№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 2562573

1.

Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.

 

2.

Рас­смот­ри­те таб­ли­цу «Уров­ни ор­га­ни­за­ции живой при­ро­ды» и за­пол­ни­те пу­стую ячей­ку, впи­сав со­от­вет­ству­ю­щий тер­мин.

 

Уров­ни ор­га­ни­за­ции живой при­ро­ды

 

Уро­веньПри­мер
...эрит­ро­цит
мо­ле­ку­ляр­ныйнук­ле­и­но­вые кис­ло­ты, белки клет­ки

3.

В соматической клетке тела рыбы 56 хромосом. Какой набор хромосом имеет сперматозоид рыбы? В ответе запишите только количество хромосом.

4.

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекул транспортных РНК. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) переносят аминокислоты к рибосомам

2) участвуют в синтезе белков

3) не имеют двуцепочечных фрагментов

4) синтезируются в ходе транскрипции

5) содержат кодон в центральной петле

5.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми ор­га­ни­че­ских ве­ществ и их ви­да­ми.

 

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ   ВИДЫ

А) имеет пер­вич­ную, вто­рич­ную, тре­тич­ную и чет­вер­тич­ную струк­ту­ры

Б) мо­но­ме­ры — ами­но­кис­ло­ты

В) в со­став мо­ле­ку­лы обя­за­тель­но вхо­дят атомы фос­фо­ра

Г) вы­пол­ня­ет струк­тур­ные функ­ции, яв­ля­ясь ча­стью кле­точ­ных мем­бран

Д) син­те­зи­ру­ет­ся на ДНК

Е) об­ра­зо­ван(-а) по­ли­нук­лео­тид­ной нитью

 

1) белок

2) РНК

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГДЕ
      

6.

Определите соотношение фенотипов у потомков в анализирующем скрещивании дигетерозиготного организма при независимом наследовании признаков. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение фенотипов, в порядке их убывания.

7.

Про­цесс опло­до­тво­ре­ния у цвет­ко­вых рас­те­ний ха­рак­те­ри­зу­ет­ся

 

1) об­ра­зо­ва­ни­ем цвет­ка

2) сли­я­ни­ем спер­мия с цен­траль­ной клет­кой

3) фор­ми­ро­ва­ни­ем пыль­це­во­го зерна

4) сли­я­ни­ем спер­мия и яй­це­клет­ки

5) об­ра­зо­ва­ни­ем зи­го­ты в за­ро­ды­ше­вом мешке

6) де­ле­ни­ем зи­го­ты путём мей­о­за

8.

Установите соответствие между характеристиками и представителями организмов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ   ПРЕДСТАВИТЕЛИ

А. образуют микоризу

Б. представляют собой комплексные

симбиотические организмы

В. спороносный слой в виде пластинок или

трубочек в нижнем слое шляпки

Г. являются индикаторами чистоты воздуха

Д. мицелий может образовать плодовое тело

Е. различают листоватые, накипные и

кустистые формы

 

1. лишайники

2. шляпочные грибы

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГДE
      

9.

Грибы, как и растения:

 

1) рас­тут в те­че­ние всей жизни

2) имеют огра­ни­чен­ный рост

3) вса­сы­ва­ют пи­та­тель­ные ве­ще­ства по­верх­но­стью тела

4) пи­та­ют­ся го­то­вы­ми ор­га­ни­че­ски­ми веществами

5) со­дер­жат хитин в обо­лоч­ках клеток

6) имеют кле­точ­ное строение

10.

Установите соответствие между признаком растений и отделом, к которому их относят.

 

ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ   ОТДЕЛ

А) не выносят засушливых условий

Б) жизненная форма — деревья и кустарники

В) яйцеклетка созревает в семязачатке

Г) образуют мелкую сухую пыльцу

Д) в цикле развития присутствует заросток

 

1) Папоротниковидные

2) Голосеменные

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГД
     

11.

Уста­но­ви­те пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность рас­по­ло­же­ния си­сте­ма­ти­че­ских так­со­нов рас­те­ния, на­чи­ная с наи­мень­ше­го так­со­на. За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) лютик

2) рас­те­ния

3) Лю­ти­ко­вые

4) По­кры­то­се­мен­ные

5) Лютик жгу­чий

6) Дву­доль­ные

12.

Свойствами возбудимости и сократимости обладают ткани:

 

1) сердечная мышечная

2) железистая эпителиальная

3) гладкая мышечная

4) нервная

5) рыхлая соединительная

6) поперечнополосатая мышечная

13.

Установите со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми ткани че­ло­ве­ка и тканями, к ко­то­рым эти осо­бен­но­сти относятся.

 

ОСОБЕННОСТЬ СТРО­Е­НИЯ   ТКАНЬ

А) меж­кле­точ­ное ве­ще­ство хо­ро­шо развито

Б) клет­ки все­гда одноядерные

В) в клет­ках со­дер­жит­ся белок миозин

Г) клет­ки со­дер­жат много митохондрий

Д) ткань может быть жидкой

Е) клет­ки за­па­са­ют кислород

 

1) соединительная

2) мышечная

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГДE
      

14.

Установите правильную последовательность расположения отделов ствола головного мозга, по направлению от спинного мозга.

 

1) промежуточный мозг

2) продолговатый мозг

3) средний мозг

4) мост

15.

Стабилизирующая форма естественного отбора проявляется в

 

1) постоянных условиях среды

2) изменении средней нормы реакции

3) сохранении приспособленных особей в исходной среде обитания

4) выбраковывании особей с отклонением от нормы

5) сохранении особей с мутациями

6) сохранении особи с новыми фенотипами

16.

Установите со­от­вет­ствие между организмами, по­явив­ши­ми­ся или рас­цве­тав­ши­ми в про­цес­се эво­лю­ции и эрами, в ко­то­рые они по­яви­лись и расцветали.

 

ОРГАНИЗМЫ   ЭРЫ

А) по­яв­ле­ние и рас­цвет приматов

Б) по­яв­ле­ние бак­те­рий и простейших

В) по­яв­ле­ние сине-зелёных водорослей

Г) по­яв­ле­ние крас­ных водорослей

Д) рас­цвет про­стей­ших и кишечнополостных

Е) по­яв­ле­ние человека

 

1) архейская

2) протерозойская

3) кайнозойская

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГДE
      

17.

К продуцентам относят

 

1) плесневый гриб — мукор

2) северного оленя

3) можжевельник обыкновенный

4) землянику лесную

5) дрозда-рябинника

6) ландыш майский

18.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой среды и ее фак­то­ром: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА   ФАК­ТО­РЫ СРЕДЫ

А) по­сто­ян­ство га­зо­во­го со­ста­ва ат­мо­сфе­ры

Б) из­ме­не­ние тол­щи­ны озо­но­во­го экра­на

В) из­ме­не­ние влаж­но­сти воз­ду­ха

Г) из­ме­не­ние чис­лен­но­сти кон­су­мен­тов

Д) из­ме­не­ние чис­лен­но­сти про­ду­цен­тов

Е) из­ме­не­ние чис­лен­но­сти па­ра­зи­тов

 

1) био­ти­че­ские

2) абио­ти­че­ские

19.

Расположите в правильном порядке элементы классификации вида Серая жаба, начиная с наименьшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) класс Земноводные

2) тип Хордовые

3) род Жабы

4) царство Животные

5) отряд Бесхвостые

20.

Вставьте в текст «Синтез органических веществ в растении» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем

получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

СИНТЕЗ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ

Энергию, необходимую для своего существования, растения запасают в виде органических веществ. Эти вещества синтезируются в ходе ___________ (А). Этот процесс протекает в клетках листа в ___________ (Б) — особых пластидах зелёного цвета. Они содержат особое вещество зелёного цвета — ___________ (В). Обязательным условием образования органических веществ помимо воды и углекислого газа является ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) дыхание2) испарение3) лейкопласт4) питание
5) свет6) фотосинтез7) хлоропласт8) хлорофилл

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГ
    

21.

Проанализируйте гистограмму состава рациона животного Z.

По оси х расположены таксоны позвоночных животных, которыми питается животное Z, а по оси у — их количество в рационе. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа гистограммы.

 

 

Животное Z относят к

 

1) всеядным животным

2) консументам II порядка

3) производителям органических веществ

4) полуводным животным

5) обитателям тундры

22.

Назовите случаи, когда в на­ча­ле курса дрес­си­ров­ки со­ба­ка может пе­ре­стать слу­шать­ся ко­манд сво­е­го хозяина?

23.

Как называется орган, обозначенный вопросительным знаком? К какому методу изучения эволюции можно отнести наличие таких органов? Дайте определение и приведите не менее трёх примеров таких органов у человека, животных или растений.

24.

Ука­жи­те ос­нов­ные при­зна­ки мо­хо­вид­ных рас­те­ний.

25.

Какие фи­зио­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти обу­слав­ли­ва­ют не­по­сто­ян­ную тем­пе­ра­ту­ру тела ля­гуш­ки? Объ­яс­ни­те, рас­смат­ри­вая осо­бен­но­сти кро­ве­нос­ной, ды­ха­тель­ной и по­кров­ной си­стем этого жи­вот­но­го.

26.

Почему сильное «цветение» воды часто приводит к замору рыбы и гибели других обитателей водоема?

27.

РНК вируса имеет последовательность АЦА-ГЦЦ-ГГУ-УУГ-ГГА. Какова будет последовательность нуклеотидов двухцепочечной ДНК, кодируемая этим участком?

Какова последовательность нуклеотидов иРНК при условии, что матрицей является цепь ДНК, комплементарная РНК вируса. Определите белок, который закодирован в РНК вируса.

 

 

Генетический код (иРНК)

 

Первое

основание

Второе основаниеТретье

основание

УЦАГ

У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

Цис

Цис

Три

У

Ц

А

Г

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

28.

По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный, рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотип родителей и детей в первом поколении.