Ответом на каждое из заданий 1—21 является последовательность цифр. Ответ следует записать в поле для ответов без пробелов, запятых и других символов; если не указано иное, указывайте цифры по возрастанию.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать ответы на задания части С или загрузить их в систему в одном из графических форматов. Учитель увидит результаты выполнения заданий части В и сможет оценить загруженные ответы к части С. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Времени прошло: | 0:00:00 |
Времени осталось: | 3.5:30:00 |
Рассмотрите предложенную схему развития споровых растений. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Ответ:
Рассмотрите таблицу «НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ | ИЗМЕНЕНИЕ |
---|---|
появление третьего слоя клеток в зародыше червей | |
Идиоадаптация | удлинение ушей у зайцеобразных |
Ответ:
Двуцепочечный фрагмент молекулы ДНК содержит 340 нуклеотидов, из которых 87 в качестве азотистого основания имеют тимин. Определите количество нуклеотидов с гуанином, входящих в состав молекулы. В ответе запишите только соответствующее число.
Ответ:
Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания изображённого на рисунке органоида клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) содержится в клетках растений и животных
2) характерен для прокариотических клеток
3) участвует в образовании лизосом
4) образует секреторные пузырьки
5) двумембранный органоид
Ответ:
Установите соответствие между строением органоида клетки и его видом.
СТРОЕНИЕ ОРГАНОИДА | ВИД ОРГАНОИДА | |
A) двумембранный органоид Б) немембранный органоид B) состоит из двух субъединиц Г) имеет кристы Д) имеет собственную ДНК | 1) митохондрия 2) рибосома |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
У овса устойчивость к ржавчине доминирует над восприимчивостью (b) к этой болезни. Скрестили восприимчивое к ржавчине растение с гомозиготным устойчивым растением. Каким будет соотношение фенотипов в F2?
Ответ:
Выберите два верных ответа из пяти. К наследственной изменчивости не относится изменчивость
1) индивидуальная
2) мутационная
3) модификационная
4) комбинативная
5) определенная
Ответ:
Установите соответствие между способами питания и примером: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР | СПОСОБ ПИТАНИЯ | |
А) спирогира Б) пеницилл В) серобактерия Г) цианобактерия Д) дождевой червь | 1) фототрофный 2) гетеротрофный 3) хемотрофный |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
В чём выражается приспособленность аскариды к паразитическому образу жизни?
1) развитие личинки в теле хозяина
2) размножение половым путём
3) наличие плотной кутикулы
4) наличие двусторонней симметрии тела
5) наличие кожно-мускульного мешка
6) образование большого числа яиц
Ответ:
Установите соответствие между признаком членистоногих и классом, для которого он характерен.
ПРИЗНАК ЧЛЕНИСТОНОГИХ | КЛАСС | |
А) тело имеет три отдела: голову, грудь, брюшко Б) тело состоит из головогруди и нерасчлененного брюшка В) органы дыхания — трахеи и лёгочные мешки Г) четыре пары ходильных ног Д) на груди три пары ног, у многих крылья | 1) паукообразные 2) насекомые |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Установите последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) Растения
2) Цветковые
3) Костёр
4) Однодольные
5) Костёр безостый
6) Злаки
Ответ:
Укажите отделы зрительного анализатора человека. Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.
1) хрусталик
2) стекловидное тело
3) палочки и колбочки
4) зрительный нерв
5) роговица
6) зрительная зона коры мозга
Ответ:
Установите соответствие между функцией нейрона и его видом.
ВИД | ФУНКЦИИ | |
1) чувствительные 2) вставочные 3) двигательные | А) преобразуют раздражения в нервные импульсы Б) передают в мозг нервные импульсы от органов чувств и внутренних органов В) осуществляют передачу нервных импульсов с одного нейрона на другой в головном мозге Г) передают их мышцам, железам и другим исполнительным органам
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
Ответ:
Установите правильную последовательность образования и выведения мочи в организме человека
А) фильтрация крови в клубочках почечных капсул
Б) поступление мочи в почечную лоханку
В) образование мочи, содержащей глюкозу, аминокислоты, витамины
Г) поступление мочи в извитые канальцы и обратное всасывание глюкозы, аминокислот, витаминов
Д) поступление мочи в мочеточники
Е) поступление мочи в мочевой пузырь
Ответ:
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых описаны морфологические признаки современного человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны
(1) Современный человек во многом похож на своих предков — человекообразных приматов. (2) Его относительно крупный мозг в несколько раз превосходит мозг шимпанзе. (3) У человека и шимпанзе насчитывается не меньше 90 % сходных генов. (4) Эволюция человека сопровождалась развитием речи и появлением новых форм поведения. (5) Возникновению прямохождения способствовали появление сводчатой стопы, S-образного позвоночника с шейным и поясничным изгибами, расширенного таза. (6) Благодаря отчетливому противопоставлению большого пальца остальным постепенно совершенствовалась рука, как орган труда.
Ответ:
Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, который его иллюстрирует.
ПРИМЕР | ФАКТОР АНТРОПОГЕНЕЗА | |
A) пространственная изоляция Б) дрейф генов B) речь Г) абстрактное мышление Д) сознательная трудовая деятельность Е) популяционные волны | 1) биологический 2) социальный |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Какова роль бактерий и грибов в экосистеме?
1) превращают органические вещества организмов в минеральные
2) обеспечивают замкнутость круговорота веществ и превращения энергии
3) образуют первичную продукцию в экосистеме
4) служат первым звеном в цепи питания
5) образуют доступные растениям неорганические вещества
6) являются консументами II порядка
Ответ:
Попадание в водоёмы органических веществ со сточными водами с животноводческих ферм может непосредственно привести к увеличению численности популяций
1) гетеротрофных бактерий
2) ракообразных
3) цветковых растений
4) многоклеточных водорослей
5) одноклеточных водорослей
6) бактерий-редуцентов
Ответ:
Установите последовательность процессов вторичной сукцессии после вырубки елового леса, повреждённого жуком-типографом. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) рост кустарников с берёзовым и осиновым подростом
2) замещение смешанного леса еловым
3) развитие лиственного леса с еловым подростом
4) зарастание вырубки многолетними светолюбивыми травами
5) длительное существование смешанного леса
Ответ:
Рассмотрите рисунок с изображением бабочки берёзовой пяденицы и определите тип приспособления, форму естественного отбора и направление эволюции, которые привели к формированию двух форм бабочек. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Тип приспособления | Форма естественного отбора | Направление эволюции |
---|---|---|
________________(А) | ________________(Б) | ________________(В) |
Список терминов:
1) идиоадаптация
2) мимикрия
3) конвергенция
4) движущая
5) ароморфоз
6) маскировка
7) стабилизирующая
Ответ:
Изучите график зависимости интенсивности обмена веществ от величины беговой дистанции, на которую бежит легкоатлет. (По оси x отложена длина дистанции, а по оси y — интенсивность обмена веществ). Какое из приведённых ниже описаний интенсивности обмена наиболее точно описывает данную зависимость?
1) Интенсивность обмена снижается, достигая своего минимального значения, после чего резко растёт.
2) Интенсивность обмена резко растёт, достигая своего максимального показателя, после чего также резко снижается.
3) Интенсивность обмена резко снижается, после чего выходит на постоянные показатели.
4) Интенсивность обмена на всём своём протяжении плавно снижается, достигая минимальных показателей.
Ответ:
Почему при ношении тесной обуви пальцы ног больше подвержены обморожению?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
На рисунке изображен Динотерий - вымершее животное, обитавшее 50-1,5 млн лет назад.
Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм, а также «близких родственников» данного животного в современной фауне (ответ — на уровне рода).
К какому классу относится данное животное? — укажите признаки по которым Вы определили класс.
Геохронологическая таблица
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Назовите не менее 3 признаков приспособленности пресмыкающихся к размножению в наземной среде.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какие признаки характерны для кишечнополостных?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какое значение имеет кроссинговер при образовании гамет для организмов и в эволюции? Ответ поясните.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в клетке в профазе мейоза I и метафазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
У дрозофилы гетерогаметным полом является мужской пол. При скрещивании самок дрозофилы с чёрным телом, красными глазами и самцов с серым телом, белыми глазами всё потомство получилось с серым телом и красными
глазами. Во втором скрещивании самок дрозофилы с серым телом, белыми глазами и самцов с чёрным телом, красными глазами в потомстве получились самцы с серым телом, белыми глазами и самки с серым телом, красными
глазами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и пол потомков в двух скрещиваниях. Объясните, почему все потомки во втором скрещивании были с серым телом, но с различными по цвету глазами.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Времени прошло: | 0:00:00 |
Времени осталось: | 3.5:30:00 |