№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 2562572

1.

Рас­смот­ри­те пред­ло­жен­ную схему. За­пи­ши­те в от­ве­те про­пу­щен­ный тер­мин, обо­зна­чен­ный на схеме зна­ком во­про­са.

2.

Рас­смот­ри­те таб­ли­цу «Уров­ни ор­га­ни­за­ции живой при­ро­ды» и за­пол­ни­те пу­стую ячей­ку, впи­сав со­от­вет­ству­ю­щий тер­мин.

 

Уро­вень ор­га­ни­за­цииПри­мер
Био­гео­це­но­ти­че­скийПи­ще­вые цепи
Про­ве­де­ние нерв­но­го им­пуль­са

3.

Какой про­цент нук­лео­ти­дов с ци­то­зи­ном со­дер­жит ДНК, если доля её аде­ни­но­вых нук­лео­ти­дов со­став­ля­ет 10% от об­ще­го числа. В ответ за­пи­ши­те толь­ко со­от­вет­ству­ю­щее число.

4.

Какие при­зна­ки ха­рак­тер­ны для мейоза?

 

1) на­ли­чие двух сле­ду­ю­щих одно за дру­гим делений

2) об­ра­зо­ва­ние двух кле­ток с оди­на­ко­вой на­след­ствен­ной информацией

3) рас­хож­де­ние го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом в раз­ные клетки

4) об­ра­зо­ва­ние ди­пло­ид­ных до­чер­них клеток

5) от­сут­ствие ин­тер­фа­зы перед пер­вым делением

6) конъ­юга­ция и крос­син­го­вер хромосом

5.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и ви­да­ми нук­ле­и­но­вых кис­лот.

 

ПРИ­ЗНА­КИ НУК­ЛЕ­И­НО­ВЫХ КИС­ЛОТ   ВИДЫ НУК­ЛЕ­И­НО­ВЫХ КИС­ЛОТ

A) хра­нит на­след­ствен­ную ин­фор­ма­цию

Б) ко­пи­ру­ет на­след­ствен­ную ин­фор­ма­цию и пе­ре­даёт её к месту син­те­за белка

B) яв­ля­ет­ся мат­ри­цей для син­те­за белка

Г) со­сто­ит из двух цепей

Д) пе­ре­но­сит ами­но­кис­ло­ты к месту син­те­за белка

Е) спе­ци­фич­на по от­но­ше­нию к ами­но­кис­ло­те

 

1) ДНК

2) и-РНК

3) т-РНК

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГДЕ
      

6.

Сколько процентов потомства обладало доминантным по обоим признакам фенотипом при скрещивании дигетерозиготного по этим признакам растений гороха с рецессивным по обоим признакам растением? Ответ запишите в виде числа.

7.

Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания процесса сперматогенеза. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) об­ра­зу­ют­ся мужские по­ло­вые клетки

2) об­ра­зу­ют­ся женские по­ло­вые клетки

3) умень­ша­ет­ся вдвое число хромосом

4) об­ра­зу­ют­ся четыре по­ло­вые клетки из одной

5) об­ра­зу­ет­ся одна по­ло­вая клетка

8.

Установите соответствие между отрядами насекомых и типами их развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОТРЯД   ТИПЫ РАЗВИТИЯ

А. чешуекрылые

Б. двукрылые

В. жесткокрылые

Г. прямокрылые

Д. перепончатокрылые

Е. стрекозы

 

1. с неполным превращением

2. с полным превращением

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГДE
      

9.

Какие из при­ведённых ниже жи­вот­ных от­но­сят­ся к пер­вич­но­ро­тым?

 

1) дож­де­вой червь

2) ми­но­га

3) пчела

4) лан­цет­ник

5) мор­ской ёж

6) без­зу­б­ка

10.

Установите соответствие между признаком и типом червей, для которого он характерен.

 

ПРИЗНАК   ТИП ЧЕРВЕЙ

A) тело обычно листовидной или лентовидной формы

Б) пищеварительная система заканчивается анальным отверстием

B) в пространстве между органами находится паренхима

Г) кровеносная система замкнутая

Д) наличие вторичной полости тела — целома

 

1) Плоские черви

2) Кольчатые черви

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГД
     

11.

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность рас­по­ло­же­ния си­сте­ма­ти­че­ских так­со­нов, на­чи­ная с наи­мень­ше­го. За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) Рас­те­ния

2) Плаун

3) Эу­ка­ри­о­ты

4) Пла­у­но­вид­ные

5) Плаун бу­ла­во­вид­ный

6) Пла­у­но­вые

12.

Выберите функ­ции па­ра­сим­па­ти­че­ской нерв­ной системы.

 

1) уси­ли­ва­ет вен­ти­ля­цию лёгких

2) умень­ша­ет ча­сто­ту сер­деч­ных сокращений

3) сни­жа­ет кро­вя­ное давление

4) угне­та­ет сек­ре­цию пи­ще­ва­ри­тель­ных соков

5) уси­ли­ва­ет пе­ри­сталь­ти­ку кишечника

6) рас­ши­ря­ет зрачки

13.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между функ­ци­ей и ор­га­ном че­ло­ве­ка, ко­то­рый эту функ­цию вы­пол­ня­ет: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ФУНК­ЦИЯ   ОРГАН

А) обез­вре­жи­ва­ние ве­ществ, со­дер­жа­щих­ся в крови

Б) вы­де­ле­ние фер­мен­тов, рас­щеп­ля­ю­щих белки, жиры и уг­ле­во­ды

В) вы­ра­бот­ка гор­мо­на, ре­гу­ли­ру­ю­ще­го со­дер­жа­ние са­ха­ра в крови

Г) об­ра­зо­ва­ние ве­ществ, эмуль­ги­ру­ю­щих жиры

Д) фор­ми­ро­ва­ние пи­ще­во­го комка

 

1) пе­чень

2) под­же­лу­доч­ная же­ле­за

3) слюн­ная же­ле­за

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГД
     

14.

Установите последовательность прохождения крови по малому кругу кровообращения.

 

1) левое предсердие

2) легочные капилляры

3) легочные вены

4) легочные артерии

5) правый желудочек

15.

Вы­бе­ри­те по­ло­же­ния, под­твер­жда­ю­щие, что по­пу­ля­ция яв­ля­ет­ся «еди­ни­цей эво­лю­ции».

 

1) му­та­ци­он­ный про­цесс на­чи­на­ет­ся в по­пу­ля­ции

2) сво­бод­ное скре­щи­ва­ние воз­мож­но толь­ко в не­изо­ли­ро­ван­ных по­пу­ля­ци­ях

3) раз­ные по­пу­ля­ции об­ла­да­ют раз­ны­ми ге­но­фон­да­ми

4) вид не может быть еди­ни­цей эво­лю­ции, так как его ареал, как пра­ви­ло, разо­рван на со­став­ные части

5) раз­ли­чия между ви­да­ми такие же, как раз­ли­чия между изо­ли­ро­ван­ны­ми по­пу­ля­ци­я­ми од­но­го вида

6) изо­ли­ро­ван­ная от дру­гих по­пу­ля­ция не под­вер­же­на дей­ствию есте­ствен­но­го от­бо­ра

16.

Установите соответствие между признаками голого слизня и критериями вида, для которых они характерны.

 

ПРИЗНАК   КРИТЕРИЙ ВИДА

А) обитает в садах и огородах

Б) раковина отсутствует

В) тело мягкое мускулистое

Г) питается мягкими тканями наземных растений

Д) органы чувств — две пары щупалец

Е) ведет наземный образ жизни

 

1) морфологический

2) экологический

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

17.

Установите последовательность процессов, происходящих при сукцессии.

 

1) заселение кустарниками

2) заселение лишайниками голых скал

3) формирование устойчивого сообщества

4) прорастание семян травянистых растений

5) заселение территории мхами

18.

Установите соответствие между характеристикой среды обитания и средой, соответствующей данной характеристике: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА   СРЕДА

А) стабильный температурный режим

Б) ограниченность пространства

В) небольшие колебания температуры

Г) сложность широкого распространения большинства организма

Д) высокое содержание углекислого газа

Е) плотность высокая

 

1) почвенная

2) внутриорганизменная

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

19.

Уста­но­ви­те пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность про­цес­сов, про­те­ка­ю­щих при фо­то­син­те­зе.

1) вос­ста­нов­ле­ние НАДФ+ до НАДФ · 2Н

2) по­гло­ще­ние кван­тов света мо­ле­ку­ла­ми хло­ро­фил­ла

3) фик­са­ция СО2

4) пе­ре­ход элек­тро­нов в воз­буждённое со­сто­я­ние

5) син­тез глю­ко­зы

20.

Вставь­те в текст «Эво­лю­ци­он­ное уче­ние» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

 

ЭВО­ЛЮ­ЦИ­ОН­НОЕ УЧЕ­НИЕ

Ос­но­во­по­лож­ни­ком со­вре­мен­но­го эво­лю­ци­он­но­го уче­ния был ________(А). До него уже вы­ска­зы­ва­лись идеи об из­ме­ня­е­мо­сти мира. Од­на­ко имен­но Дар­ви­ну при­над­ле­жит уче­ние о ________(Б) и вы­жи­ва­нии наи­бо­лее при­спо­соб­лен­ных к ________(В) ор­га­низ­мов. Чарльз Дар­вин и од­но­вре­мен­но с ним Аль­фред Уо­л­лес объ­яс­ни­ли при­чи­ны воз­ник­но­ве­ния ________(Г) ор­га­ни­че­ско­го мира.

 

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) раз­но­об­ра­зие

2) Ч. Дар­вин

3) есте­ствен­ный отбор

4) при­спо­соб­лен­ность

5) со­тво­ре­ние мира

6) усло­вия среды

7) са­мо­за­рож­де­ние

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГ
    

21.

Проанализируйте таблицу «Выживание птенцов скворца в зависимости от количества яиц в кладке».

 

Выживание птенцов скворца в зависимости от количества яиц в кладке

 

Количество яиц в

кладке

Доля выживших птенцов (в %)
1100
295
390
483
580
653
740
835
932

 

1) Оптимальное количество яиц в кладке, позволяющее сохранить численность скворцов, – 5.

2) Гибель птенцов объясняется случайными факторами.

3) Чем меньше в кладке яиц, тем эффективнее забота о потомстве.

4) Чем больше птенцов в гнезде, тем чаще родители кормят каждого из птенцов.

5) Количество яиц в кладке зависит от климатических факторов и наличия корма.

22.

В чём состоит роль бактерий в круговороте веществ?

23.

На рисунке изображен цервавитус - вымершее животное, обитавшее 8 млн лет назад.

 

Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм, а также «близких родственников» данного животного в современной фауне (ответ — на уровне рода).

К какому классу относится данное животное? — укажите признаки по которым Вы определили класс.

 

Геохронологическая таблица

 

24.

Найдите ошиб­ки в приведённом тексте. Ука­жи­те но­ме­ра предложений, в ко­то­рых они допущены, ис­правь­те ошибки.

1)Появлению пер­вых пред­ста­ви­те­лей типа Плос­кие черви пред­ше­ство­ва­ло по­яв­ле­ние ряда круп­ных ароморфозов. 2)У плос­ких чер­вей сфор­ми­ро­ва­лось двух­слой­ное стро­е­ние тела – ос­но­ва для фор­ми­ро­ва­ния мно­гих ор­га­нов и си­стем органов. 3)У них по­яви­лась лу­че­вая сим­мет­рия тела, обес­пе­чи­ва­ю­щая сво­бод­ное пла­ва­ние в воде. 4)Ориентации в про­стран­стве спо­соб­ство­ва­ло воз­ник­но­ве­ние ор­га­нов чувств и диф­фуз­ной нерв­ной системы. 5)Появились пи­ще­ва­ри­тель­ная и вы­де­ли­тель­ная системы. 6)Сформировались по­сто­ян­ные по­ло­вые железы, ко­то­рые обу­сло­ви­ли наи­бо­лее эф­фек­тив­ные формы по­ло­во­го размножения.

25.

Каково значение двойного оплодотворения у цветковых растений?

26.

Какие фак­то­ры спо­соб­ству­ют ре­гу­ля­ции чис­лен­но­сти вол­ков в эко­си­сте­ме?

27.

Соматические клет­ки кро­ли­ка со­дер­жат 44 хромосомы. Как из­ме­нит­ся число хро­мо­сом и мо­ле­кул ДНК в ядре при га­ме­то­ге­не­зе перед на­ча­лом де­ле­ния и в конце те­ло­фа­зы мей­о­за I? Объ­яс­ни­те ре­зуль­та­ты в каж­дом случае.

28.

У гороха посевного розовая окраска венчика доминирует над белой, а высокий стебель – над карликовым. При скрещивании растения с высоким стеблем и розовыми цветками с растением, имеющим розовые цветки и карликовый стебель, получили 63 растения с высоким стеблем и розовыми цветками, 58 – с розовыми цветками и карликовым стеблем, 18 – с белыми цветками и высоким стеблем, 20 – с белыми цветками и карликовым стеблем. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы исходных растений и потомков. Объясните характер наследования признаков и формирование четырёх фенотипических групп.