№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 2562574

1.

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

2.

Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

МетодПрименение метода
Сезонные изменения в живой природе
Близнецовыйвлияние условий среды на развитие признаков

3.

У пло­до­вой мухи дро­зо­фи­лы в со­ма­ти­че­ских клетках со­дер­жит­ся 8 хромосом, а в по­ло­вых клетках? В ответ запишите только соответствующее число.

4.

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) аппарат Гольджи

2) гетеротрофное питание

3) фотосинтез

4) кольцевая молекула ДНК в ядре

5) митохондрии

5.

Установите соответствие между признаками обмена веществ и его этапами.

 

ПРИЗНАКИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ   ЭТАПЫ

А) Вещества окисляются

Б) Вещества синтезируются

В) Энергия запасается в молекулах АТФ

Г) Энергия расходуется

Д) В процессе участвуют рибосомы

Е) В процессе участвуют митохондрии

 

1) Пластический обмен

2) Энергетический обмен

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

6.

Сколько аллелей одного гена содержит яйцеклетка цветкового растения? В ответе запишите только соответствующее число.

7.

Мутационная из­мен­чи­вость обусловлена

 

1) спи­ра­ли­за­ци­ей хромосом

2) слу­чай­ной встре­чей гамет при оплодотворении

3) за­ме­ной нуклеотидов

4) из­ме­не­ни­ем числа хромосом

5) не­за­ви­си­мым рас­хож­де­ни­ем го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом в мейозе

6) встав­кой нуклеотидов

8.

Установите со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой му­та­ции и её видом.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА   ВИД МУТАЦИИ

A) изменение по­сле­до­ва­тель­но­сти нук­лео­ти­дов в мо­ле­ку­ле ДНК

Б) из­ме­не­ние стро­е­ния хромосом

B) изменение числа хро­мо­сом в ядре

Г) полиплоидия

Д) из­ме­не­ние по­сле­до­ва­тель­но­сти рас­по­ло­же­ния генов

 

1) генная

2) хромосомная

3) геномная

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГД
     

9.

Сходство кле­ток гри­бов и жи­вот­ных со­сто­ит в том, что они имеют

 

1) обо­лоч­ку из хи­ти­но­по­доб­но­го вещества

2) гли­ко­ген в ка­че­стве за­пас­но­го углевода

3) ядер­ную оболочку

4) ва­ку­о­ли с кле­точ­ным соком

5) ми­то­хон­дрии и лизосомы

6) лей­ко­пла­сты с за­па­сом крахмала

10.

Установите соответствие между признаком и группой организмов, для которой он характерен — для простейших или для животных.

 

ПРИЗНАК   ГРУППА

A) все представители многоклеточные

Б) все представители одноклеточные или колониальные

B) могут делиться пополам

Г) есть ткани и органы

Д) проходят стадию гаструлы при развитии

Е) встречаются способные к фотосинтезу виды

 

1) простейшие

2) др. животные

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

11.

Установите правильную последовательность классификации зайца-русака, начиная с наименьшего таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) Животные

2) Заяц-русак

3) Хордовые

4) Млекопитающие

5) Зайцы

6) Зайцеобразные

12.

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение головного мозга человека». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1. промежуточный мозг

2. продолговатый мозг

3. средний мозг

4. мост

5. большое полушарие

6. мозжечок

13.

Установите соответствие между симптомом заболевания и витамином, с недостатком которого оно связано: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СИМПТОМ ЗАБОЛЕВАНИЯ   НЕДОСТАТОК ВИТАМИНА

А) кровоточивость десен

Б) ухудшение зрения в сумерках

В) выпадение зубов

Г) поражение роговицы глаза и кожи

Д) понижение сопротивляемости заболеваниям

 

1) А

2) С

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГД
     

14.

Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека при переваривании и усвоении белков. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) поступление пиши в двенадцатиперстную кишку

2) расщепление пептидов под действием трипсина

3) расщепление полипептидов под действием пепсина

4) всасывание аминокислот в тонком кишечнике

5) механическое измельчение пищи

15.

К палеонтологическим доказательствам эволюции относят

 

1) остаток третьего века у человека

2) отпечатки растений на пластах каменного угля

3) окаменевшие остатки папоротников

4) рождение людей с густым волосяным покровом на теле

5) копчик в скелете человека

6) филогенетический ряд лошади

16.

Установите соответствие между примерами и направлениями биологической эволюции, которые соответствуют этим примерам: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕР   НАПРАВЛЕНИЕ

А) возникновение ласт у дельфина

Б) возникновение трёхкамерного сердца у земноводных

В) исчезновение пищеварительной системы у цепней

Г) ухудшение зрения у крота

Д) возникновение двойного оплодотворения у цветковых растений

Е) отсутствие листьев и настоящих корней

у повилики

 

1) ароморфоз

2) идиоадаптация

3) общая дегенерация

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

17.

Какова роль бактерий и грибов в экосистеме?

 

1) превращают органические вещества организмов в минеральные

2) обеспечивают замкнутость круговорота веществ и превращения энергии

3) образуют первичную продукцию в экосистеме

4) служат первым звеном в цепи питания

5) образуют доступные растениям неорганические вещества

6) являются консументами II порядка

18.

Установите соответствие между признаками и экосистемами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИЗНАКИ   ЭКОСИСТЕМЫ

A) низкая саморегуляция

Б) разнообразие продуцентов

B) доминирование монокультуры

Г) короткие пищевые цепи

Д) разветвлённые сети питания

Е) видовое разнообразие животных

 

1) пшеничное поле

2) ковыльная степь

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГДЕ
      

19.

Установите правильную последовательность процессов фотосинтеза у растений. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) соединение неорганического углерода с С5-углеродом

2) перенос электронов переносчиками и образование АТФ и НАДФ · Н

3) образование глюкозы

4) возбуждение молекулы хлорофилла светом

5) переход возбуждённых электронов на более высокий энергетический уровень

20.

Проанализируйте таблицу «Виды мутаций». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

 

Вид мутацииОписаниеПример
генная(Б) ________________фенилкетонурия
____________ (А)перенос участка

хромосомы на другую

миелобластный лейкоз
геномнаядобавление лишней

хромосомы

(В) ______________

 

 

Список терминов

 

1) замена участка хромосомы

2) удаление одной хромосомы

3) замена нуклеотида в гене

4) синдром кошачьего крика

5) синдром Дауна

6) хромосомная

7) реципрокная

8) нуклеотидная

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

21.

Пользуясь таб­ли­цей «Наследование груп­пы крови ребёнком», найдите верные утверждения.

 

 

1) Если у отца и ма­те­ри III группа, то у ребенка либо III группа, либо I .

2) Если у ребёнка IV груп­па крови, то у родителей может быть только IV груп­па крови.

3) Если у отца и ма­те­ри I группа, то у ребенка только I группа.

4) Группа крови ребенка не зависит от группы крови родителей.

5) Человеку с I группой крови можно переливать кровь любой группы.

22.

Чем эукариоты отличаются от прокариот?

23.

На рисунке изображен Скутозавр - вымершее животное, обитавшее 240 млн лет назад.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм, а также укажите, к какому классу относится данное животное. Чем питалось указанное животное, по каким признакам ВЫ это определили?

 

Геохронологическая таблица

 

24.

Найдите ошиб­ки в приведённом тексте. Ука­жи­те номера предложений, в ко­то­рых допущены ошибки, объ­яс­ни­те их.

 

1. К чертам, от­ли­ча­ю­щих птиц от пресмыкающихся, можно от­не­сти прогрессивное раз­ви­тие органов зрения, слуха, ко­ор­ди­на­ции движений.

2. У птиц не­сколь­ко хуже, чем у пресмыкающихся, раз­ви­та терморегуляция.

3. Четырёхка­мер­ное сердце птиц имеет не­пол­ную перегородку в желудочке.

4. К при­спо­соб­ле­ни­ям птиц к полёту можно отнести: об­те­ка­е­мую форму тела, крылья, за­пол­нен­ные плотным ве­ще­ством кости, на­ли­чие газообмена и в лёгких, и воз­душ­ных мешках.

25.

Объясните, почему прудовая лягушка активна днем, а травяная — в сумерках и утром?

26.

Объясните, по­че­му не вся энергия, по­сту­пив­шая с пищей, рас­хо­ду­ет­ся на рост животного. При­ве­ди­те не менее трёх обоснований.

27.

Рассмотрите ка­ри­о­тип че­ло­ве­ка и от­веть­те на вопросы.

 

 

1. Ка­ко­го пола этот человек?

2. Какие от­кло­не­ния имеет ка­ри­о­тип этого человека?

3. В ре­зуль­та­те каких со­бы­тий могут воз­ни­кать такие отклонения?

28.

По изображённой на рисунке родословной человека определите и объясните характер проявления признака, выделенного чёрным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом). Определите генотипы родителей и потомков, обозначенных на рисунке цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8. Какова вероятность рождения ребёнка с признаком, выделенным чёрным цветом, у женщины 8, если у её мужчины этот признак будет отсутствовать?