№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка Готово, можно копировать.
Вариант № 2807394

1.

Рассмотрите предложенную схему и запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

2.

Рассмотрите таблицу «Методы селекции» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

МетодПрименение метода
близкородственное скрещивание (инбридинг)закрепление наследственных свойств
воздействие на семена пшеницы рентгеновскими лучами в условиях эксперимента

3.

Сколько молекул ДНК содержится в биваленте, образованном двумя гомологичными хромосомами? В ответе запишите только цифру.

4.

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекул транспортных РНК. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) переносят аминокислоты к рибосомам

2) участвуют в синтезе белков

3) не имеют двуцепочечных фрагментов

4) синтезируются в ходе транскрипции

5) содержат кодон в центральной петле

5.

Установите со­от­вет­ствие между видом кле­ток и его спо­соб­но­стью к фагоцитозу.

 

ВИД КЛЕ­ТОК   СПОСОБНОСТЬ К ФАГОЦИТОЗУ

А) амёба

Б) лейкоциты

В) хлорелла

Г) мукор

Д) инфузория

Е) хла­ми­до­мо­на­да

 

1) способны

2) не спо­соб­ны

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВГДЕ
      

6.

Гомозиготные доминантные серые овцы при переходе на грубые корма гибнут, а гетерозиготные выживают. Определите, какой % серых жизнеспособных особей родится при скрещивании серой овцы и черного барана.

7.

Все приведённые ниже термины и приёмы, кроме двух, используются для описания методов клеточной инженерии. Определите два термина или приёма, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

 

1) гетерозис

2) трансплантация ядер клеток

3) межлинейная гибридизация

4) гибридизация соматических клеток

5) выращивание растений из каллусной ткани

8.

Установите со­от­вет­ствие между стадией развития папоротника и её плоидностью.

 

СТАДИЯ   ПЛОИДНОСТЬ СТАДИИ

А) спора

Б) заросток

В) зре­лый спорофит

Г) мо­ло­дой спорофит

Д) гамета

Е) зи­го­та

 

1) га­п­ло­ид­ная стадия

2) ди­пло­ид­ная стадия

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВГДЕ
      

9.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Рыхление почвы и прополку сорняков в посевах культурных растений проводят для:

 

1) улучшения дыхания растений

2) уменьшения испарения воды из почвы

3) сокращения испарения воды растениями

4) усиления оттока органических веществ из листьев к корням

5) улучшения снабжения растений неорганических веществами

6) ослабления конкуренции между культурными и сорными растениями

10.

Установите соответствие между названием животного и отрядом.

 

НАЗВАНИЕ ЖИВОТНОГО   ОТРЯД

А) Лошадь Пржевальского

Б) Носорог

В) Жираф

Г) Корова

Д) Тапир

Е) Олень

 

1) непарнокопытные

2) парнокопытные

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВГДЕ
      

11.

Установите правильную последовательность стадий жизненного цикла мха (на примере кукушкиного льна) начиная с зиготы.

 

1) образование зиготы

2) образование половых клеток на листостебельном растении

3) образование коробочки на ножке

4) образование гаплоидных спор мейозом

5) образование листостебельного растения из споры

6) миграция сперматозоида к яйцеклетке

12.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

К функциям лимфатической системы относятся:

 

1) транспорт газов к клеткам тканей

2) осуществление дренажа тканей, всасывание воды и коллоидных белков

3) перераспределение тепла в организме

4) транспорт продуктов распада к органам выделения

5) возвращение в кровяное русло тканевой жидкости

6) барьерно-фильтрационная и иммунная функция

13.

Установите со­от­вет­ствие между путём про­ве­де­ния нерв­но­го им­пуль­са и функ­ци­ей спин­но­го мозга человека.

 

ПУТЬ ПРО­ВЕ­ДЕ­НИЯ НЕРВНОГО

ИМПУЛЬСА

 

ФУНКЦИЯ СПИННОГО

МОЗГА

А) пе­ре­клю­че­ние нерв­но­го им­пуль­са с чув­стви­тель­но­го ней­ро­на на дви­га­тель­ный

Б) пе­ре­да­ча нерв­но­го им­пуль­са из спин­но­го мозга в головной

В) вос­при­я­тие нерв­но­го им­пуль­са чув­стви­тель­ным нейроном

Г) пе­ре­да­ча нерв­но­го им­пуль­са из го­лов­но­го мозга в спинной

Д) вос­при­я­тие нерв­но­го им­пуль­са дви­га­тель­ным нейроном

 

1) рефлекторная

2) проводниковая

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВГД
     

14.

Установите правильную последовательность процессов, происходящих при свёртывании крови у человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) образование тромба

2) взаимодействие тромбина с фибриногеном

3) разрушение тромбоцитов

4) повреждение стенки сосуда

5) образование фибрина

6) образование протромбина

15.

Выберите положения, относящиеся к синтетической теории эволюции. Ответ запишите цифрами без пробелов.

 

1) элементарной единицей эволюции является популяция

2) влияние внешней среды направлено на развитие полезных признаков

3) естественный отбор — главная причина видообразования и развития адаптаций

4) материалом для эволюции служит модификационная изменчивость

5) элементарной единицей эволюции является вид

6) материалом для эволюции служит мутационная и комбинационная изменчивость

16.

Установите со­от­вет­ствие между аро­мор­фо­зом хор­до­вых и эрой, в ко­то­рой он появился.

 

АРОМОРФОЗ   ЭРА

А) четырёхкамерное серд­це у птиц

Б) кост­ные че­лю­сти у пан­цир­ных рыб

В) лёгочное ды­ха­ние у дво­я­ко­ды­ша­щих рыб

Г) пя­ти­па­лая ко­неч­ность у стегоцефалов

Д) матка и пла­цен­та у млекопитающих

Е) яйцо, по­кры­тое плот­ной оболочкой, у пресмыкающихся

 

1) палеозой

2) мезозой

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВГДЕ
      

17.

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие три вида экологических пирамид различают учёные экологи?

 

1) пирамида видов

2) пирамида чисел

3) пирамида биомассы

4) пирамида энергии

5) пирамида редуцентов

6) пирамида динамики

18.

Установите соответствие между характеристикой среды обитания и средой, соответствующей данной характеристике: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА   СРЕДА

А) стабильный температурный режим

Б) ограниченность пространства

В) небольшие колебания температуры

Г) сложность широкого распространения большинства организма

Д) высокое содержание углекислого газа

Е) плотность высокая

 

1) почвенная

2) внутриорганизменная

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

19.

Установите по­сле­до­ва­тель­ность про­цес­сов при био­син­те­зе белка в клетке.

 

1) об­ра­зо­ва­ние пеп­тид­ной связи между аминокислотами

2) вза­и­мо­дей­ствие ко­до­на иРНК и ан­ти­ко­до­на тРНК

3) выход тРНК из рибосомы

4) со­еди­не­ние иРНК с рибосомой

5) выход иРНК из ядра в цитоплазму

6) син­тез иРНК

20.

Вставьте в текст «Мышечные ткани человека» про­пу­щен­ные термины из пред­ло­жен­но­го перечня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обозначения. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных ответов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся последовательность цифр (по тексту) впи­ши­те в приведённую ниже таблицу.

 

МЫШЕЧНЫЕ ТКАНИ ЧЕЛОВЕКА

Волокна ске­лет­ных мышц под мик­ро­ско­пом ___________(А). Их длина со­став­ля­ет ___________(Б). Во­лок­на сердечной мы­шеч­ной ткани, в от­ли­чие от поперечнополосатой скелетной, имеют кон­такт­ные участки. Со­во­куп­ность клеток, об­ра­зу­ю­щих ткань мышц внут­рен­них органов, на­зы­ва­ют ___________(В) мы­шеч­ной тканью. Для всех типов мы­шеч­ных тканей ха­рак­тер­ные свойства — возбудимость и ___________(Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) поперечнополосатая2) гладкая3) не по­пе­реч­но исчерчены4) по­пе­реч­но исчерчены
5) 10–12 см6) 0,1 мм7) проводимость8) сократимость

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГ
    

21.

Проанализируйте гистограмму, отражающую флокулирующую активность — способность бактерий осаждать загрязняющие вещества различных сред (среда № 1 соответствует эталонной, загрязнённой только органическими

бытовыми стоками до очистки; № 2 — дополнительное загрязнение каолиновой глиной, № 3 — углеводородами, № 4 — соединениями фосфора.

 

 

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

 

1) Бактерии культуры Pseudomonas spp. эффективно удаляют разнообразные мыла.

2) Наибольшую активность проявляют бактерии, обитающие в донном иле.

3) Культуру бактерий семейства Enterobacteriaceae можно использовать для очистки сточных вод, загрязнённых отходами нефти.

4) Культура бактерий Pseudomonas spp. быстрее участвует в процессах образования биофлокулянтов.

5) При очистке сточных вод промышленных предприятий для удаления фосфорсодержащих взвешенных веществ используют культуру бактерий Pseudomonas spp.

22.

Какой вклад в развитие биологии внесли изображенные на портретах ученые?

 

23.

Определите, какой эволюционный процесс изображен на схеме, что является движущими силами (факторами) данного процесса и какая форма естественного отбора ему соответствует.

24.

Перечислите при­зна­ки высших растений.

25.

Ученые считают, что первые наземные позвоночные — стегоцефалы произошли от древних кистеперых рыб. Какие данные позволили сделать этот вывод?

26.

Почему однояйцевые близнецы имеют одинаковый генотип?

27.

Объясните, в чём сход­ство и в чём раз­ли­чия био­ло­ги­че­ско­го окис­ле­ния ор­га­ни­че­ских ве­ществ в клет­ке и про­цес­са их го­ре­ния в не­жи­вой природе.

28.

Определите тип наследования, генотип пробанда в следующей родословной