№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 2807390

1.

Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.

2.

Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

МетодПрименение метода
Определение числа хромосом в кариотипе
СтатистическийРаспространение признака в популяции

3.

Сколько молекул ДНК содержится в трёх бивалентах, образованных тремя парами гомологичных хромосом? В ответе запишите только цифру.

4.

Какие из пе­ре­чис­лен­ных бел­ков не­воз­м­ож­но об­на­ру­жить внут­ри мы­шеч­ной клетки?

 

1) актин

2) гемоглобин

3) фибриноген

4) АТФаза

5) РНК-полимераза

6) трипсин

5.

Установите соответствие между признаками и видами нуклеиновых кислот.

 

ПРИЗНАКИ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ   ВИДЫ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ

A) хранит наследственную информацию

Б) копирует наследственную информацию и передаёт её к месту синтеза белка

B) является матрицей для синтеза белка

Г) состоит из двух цепей

Д) переносит аминокислоты к месту синтеза белка

Е) специфична по отношению к аминокислоте

 

1) ДНК

2) и-РНК

3) т-РНК

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

6.

Сколько аллелей одного гена содержит яйцеклетка цветкового растения? В ответе запишите только соответствующее число.

7.

Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) мутационная

2) определенная

3) групповая

4) модификационная

5) комбинативная

8.

Установите соответствие между процессами, происходящими на разных стадиях развития зародыша трёхслойных животных, и стадиями, на которых эти процессы происходят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЦЕССЫ   СТАДИИ

А) образуется однослойный зародыш

Б) формируется мезодерма

В) образуется двуслойный зародыш

Г) образуется вторичная полость тела

Д) образуется однослойный зародышевый пузырёк

Е) начинается органогенез

 

1) бластула

2) гаструла

3) нейрула

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

AБВГД
     

9.

Выберите три вер­ных ответа из шести. К лен­точ­ным червям относятся

 

1) эхинококк

2) сви­ной цепень

3) ши­ро­кий лентец

4) ко­ша­чья двуустка

5) печёночный сосальщик

6) молочно–белая планария

10.

Установите соответствие между характеристиками и организмами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ   ОРГАНИЗМЫ

А) образует гумус в первичных сукцессиях

за счёт разложения слоевища

Б) в экосистемах разлагает и минерализует

органические вещества

В) таллом образован микобионтами и фито-

бионтами

Г) сапротрофный тип питания

Д) способен продуцировать бактериостати-

ческое вещество

Е) представляет комплексный симбиотиче-

ский организм

 

1)

2)

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

11.

Установите пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность ста­дий раз­ви­тия сви­но­го солитёра, на­чи­ная с яйца.

 

1) про­ник­но­ве­ние в ор­га­ны про­ме­жу­точ­но­го хозяина

2) ста­дия ше­сти­крюч­но­го зародыша

3) яйцо

4) про­ник­но­ве­ние в ки­шеч­ник человека

5) ста­дия финны

12.

Каковы осо­бен­но­сти стро­е­ния и функ­ций под­же­лу­доч­ной железы? За­пи­ши­те в ответ цифры в по­ряд­ке возрастания.

 

1) от­но­сит­ся к же­ле­зам внут­рен­ней секреции

2) сек­ре­ти­ру­ет гор­мо­ны и пи­ще­ва­ри­тель­ный сок

3) фер­мен­ты же­ле­зы рас­щеп­ля­ют белки в тон­кой кишке

4) участ­ву­ет в эмуль­ги­ро­ва­нии жиров

5) гор­мо­ны же­ле­зы ре­гу­ли­ру­ют уг­ле­вод­ный обмен

6) вы­пол­ня­ет ба­рьер­ную функцию

13.

Установите соответствие между характеристиками и отделами головного мозга: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ   ОТДЕЛЫ

А) обеспечение постоянства внутренней среды и обменных процессов

Б) ориентировочные рефлексы на зрительные и звуковые раздражители, поворот головы

В) регулирует деятельность дыхательной, пищеварительной и сердечно-сосудистой систем

Г) регуляция мышечного тонуса и позы тела

Д) обеспечивает защитные рефлексы чихания, моргания, кашля, рвоты

Е) сбор и оценка всей информации, посту-

пающей от органов чувств

 

1) средний

2) продолговатый

3) промежуточный

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГДЕ
      

14.

Установите, в какой по­сле­до­ва­тель­но­сти про­ис­хо­дит про­цесс со­зре­ва­ния жен­ских по­ло­вых клеток, опло­до­тво­ре­ние и на­ча­ло раз­ви­тия зародыша

 

А) овуляция

Б) на­ча­ло фор­ми­ро­ва­ния мно­го­кле­точ­но­го зародыша

В) со­зре­ва­ние фол­ли­ку­ла в яичнике

Г) при­креп­ле­ние за­ро­ды­ша к стен­ке матки

Д) оплодотворение

Е) об­ра­зо­ва­ние плаценты

15.

Близкородственные, но не скре­щи­ва­ю­щи­е­ся между собой виды птиц будут отличаться, ско­рее всего, по

 

1) пес­ням сам­цов и брач­ным ритуалам

2) раз­ме­рам и массе тела

3) видам корма и ме­стам гнездования

4) окрас­ке самок

5) ко­ли­че­ству и форме хромосом

6) плодовитости

16.

Установите со­от­вет­ствие между ра­бо­той учёного и его именем.

 

НАУЧНАЯ РА­БО­ТА   УЧЁНЫЙ

А) раз­ра­бо­тал метод мен­то­ра в селекции

Б) ини­ци­а­тор со­зда­ния круп­ней­шей коллекции семян куль­тур­ных растений

В) сфор­му­ли­ро­вал закон гомологических рядов на­след­ствен­ной изменчивости

Г) от­крыл цен­тры про­ис­хож­де­ния культурных растений

Д) раз­ра­бо­тал метод по­лу­че­ния полипло-

идных ги­бри­дов

 

1) И. В. Мичурин

2) Н. И. Вавилов

3) Г. Д. Кар­пе­чен­ко

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВГД
     

17.

Под вли­я­ни­ем каких фак­то­ров эво­лю­ции про­ис­хо­дит про­цесс эко­ло­ги­че­ско­го видообразования?

 

1) мо­ди­фи­ка­ци­он­ной изменчивости

2) приспособленности

3) есте­ствен­но­го отбора

4) му­та­ци­он­ной изменчивости

5) борь­бы за существование

6) конвергенции

18.

Установите со­от­вет­ствие между при­род­ным об­ра­зо­ва­ни­ем и ве­ще­ством биосферы со­глас­но классификации В. И. Вернадского.

 

ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ   ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ

A) морская соль

Б) мор­ской ил

B) глина

Г) почва

Д) гранит

Е) дву­стор­ча­тые моллюски

 

1) биокосное

2) косное

3) живое

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВГДЕ
      

19.

Установите последовательность этапов сперматогенеза. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) образование сперматоцитов первого порядка

2) образование сперматозоидов

3) митотическое деление сперматогониев

4) мейоз сперматоцитов первого порядка

5) рост сперматоцитов и накопление питательных веществ

6) образование сперматоцитов второго порядка

20.

Рассмотрите рисунок с изображением фазы сердечного цикла. Определите название этой фазы, её продолжительность и направление движения крови. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и процессы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или процесс из предложенного списка.

 

Фазы сердечного циклаПродолжительностьДвижение крови
________(А)_________(Б)________(С)

 

СПИСОК ТЕРМИНОВ И ПРОЦЕССОВ:

1) поступление крови из предсердия в желудочек

2) поступление крови из желудочка в артерию

3) поступление крови из вен в предсердие

4) систола предсердия

5) 0,8 с

6) систола желудочка

7) 0,3 с

8) 0,1 с

21.

Проанализируйте гистограмму, в которой представлены результаты анализа количества макрофагов (%) с нормальной морфологией в костном мозге.

Использовалась линия мышей, склонных к лейкемии (опыт) и контрольная линия. Анализировался костный мозг из трёх различных костей.

 

 

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

 

1) Во всех группах мыши имеют ослабленный иммунитет.

2) Количество макрофагов в группе 3 максимально.

3) Только в группе 3 количество макрофагов достаточно для функционирования иммунитета.

4) В норме количество макрофагов выше, чем в случае склонности к лейкемии.

5) При лейкемии количество макрофагов в крови снижается.

 

Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

22.

Какие функции в организме рыб может выполнять плавательный пузырь?

23.

Какая почка изображена на рисунке? Какие элементы её строения обозначены цифрами 1 и 2? Какая ткань обеспечивает развитие почки?

24.

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

 

1. Полисахарид целлюлоза выполняет в клетке растения резервную, запасающую функцию. 2. Накапливаясь в клетке, углеводы выполняют главным образом регуляторную функцию. 3. У членистоногих полисахарид хитин формирует покровы тела. 4. У растений клеточные стенки образованы полисахаридом крахмалом. 5. Полисахариды обладают гидрофобностью.

25.

Температура тела у птиц выше, чем у млеко­питающих. Какие преимущества это дает птицам и с какими недостатками связано?

26.

Перечислите (с пояснениями) ос­нов­ные этапы пер­вич­ной эво­лю­ции со­глас­но тео­рии Опарина-Холдейна, на­чи­ная с об­ра­зо­ва­ния пер­вич­но­го бу­льо­на и за­кан­чи­вая по­яв­ле­ни­ем автотрофов.

27.

Каковы осо­бен­но­сти мейоза, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют раз­но­об­ра­зие гамет?

Укажите не менее трёх особенностей.

28.

При скре­щи­ва­нии рас­те­ния ду­ши­сто­го го­рош­ка с уси­ка­ми и яр­ки­ми цвет­ка­ми и рас­те­ния без уси­ков и с блед­ны­ми цвет­ка­ми в F1 все рас­те­ния были с уси­ка­ми и яр­ки­ми цветками. От скре­щи­ва­ния ги­бри­да из F1 и рас­те­ния с уси­ка­ми и яр­ки­ми цвет­ка­ми были по­лу­че­ны рас­те­ния с двумя фенотипами: с уси­ка­ми и яр­ки­ми цветками; с уси­ка­ми и блед­ны­ми цветками. Со­ставь­те схему ре­ше­ния задачи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы родителей, потом­ства F1 и F2. Какие за­ко­ны на­след­ствен­но­сти про­яв­ля­ют­ся в F1 и F2?