расхождение центриолей к полюсам

клетки

Б) укорачивание нитей веретена деления

В) присоединение нитей веретена деления

к хромосомам

Г) выстраивание хромосом в одной

плоскости

Д) спирализация хромосом

Е) движение хромосом к полюсам клетки

 

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГДE
      

6.

Сколько типов гамет образует дигетерозиготная особь при полном сцеплении исследуемых генов?

7.

Выберите два верных ответа из пяти. Искусственный мутагенез применяется в

 

1) селекции растений

2) выведении новых пород домашних животных (коров, лошадей)

3) лечении человека

4) профилактике заболеваний человека

5) селекции микроорганизмов

8.

Установите соответствие между процессами и стадиями мейоза: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЦЕССЫ   СТАДИИ МЕЙОЗА

А) выстраивание бивалентов в экваториаль-

ной плоскости

Б) расхождение двухроматидных хромосом

В) присоединение к хромосоме нитей от

обоих полюсов клетки

Г) кроссинговер

Д) конъюгация хромосом

Е) образование четырёх гаплоидных ядер

 

1) первое деление

2) второе деление

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГДЕ
      

9.

Что из пе­ре­чис­лен­но­го яв­ля­ет­ся видоиз­ме­не­ни­ем корней?

 

1) клубень картофеля

2) корнеплод свёклы

3) луковица тюльпана

4) клубенёк фасоли

5) кочан капусты

6) микориза осин

10.

Установите соответствие между видом растения и классом, к которому относится данный вид.

 

ВИД РАСТЕНИЯ   КЛАССЫ РАСТЕНИЙ

А) Пшеница твердая

Б) Кукуруза сахарная

В) Лютик кашубский

Г) Тюльпан алтайский

Д) Клен платанолистный

Е) Пастушья сумка

 

1) Двудольные

2) Однодольные

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

11.

Установите пра­виль­ную последовательность ста­дий развития печёночного со­саль­щи­ка начиная с зиготы.

 

1) циста

2) яйцо

3) рес­нич­ная личинка

4) хво­ста­тая личинка

5) зигота

6) взрос­лый червь

12.

Воспалительный процесс при попадании в кожу человека болезнетворных бактерий сопровождается

 

1) увеличением числа лейкоцитов в крови

2) свёртыванием крови

3) расширением кровеносных сосудов

4) активным фагоцитозом

5) образованием оксигемоглобина

6) повышением артериального давления

13.

Установите соответствие между процессами пищеварения и отделами пищеварительного канала, в которых они протекают — (1) желудок, (2) тонкая кишка либо (3) толстая кишка:

 

А) обработка пищевой массы желчью

Б) всасывание основной части воды

В) расщепление белков и некоторых видов жиров

Г) интенсивное всасывание питательных веществ ворсинками

Д) расщепление клетчатки

Е) завершение расщепления белков, углеводов, жиров

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

14.

Установите пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность процессов, про­ис­хо­дя­щих при свёртывании крови у человека.

 

1) об­ра­зо­ва­ние тромба

2) вза­и­мо­дей­ствие тром­би­на с фибриногеном

3) по­вре­жде­ние стен­ки сосуда

4) об­ра­зо­ва­ние фибрина

5) об­ра­зо­ва­ние протромбина

15.

Выберите пред­ста­ви­те­лей фауны палеозоя.

 

1) бес­че­люст­ные рыбы

2) че­ло­ве­ко­об­раз­ные обезьяны

3) птицы

4) стегоцефалы

5) тираннозавры

6) пер­вые пресмыкающиеся

16.

Установите со­от­вет­ствие между организмами, по­явив­ши­ми­ся или рас­цве­тав­ши­ми в про­цес­се эволюции, и эрами, в ко­то­рые они по­яви­лись и расцветали.

 

ОРГАНИЗМЫ   ЭРЫ

А) воз­ник­но­ве­ние пер­вых птиц

Б) рас­цвет рептилий

В) рас­цвет моллюсков

Г) рас­цвет насекомых

Д) рас­цвет млекопитающих

Е) рас­про­стра­не­ние птиц

 

1) палеозойская

2) мезозойская

3) кайнозойская

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГДE
      

17.

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите факторы, регулирующие численность популяции гусениц бабочки-белянки в устойчивом биогеоценозе.

 

1) хищники и паразиты

2) фотопериодизм

3) газовый состав атмосферы

4) внутривидовая конкуренция

5) состав почвы

6) ёмкость среды

18.

Установите соответствие между особенностями круговорота химического элемента и элементом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОСОБЕННОСТИ КРУГОВОРОТА   ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ

А) основной резервуар — атмосфера

Б) поглощается из атмосферы в основном бактериями

В) около 50% возвращают в атмосферу растения

Г) значительные количества накапливаются в составе осадочных пород и ископаемых

Д) поглощается растениями из почвы в виде минеральных солей

Е) не усваивается животными и растениями в молекулярном виде

 

1) углерод

2) азот

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

19.

Определите последовательность стадий развития папоротника, начиная с оплодотворения.

 

1) развитие заростка

2) оплодотворение

3) развитие спорофита

4) образование архегониев и антеридиев

5) образование спорангиев

6) прорастание споры

20.

Вставьте в текст «Обмен веществ в растении» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ

Для образования органических веществ в листе необходима ___________ (А), которую растение получает из почвы с помощью ___________ (Б). Почвенный раствор поднимается вверх благодаря особому давлению — ___________ (В) — по специальным клеткам проводящей ткани — ___________ (Г) — и поступает в лист. В хлоропластах листа из неорганических веществ синтезируются органические.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) атмосферное2) вода3) корень4) корневое
5) побег6) ситовидная трубка7) сосуд8) стебель

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГ
    

21.

Проанализируйте график «Вариационная кривая, отражающая распределение семян тыквы по их величине». Выберите два утверждения, которые можно сформулировать на основе анализа таблицы.

 

1) размер семян 14–15 мм — максимальный размер

2) реже всего встречаются семена размером от 11 до 12 мм

3) наиболее часто встречаются семена среднего размера

4) средний размер семян колеблется в пределах 14–15 мм

5) семян размером больше 19 мм не бывает в природе

Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

22.

Каким экспериментальным методом можно установить скорость прохождения веществ через клеточную мембрану при исследовании функции щитовидной железы? На чём основан этот метод?

23.

Какие особенности строения скелета позвоночного животного, изображенного на рисунке, доказывают его наземное происхождение? Приведите доказательства. С какой группой современных позвоночных животных у него проявляется сходство во внешнем строении? Как называется эволюционный процесс, в результате которого сформировалось это свойство? Ответ обоснуйте.

24.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки. Запишите эти предложения правильно.

 

1) Выделяют два отдела покрытосеменных растений: однодольные и двудольные.

2) Однодольные растения произошли от двудольных и у них много общих черт.

3) Зародыш двудольных состоит из двух семядолей.

4) Листовые пластинки двудольных обычно с параллельным или дуговым жилкованием.

5) Однодольные растения обычно имеют мочковатую корневую систему, трёхчленный тип строения цветка.

6) Большинство однодольных — это травянистые растения.

25.

Известно, что раз­ные кости или их части за­пол­не­ны кост­ным мозгом. Какие виды кост­но­го мозга существуют? Ка­ко­вы функ­ции этих видов кост­но­го мозга и где эти виды мозга находятся?

26.

Что является главным источником энергии для организмов, обитающих на дне глубоководных экосистем в условиях недостаточности света и кислорода? Назовите организмы, приспособленные к жизни в данных условиях. Какую функциональную группу экосистемы они составляют?

27.

Дана цепь ДНК: ЦТААТГТААЦЦА. Определите:

А) Пер­вич­ную струк­ту­ру за­ко­ди­ро­ван­но­го белка.

Б) Про­цент­ное со­дер­жа­ние раз­лич­ных видов нук­лео­ти­дов в этом гене (в двух цепях).

В) Длину этого гена.

Г) Длину белка.

 

Генетический код (иРНК)

 

Первое

основание

Второе основаниеТретье

основание

УЦАГ

У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

Цис

Цис

Три

У

Ц

А

Г

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

 

Примечание от со­ста­ви­те­лей сайта.

Длина 1 нук­лео­ти­да — 0,34 нм

Длина одной ами­но­кис­ло­ты — 0,3 нм

Длина нук­лео­ти­да и ами­но­кис­ло­ты — это таб­лич­ные данные, их нужно знать (к усло­вию не прилагаются)

28.

Какие группы крови возможны у детей, если у матери первая группа крови, а у отцa — четвертая?