№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 2562571

1.

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

2.

Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

УровеньПример
Круговорот воды
Популяционно-видовойНемецкая овчарка

3.

Сколько полинуклеотидных цепочек будет содержать одна хромосома в конце интерфазы? В ответе запишите только число.

4.

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы инсулина. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

 

1) состоит из аминокислот

2) гормон надпочечников

3) катализатор многих химических реакций

4) гормон поджелудочной железы

5) вещество белковой природы

5.

Установите соответствие между функцией органоида клетки и органоидом, выполняющим эту функцию.

 

ФУНКЦИЯ   ОРГАНОИД

A) секреция синтезированных веществ

Б) биосинтез белков

B) расщепление органических веществ

Г) образование лизосом

Д) формирование полисом

Е) защитная

 

1) аппарат Гольджи

2) лизосома

3) рибосома

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

6.

У овса устойчивость к ржавчине доминирует над восприимчивостью (b) к этой болезни. Скрестили восприимчивое к ржавчине растение с гомозиготным устойчивым растением. Каким будет соотношение фенотипов в F2?

7.

Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. Семенами размножаются

 

1) капуста белокочанная

2) клевер ползучий

3) плаун булавовидный

4) хвощ полевой

5) лук репчатый

8.

Установите соответствие между признаком и диапазоном его нормы реакции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИЗНАК   ДИАПАЗОН

А) строение глаза насекомого

Б) удойность коровы

В) урожайность пшеницы

Г) масса тела человека

Д) количество пальцев на руках

 

1) узкая норма реакции

2) широкая норма реакции

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГД
     

9.

У пресноводной гидры, медузы и кораллового полипа

 

1) тело состоит из двух слоев клеток

2) органы состоят из тканей

3) замкнутая кровеносная система

4) тело имеет лучевую симметрию

5) в наружном слое тела располагаются стрекательные клетки

6) каждая клетка выполняет все функции живого организма

10.

Установите соответствие между позвоночным животным и особенностью температуры его тела.

 

ЖИВОТНОЕ  

ОСОБЕННОСТЬ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА

А) домовый воробей

Б) прыткая ящерица

В) обыкновенный дельфин

Г) нильский крокодил

Д) обыкновенный тритон

Е) обыкновенный крот

 

1) постоянная

2) непостоянная

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

11.

Установите последовательность расположения систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) Воробьинообразные

2) Позвоночные

3) Обыкновенная сорока

4) Птицы

5) Сороки

6) Врановые

12.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие функции в организме человека выполняет желчь?

 

1) обеззараживает ядовитые вещества

2) активизирует ферменты панкреатического сока

3) дробит жиры в мелкие капли, увеличивая площадь соприкосновения с ферментами

4) содержит ферменты, расщепляющие жиры, углеводы и белки

5) стимулирует перистальтику кишечника

6) обеспечивает всасывание воды

13.

Установите соответствие между примером регуляции работы сердца и типом регуляции.

 

ПРИМЕР РЕГУЛЯЦИИ   ТИП РЕГУЛЯЦИИ

A) учащение сердцебиений под влиянием адреналина

Б) изменение работы сердца под влиянием ионов калия

B) изменение сердечного ритма под влиянием вегетативной системы

Г) ослабление деятельности сердца под влиянием парасимпатической системы

 

1) гуморальная

2) нервная

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГ
    

14.

Установите, в какой последовательности происходит процесс созревания женских половых клеток, оплодотворение и начало развития зародыша

 

А) овуляция

Б) начало формирования многоклеточного зародыша

В) созревание фолликула в яичнике

Г) прикрепление зародыша к стенке матки

Д) оплодотворение

Е) образование плаценты

15.

Укажите примеры ароморфозов.

 

1) возникновение постоянной температуры тела

2) появление цветка и семян

3) приспособленность некоторых растений к определённым опылителям

4) утрата зрения у кротов в связи с образом жизни

5) возникновение длинных корней у верблюжьей колючки

6) появление второго круга кровообращения

16.

Установите соответствие между примерами приспособленности организмов к среде обитания и названиями органов, которые у них сформировались: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую

позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ   НАЗВАНИЯ ОРГАНОВ

А) слуховые косточки среднего уха пресмыкающихся и человека

Б) листья и прицветники бугенвиллии

В) колючки барбариса и колючки ежевики

Г) строение глаза человека и глаза осьминога

Д) усики гороха и усики винограда

Е) плодолистик и мегаспорофилл растения

 

1) гомологичные

2) аналогичные

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

17.

Какие антропогенные факторы оказывают влияние на численность популяции кабанов в лесном сообществе?

 

1) увеличение численности хищников

2) отстрел животных

3) подкармливание животных

4) распространение инфекционных заболеваний

5) вырубка деревьев

6) суровые погодные условия зимой

18.

Установите соответствие между экологическим фактором и группой, к которой его относят.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР  

ГРУППА ФАКТОРОВ

А) лесной пожар вследствие грозы

Б) распространение семян растений птицами

В) понижение температуры, приводящее к зимней спячке животных

Г) санитарная вырубка леса

Д) питание паразитических животных

Е) затопление лугов при ливне

 

1) абиотические

2) биотические

3) антропогенные

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

19.

Установите правильную последовательность процессов, происходящих во время митоза.

Ответ запишите буквами без пробелов.

 

А) распад ядерной оболочки

Б) утолщение и укорочение хромосом

В) выстраивание хромосом в центральной части клетки

Г) начало движения хромосом к центру

Д) расхождение хроматид к полюсам клетки

Е) формирование новых ядерных оболочек

20.

Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из приложенного списка.

 

Вид изменчивостиФорма изменчивостиПример изменчивости
Амодификационнаяразные размеры листьев у одного растения
на световой и теневой стороне
наследственнаяБрождение ребёнка с седой прядью
наследственнаякомбинативнаяВ

 

Список терминов и понятий:

1) соматическая

2) ненаследственная

3) рождение потомков с новым фенотипом в результате рекомбинации генов вследствие кроссинговера

4) разная масса тела бычков одного приплода

5) мутационная

6) наследственная

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВ
   

21.

Пользуясь таблицей «Содержание белков, жиров и углеводов в продуктах питания», выберите верные утверждения.

 

1) В сметане из органических веществ больше всего жиров.

2) В ржаном хлебе преобладают белки.

3) Наибольшее содержание белков наблюдается в сырах и горохе.

4) Жиров нет в яблоках, сахарном песке и пшене.

5) Углеводы есть во всех продуктах.

 

ПродуктыСодержание веществ в 100 г продукта

БелковЖировУглеводов
Ржаной хлеб5,50,6

39
Пшеничный хлеб60,5

56

Яблоки свежие

0,2

3
Манная крупа

9,5

0,7

70

Гречневая каша

81,564,5

Пшено8,12,2

64

Рис6,5

1,8

77,8

Картофель1.30,118,5

Морковь0,70,27,2

Горох19,33,2

50,3

Капуста свежая1,10,1

4,1

Огурцы свежие0,70,11,8

Томаты свежие0,7

0,2

7,2

Масло растительное97,8

Сахарный песок98,2
Масло сливочное0,579,30,4
Яйцо куриное12,7

11,5

0,7

Сыр голландский24,929,92,3

Творог (нежирный)16,80,4

0,9

Сосиски12,3

25

Говядина (нежирная)19

8

Свинина (жирная)14,4

37,3

Печень16,7

3,7

2,7

Рыба свежая (сазан)8,6

1,2

Молоко коровье3,1

3,4

4,9

Кефир3

3,2

4,5

Сметана3,3

30,2

2,5

22.

Каково строение и функции оболочки ядра?

23.

Какое деление и какая его фаза изображены на рисунке? Укажите набор хромосом (n), число молекул ДНК (с) в этот период. Ответ обоснуйте.

24.

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений,

в которых допущены ошибки, исправьте их.

 

(1)Вода очень важна для жизнедеятельности растений. (2)Она расходуется при фотосинтезе и клеточном дыхании. (3)Кроме того, с водой в растение поступают неорганические соли и другие необходимые растению вещества. (4)Главным фактором, обеспечивающим транспорт воды вверх по стеблю,является транспирация – регулируемое испарение воды через устьица. (5)При необходимости увеличения количества испарённой воды устьица закрываются, что повышает проницаемость клеток эпидермы листа для воды. (6)Всасывание воды волосками в зоне проведения корней создаёт избыток воды в нижней части растения – корневое давление. (7)В результате выстраивается постоянный поток воды из корней через стебель к листьям.

25.

Какие организмы в экосистеме способствуют разложению органических отходов?

26.

Какие виды естественного отбора Вы знаете? Приведите примеры с пояснениями.

27.

Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыльцевого зерна цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

28.

По изображённой на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом). Ответ обоснуйте. Определите генотипы родителей (1, 2), генотипы детей в первом (3, 4, 5) и во втором поколениях (6, 7). Какова вероятность рождения ребёнка с признаком, выделенным на рисунке чёрным цветом, у мужчины 5, если будущая жена будет иметь данный признак?