№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 2562576

1.

Рассмотрите предложенную схему строения и функций клетки. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

2.

Рассмотрите таблицу «Пути эволюции» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

Пути эволюцииПримеры признаков у организмов
АроморфозПоявление головного мозга у рыб
Отсутствие конечностей у змей

3.

В молекуле ДНК 100 нуклеотидов с тимином, что составляет 10% от общего количества. Сколько нуклеотидов с гуанином? В ответ запишите только соответствующее количеству нуклеотидов число.

4.

Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания белков и их значения в организме человека и животных. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) служат основным строительным материалом

2) расщепляются в кишечнике до глицерина и жирных кислот

3) образуются из аминокислот

4) в печени превращаются в гликоген

5) в качестве ферментов ускоряют химические реакции

5.

Установите со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой про­цес­са и процессом, к ко­то­ро­му она относится.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА   ПРОЦЕСС

А) в ходе про­цес­са син­те­зи­ру­ет­ся глюкоза

Б) ос­но­ван на ре­ак­ци­ях мат­рич­но­го синтеза

В) про­ис­хо­дит на рибосомах

Г) в ходе про­цес­са вы­де­ля­ет­ся кислород

Д) в ре­зуль­та­те про­цес­са ре­а­ли­зу­ет­ся на­след­ствен­ная информация

Е) в ходе про­цес­са син­те­зи­ру­ет­ся АТФ

 

1) фотосинтез

2) био­син­тез белка

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГДE
      

6.

Скрестили растения томата с генотипами ААвв и ааВВ? Сколько генотипов образуется в потомстве F1?

7.

Вы­бе­ри­те два вер­ных от­ве­та из пяти. В наибольшей степени может изменяться под влиянием условий среды такой признак, (из перечисленных), как

 

1) цвет глаз

2) расовая принадлежность

3) количество пальцев на руках у человека

4) масса тела

5) количество молока у коровы

8.

Установите со­от­вет­ствие между стадией развития папоротника и её плоидностью.

 

СТАДИЯ   ПЛОИДНОСТЬ СТАДИИ

А) спора

Б) заросток

В) зре­лый спорофит

Г) мо­ло­дой спорофит

Д) гамета

Е) зи­го­та

 

1) га­п­ло­ид­ная стадия

2) ди­пло­ид­ная стадия

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВГДЕ
      

9.

Выберите три вер­ных ответа из шести. К лен­точ­ным червям относятся

 

1) эхинококк

2) сви­ной цепень

3) ши­ро­кий лентец

4) ко­ша­чья двуустка

5) печёночный сосальщик

6) молочно–белая планария

10.

Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ком и клас­сом хор­до­вых животных, для пред­ста­ви­те­лей ко­то­ро­го этот при­знак характерен.

 

ПРИЗНАК   КЛАСС

А) от­сут­ствие зубов

Б) уча­стие кожи в теплорегуляции

В) уча­стие в ды­ха­нии воз­душ­ных мешков

Г) аль­вео­ляр­ное стро­е­ние лёгких

Д) за­пол­не­ние кост­ных по­ло­стей воздухом

Е) на­ли­чие из­ви­лин и бо­розд в коре

больших полушарий

 

1) Млекопитающие

2) Птицы

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВГДЕ
      

11.

Установите по­сле­до­ва­тель­ность эта­пов раз­ви­тия мха ку­куш­ки­на льна, на­чи­ная с про­рас­та­ния споры.

 

1) об­ра­зо­ва­ние пред­рост­ка (протонемы)

2) опло­до­тво­ре­ние при на­ли­чии воды

3) про­рас­та­ние споры

4) раз­ви­тие на пред­рост­ке жен­ских или муж­ских растений

5) со­зре­ва­ние на муж­ских рас­те­ни­ях сперматозоидов, на жен­ских — яйцеклеток

6) раз­ви­тие из зи­го­ты на жен­ском рас­те­нии ко­ро­боч­ки со спорами

12.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие функции в организме человека выполняет пищеварительная система?

 

1) защитную

2) механической обработки пищи

3) удаления жидких продуктов обмена

4) транспорта питательных веществ к клеткам тела

5) всасывания питательных веществ в кровь и лимфу

6) химического расщепления органических веществ пищи

13.

Установите соответствие между органами человека и полостями тела, в которых эти органы расположены: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОРГАНЫ ЧЕЛОВЕКА   ПОЛОСТИ ТЕЛА

А) сердце

Б) почки

B) лёгкие

Г) трахея

Д) печень

Е) селезёнка

 

1) грудная

2) брюшная

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГДЕ
      

14.

Установите, в какой последовательности в организме человека кровь передвигается по большому кругу кровообращения

 

1) вены большого круга

2) артерии головы, рук и туловища

3) аорта

4) капилляры большого круга

5) левый желудочек

6) правое предсердие

15.

Проявлением ата­виз­ма считают раз­ви­тие у человека:

 

1) зубов мудрости

2) хво­сто­во­го отдела

3) многососковости

4) ми­ми­че­ской мускулатуры

5) гу­сто­го волосяного по­кро­ва на теле

6) кисти руки

16.

Установите со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой вида Дель­фин обык­но­вен­ный (дельфин-белобочка) и кри­те­ри­ем вида, к ко­то­ро­му эту ха­рак­те­ри­сти­ку относят.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА   КРИТЕРИЙ ВИДА

А) Хищ­ни­ки пи­та­ют­ся раз­ны­ми ви­да­ми рыб.

Б) Самцы на 6–10 см круп­нее самок.

В) Жи­вот­ные осво­и­ли вод­ную среду обитания.

Г) Ве­ли­чи­на тела — 160–260 сантиметров.

Д) Бе­ре­мен­ность самок про­дол­жа­ет­ся 10–11 месяцев.

Е) Жи­вот­ные ведут стад­ный образ жизни.

 

1) морфологический

2) физиологический

3) экологический

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

17.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие антропогенные факторы оказывают влияние на численность популяции ландыша майского в лесном сообществе?

 

1) вырубка деревьев

2) увеличение затененности

3) недостаток влаги в летний период

4) сбор дикорастущих растений

5) низкая температура воздуха зимой

6) вытаптывание почвы

18.

Установите соответствие между организмами, населяющими биогеоценоз, и их функциями в нём: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОРГАНИЗМ   ФУНКЦИЯ

А) жуки-короеды

Б) почвенные грибы

В) мхи

Г) сапротрофные бактерии

Д) личинки стрекоз

Е) синезелёные водоросли

 

1) продуценты

2) консументы

3) редуценты

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

19.

Установите последовательность расположения организмов в цепи питания. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) лягушка

2) уж

3) бабочка

4) растения луга

20.

Проанализируйте таблицу «Движущие силы эволюции». Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, примеры, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

 

Движущие силы эволюции

 

Движущая силаРоль в эволюцииПример
_________ (А)Поставляет материал для

эволюции

Шестипалость у человека
Естественный отбор_______ (Б)Индустриальный меланизм
Популяционные волныРегулирует численность популяции__________ (В)

 

Список терминов

1) модификации

2) мутационная изменчивость

3) сохранение и (или) отсев средней нормы признаков

4) периодическое возникновение эпидемий

5) экологическая изоляция

6) уничтожение физически слабых особей

7) идиоадаптации

8) внутривидовая борьба за существование

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

21.

Пользуясь таблицей «Пищевая ценность некоторых рыб» и знаниями из области биологии, выберите правильные утверждения

 

1) В лососе содержится наибольшая доля белков по сравнению с остальными рыбами.

2) В шпроте содержится наибольшая доля жиров по сравнению с остальными рыбами.

3) Карасей и окуней рекомендуется включить в меню человека, который решил худеть и ведёт малоподвижный образ жизни.

4) Вобла самая низкокалорийная рыба.

5) Все указанные рыбы являются представителями отряда Сельдеобразные.

22.

Почему кровеносная система насекомых не выполняет функцию транспорта газов?

23.

На рисунке изображён стрелолист с листьями разных форм (1, 2, 3). Какая форма изменчивости характерна для разнообразия этих листьев? Объясните причину их появления. Какую форму листьев будет иметь стрелолист, выросший на отмели?

24.

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены. Исправьте их.

1. В составе клетки обнаружено около 80 химических элементов, входящих в периодическую таблицу Д.И. Менделеева. 2. Группу макроэлементов образуют водород, кислород, углерод, цинк, фосфор. 3. Группу микроэлементов составляют бром, азот, сера, железо, йод и другие. 4. Кальций и фосфор участвуют в формировании костной ткани. 5. Кроме того, фосфор – элемент, от которого зависит нормальная свертываемость крови. 6. Железо входит в состав гемоглобина – белка эритроцитов. 7. Калий и натрий необходимы для проведения нервных импульсов.

25.

Какие от­но­ше­ния устанавливаются между во­до­рос­лью и гри­бом в сло­е­ви­ще лишайника? Объ­яс­ни­те роль обоих ор­га­низ­мов в этих отношениях.

26.

Почему в агроэкосистеме короткие цепи питания?

27.

Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на котором синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов АТАГЦТГААЦГГАЦТ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задачи используйте таблицу генетического кода.

 

Генетический код (иРНК)

 

Первое

основание

Второе основаниеТретье

основание

УЦАГ

У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

Цис

Цис

Три

У

Ц

А

Г

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

 

Правила поль­зо­ва­ния таблицей

 

Первый нуклеотид в триплете берется из левого вертикального ряда, второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота

28.

Потомство морских свинок, полученное от скрещивания гомозиготных по обоим признакам родителей: коричневых (А) с волнистой шерстью (В) самок и белых (а) с гладкой шерстью (в) самцов, скрестили между собой. Во втором поколении образовались четыре фенотипические группы животных.

 

Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы первого и второго поколений, их соотношение. Объясните причины появления четырёх групп животных.