№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 2562574

1.

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

2.

Рас­смот­ри­те таб­ли­цу «Ме­то­ды био­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ний» и за­пол­ни­те пу­стую ячей­ку, впи­сав со­от­вет­ству­ю­щий тер­мин.

 

МетодПри­ме­не­ние ме­то­да
Се­зон­ные из­ме­не­ния в живой при­ро­де
Близ­не­цо­выйвли­я­ние усло­вий среды на раз­ви­тие при­зна­ков

3.

У пло­до­вой мухи дро­зо­фи­лы в со­ма­ти­че­ских клетках со­дер­жит­ся 8 хромосом, а в по­ло­вых клетках? В ответ запишите только соответствующее число.

4.

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) аппарат Гольджи

2) гетеротрофное питание

3) фотосинтез

4) кольцевая молекула ДНК в ядре

5) митохондрии

5.

Установите соответствие между признаками обмена веществ и его этапами.

 

ПРИЗНАКИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ   ЭТАПЫ

А) Вещества окисляются

Б) Вещества синтезируются

В) Энергия запасается в молекулах АТФ

Г) Энергия расходуется

Д) В процессе участвуют рибосомы

Е) В процессе участвуют митохондрии

 

1) Пластический обмен

2) Энергетический обмен

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

6.

Сколько аллелей одного гена содержит яйцеклетка цветкового растения? В ответе запишите только соответствующее число.

7.

Мутационная из­мен­чи­вость обусловлена

 

1) спи­ра­ли­за­ци­ей хромосом

2) слу­чай­ной встре­чей гамет при оплодотворении

3) за­ме­ной нуклеотидов

4) из­ме­не­ни­ем числа хромосом

5) не­за­ви­си­мым рас­хож­де­ни­ем го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом в мейозе

6) встав­кой нуклеотидов

8.

Установите со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой му­та­ции и её видом.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА   ВИД МУТАЦИИ

A) изменение по­сле­до­ва­тель­но­сти нук­лео­ти­дов в мо­ле­ку­ле ДНК

Б) из­ме­не­ние стро­е­ния хромосом

B) изменение числа хро­мо­сом в ядре

Г) полиплоидия

Д) из­ме­не­ние по­сле­до­ва­тель­но­сти рас­по­ло­же­ния генов

 

1) генная

2) хромосомная

3) геномная

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГД
     

9.

Сход­ство кле­ток гри­бов и жи­вот­ных со­сто­ит в том, что они имеют

 

1) обо­лоч­ку из хи­ти­но­по­доб­но­го ве­ще­ства

2) гли­ко­ген в ка­че­стве за­пас­но­го уг­ле­во­да

3) ядер­ную обо­лоч­ку

4) ва­ку­о­ли с кле­точ­ным соком

5) ми­то­хон­дрии и ли­зо­со­мы

6) лей­ко­пла­сты с за­па­сом крах­ма­ла

10.

Установите соответствие между признаком и группой организмов, для которой он характерен — для простейших или для животных.

 

ПРИЗНАК   ГРУППА

A) все представители многоклеточные

Б) все представители одноклеточные или колониальные

B) могут делиться пополам

Г) есть ткани и органы

Д) проходят стадию гаструлы при развитии

Е) встречаются способные к фотосинтезу виды

 

1) простейшие

2) др. животные

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

11.

Уста­но­ви­те пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность клас­си­фи­ка­ции зайца-ру­са­ка, на­чи­ная с наи­мень­ше­го так­со­на. За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) Жи­вот­ные

2) Заяц-русак

3) Хор­до­вые

4) Мле­ко­пи­та­ю­щие

5) Зайцы

6) Зай­це­об­раз­ные

12.

Вы­бе­ри­те три верно обо­зна­чен­ные под­пи­си к ри­сун­ку «Стро­е­ние го­лов­но­го мозга че­ло­ве­ка». За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1. про­ме­жу­точ­ный мозг

2. про­дол­го­ва­тый мозг

3. сред­ний мозг

4. мост

5. боль­шое по­лу­ша­рие

6. моз­же­чок

13.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между симп­то­мом за­бо­ле­ва­ния и ви­та­ми­ном, с не­до­стат­ком ко­то­ро­го оно свя­за­но: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

СИМП­ТОМ ЗА­БО­ЛЕ­ВА­НИЯ   НЕ­ДО­СТА­ТОК ВИ­ТА­МИ­НА

А) кро­во­то­чи­вость десен

Б) ухуд­ше­ние зре­ния в су­мер­ках

В) вы­па­де­ние зубов

Г) по­ра­же­ние ро­го­ви­цы глаза и кожи

Д) по­ни­же­ние со­про­тив­ля­е­мо­сти за­бо­ле­ва­ни­ям

 

1) А

2) С

 

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГД
     

14.

Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека при переваривании и усвоении белков. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) поступление пиши в двенадцатиперстную кишку

2) расщепление пептидов под действием трипсина

3) расщепление полипептидов под действием пепсина

4) всасывание аминокислот в тонком кишечнике

5) механическое измельчение пищи

15.

К палеонтологическим доказательствам эволюции относят

 

1) остаток третьего века у человека

2) отпечатки растений на пластах каменного угля

3) окаменевшие остатки папоротников

4) рождение людей с густым волосяным покровом на теле

5) копчик в скелете человека

6) филогенетический ряд лошади

16.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и на­прав­ле­ни­я­ми био­ло­ги­че­ской эво­лю­ции, ко­то­рые со­от­вет­ству­ют этим при­ме­рам: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ПРИ­МЕР   НА­ПРАВ­ЛЕ­НИЕ

А) воз­ник­но­ве­ние ласт у дель­фи­на

Б) воз­ник­но­ве­ние трёхка­мер­но­го серд­ца у зем­но­вод­ных

В) ис­чез­но­ве­ние пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­мы у цеп­ней

Г) ухуд­ше­ние зре­ния у крота

Д) воз­ник­но­ве­ние двой­но­го опло­до­тво­ре­ния у цвет­ко­вых рас­те­ний

Е) от­сут­ствие ли­стьев и на­сто­я­щих кор­ней

у по­ви­ли­ки

 

1) аро­мор­фоз

2) идио­адап­та­ция

3) общая де­ге­не­ра­ция

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

АБВГДЕ
      

17.

Ка­ко­ва роль бак­те­рий и гри­бов в эко­си­сте­ме?

 

1) пре­вра­ща­ют ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства ор­га­низ­мов в ми­не­раль­ные

2) обес­пе­чи­ва­ют за­мкну­тость кру­го­во­ро­та ве­ществ и пре­вра­ще­ния энер­гии

3) об­ра­зу­ют пер­вич­ную про­дук­цию в эко­си­сте­ме

4) слу­жат пер­вым зве­ном в цепи пи­та­ния

5) об­ра­зу­ют до­ступ­ные рас­те­ни­ям не­ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства

6) яв­ля­ют­ся кон­су­мен­та­ми II по­ряд­ка

18.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и эко­си­сте­ма­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ПРИ­ЗНА­КИ   ЭКО­СИ­СТЕ­МЫ

A) низ­кая са­мо­ре­гу­ля­ция

Б) раз­но­об­ра­зие про­ду­цен­тов

B) до­ми­ни­ро­ва­ние мо­но­куль­ту­ры

Г) ко­рот­кие пи­ще­вые цепи

Д) раз­ветвлённые сети пи­та­ния

Е) ви­до­вое раз­но­об­ра­зие жи­вот­ных

 

1) пше­нич­ное поле

2) ко­выль­ная степь

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГДЕ
      

19.

Установите правильную последовательность процессов фотосинтеза у растений. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) соединение неорганического углерода с С5-углеродом

2) перенос электронов переносчиками и образование АТФ и НАДФ · Н

3) образование глюкозы

4) возбуждение молекулы хлорофилла светом

5) переход возбуждённых электронов на более высокий энергетический уровень

20.

Про­ана­ли­зи­руй­те таб­ли­цу «Виды му­та­ций». За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя тер­ми­ны, при­ведённые в спис­ке. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­вой, вы­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий тер­мин из пред­ло­жен­но­го спис­ка.

 

Вид му­та­цииОпи­са­ниеПри­мер
ген­ная(Б) ________________фе­нил­ке­то­ну­рия
____________ (А)пе­ре­нос участ­ка

хро­мо­со­мы на дру­гую

ми­е­лоб­ласт­ный лей­коз
ге­ном­наядо­бав­ле­ние лиш­ней

хро­мо­со­мы

(В) ______________

 

 

Спи­сок тер­ми­нов

 

1) за­ме­на участ­ка хро­мо­со­мы

2) уда­ле­ние одной хро­мо­со­мы

3) за­ме­на нук­лео­ти­да в гене

4) син­дром ко­ша­чье­го крика

5) син­дром Дауна

6) хро­мо­сом­ная

7) ре­ци­прок­ная

8) нук­лео­тид­ная

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

21.

Поль­зу­ясь таб­ли­цей «На­сле­до­ва­ние груп­пы крови ребёнком», най­ди­те вер­ные утвер­жде­ния.

 

 

1) Если у отца и ма­те­ри III груп­па, то у ре­бен­ка либо III груп­па, либо I .

2) Если у ребёнка IV груп­па крови, то у ро­ди­те­лей может быть толь­ко IV груп­па крови.

3) Если у отца и ма­те­ри I груп­па, то у ре­бен­ка толь­ко I груп­па.

4) Груп­па крови ре­бен­ка не за­ви­сит от груп­пы крови ро­ди­те­лей.

5) Че­ло­ве­ку с I груп­пой крови можно пе­ре­ли­вать кровь любой груп­пы.

22.

Чем эукариоты отличаются от прокариот?

23.

На рисунке изображен Скутозавр - вымершее животное, обитавшее 240 млн лет назад.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм, а также укажите, к какому классу относится данное животное. Чем питалось указанное животное, по каким признакам ВЫ это определили?

 

Геохронологическая таблица

 

24.

Найдите ошиб­ки в приведённом тексте. Ука­жи­те номера предложений, в ко­то­рых допущены ошибки, объ­яс­ни­те их.

 

1. К чертам, от­ли­ча­ю­щих птиц от пресмыкающихся, можно от­не­сти прогрессивное раз­ви­тие органов зрения, слуха, ко­ор­ди­на­ции движений.

2. У птиц не­сколь­ко хуже, чем у пресмыкающихся, раз­ви­та терморегуляция.

3. Четырёхка­мер­ное сердце птиц имеет не­пол­ную перегородку в желудочке.

4. К при­спо­соб­ле­ни­ям птиц к полёту можно отнести: об­те­ка­е­мую форму тела, крылья, за­пол­нен­ные плотным ве­ще­ством кости, на­ли­чие газообмена и в лёгких, и воз­душ­ных мешках.

25.

Объясните, почему прудовая лягушка активна днем, а травяная — в сумерках и утром?

26.

Объясните, по­че­му не вся энергия, по­сту­пив­шая с пищей, рас­хо­ду­ет­ся на рост животного. При­ве­ди­те не менее трёх обоснований.

27.

Рассмотрите ка­ри­о­тип че­ло­ве­ка и от­веть­те на вопросы.

 

 

1. Ка­ко­го пола этот человек?

2. Какие от­кло­не­ния имеет ка­ри­о­тип этого человека?

3. В ре­зуль­та­те каких со­бы­тий могут воз­ни­кать такие отклонения?

28.

По изоб­ражённой на ри­сун­ке ро­до­слов­ной че­ло­ве­ка опре­де­ли­те и объ­яс­ни­те ха­рак­тер про­яв­ле­ния при­зна­ка, вы­де­лен­но­го чёрным цве­том (до­ми­нант­ный или ре­цес­сив­ный, сцеп­лен или не сцеп­лен с полом). Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей и по­том­ков, обо­зна­чен­ных на ри­сун­ке циф­ра­ми 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8. Ка­ко­ва ве­ро­ят­ность рож­де­ния ребёнка с при­зна­ком, вы­де­лен­ным чёрным цве­том, у жен­щи­ны 8, если у её муж­чи­ны этот при­знак будет от­сут­ство­вать?