№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 2562568

1.

Рассмотрите предложенную схему строения скелета верхней конечности. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

2.

Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

УровеньПример
Экосистемныймикориза осины и подосиновика
озимая пшеница, устойчивая к поражению грибами-паразитами

3.

Антикодону ААУ на транс­порт­ной РНК со­от­вет­ству­ет триплет на ДНК

4.

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка; запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) есть клеточная мембрана

2) клеточная стенка состоит из хитина

3) наследственный аппарат заключён в кольцевой хромосоме

4) запасное вещество — гликоген

5) клетка способна к фотосинтезу

5.

Установите соответствие между строением и функцией вещества и его видом.

 

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИЯ   ВИД ВЕЩЕСТВА

А) молекула сильно разветвлена

Б) имеет четвертичную структуру

В) откладывается в запас в печени

Г) мономерами являются аминокислоты

Д) используется для поддержания уровня кислорода

 

1) гемоглобин

2) гликоген

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГД
     

6.

При скрещивании жёлтого(А) гладкого (В) (дигомозигота) и зелёного (а) морщинистого (b) гороха в F1 получились все жёлтые гладкие. Определите, сколько генотипов семян гороха в F1.

7.

Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать в качестве примера хромосомных перестроек. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны:

 

1) Поворот участка хромосомы на 180 градусов относится к мутациям

2) Замена одного нуклеотида на другой в структуре ДНК

3) Копирование участка хромосомы

4) Утрата участка хромосомы

5) Изменение количества хромосом, которое кратно гаплоидному набору

8.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и на­зва­ни­я­ми ме­то­дов на­уч­но­го ис­сле­до­ва­ния, к ко­то­рым они от­но­сят­ся.

 

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ   НА­ЗВА­НИЯ МЕ­ТО­ДОВ

А) ис­сле­ду­ет­ся ро­до­слов­ная семьи

Б) вы­яв­ля­ет­ся сцеп­лен­ность при­зна­ка с полом

В) изу­ча­ет­ся число хро­мо­сом на ста­дии ме­та­фа­зы ми­то­за

Г) уста­нав­ли­ва­ет­ся до­ми­нант­ный при­знак

Д) опре­де­ля­ет­ся на­ли­чие ге­ном­ных му­та­ций

 

1) ци­то­ге­не­ти­че­ский

2) ге­не­а­ло­ги­че­ский

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД
     

9.

Сход­ство ра­ко­об­раз­ных, па­у­ко­об­раз­ных и на­се­ко­мых со­сто­ит в том, что у них

 

1) тело со­сто­ит из от­де­лов

2) нерв­ная си­сте­ма в виде труб­ки

3) ко­неч­но­сти раз­де­ле­ны на сег­мен­ты

4) по­кров со­сто­ит из хи­ти­на

5) оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство уси­ков

6) за­мкну­тая кро­ве­нос­ная си­сте­ма

10.

От­не­си­те пред­став­лен­ные рас­те­ния к се­мей­ству.

 

РАС­ТЕ­НИЯ   СЕ­МЕЙ­СТВО

А) бам­бук

Б) груша

В) рожь

Г) зем­ля­ни­ка

Д) пер­сик

Е) овес

 

1) злаки

2) ро­зо­цвет­ные

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГДЕ
      

11.

Установите по­сле­до­ва­тель­ность си­сте­ма­ти­че­ских групп животных, на­чи­ная с наибольшей.

 

1) Беличьи

2) Хордовые

3) Грызуны

4) Млекопитающие

5) Белка

6) Обык­но­вен­ная белка

12.

Какие функции регулирует симпатический отдел вегетативной нервной системы человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) ослабление сердечных сокращений

2) усиление желудочного сокоотделения

3) усиление сердечных сокращений

4) ослабление волнообразных движений кишечника

5) уменьшение потоотделения

6) учащение дыхательных движений

13.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между от­де­ла­ми нерв­ной си­сте­мы и их функ­ци­я­ми.

 

ОТДЕЛ НЕРВ­НОЙ СИ­СТЕ­МЫ   ВЫ­ПОЛ­НЯ­Е­МЫЕ ФУНК­ЦИИ

1) сим­па­ти­че­ская

2) па­ра­сим­па­ти­че­ская

 

А) сужа­ет со­су­ды кожи

Б) за­мед­ля­ет ритм ра­бо­ты серд­ца

В) сужа­ет брон­хи

Г) рас­ши­ря­ет зрач­ки

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГ
    

14.

Установите правильную последовательность проведения нервного импульса по рефлекторной дуге.

 

1) вставочный нейрон

2) чувствительный нейрон

3) рецептор

4) двигательный нейрон

5) рабочий орган

15.

Из­вест­но, что под­сол­неч­ник мас­лич­ный — важ­ней­шее пи­ще­вое, кор­мо­вое, тех­ни­че­ское рас­те­ние. Ис­поль­зуя эти све­де­ния, вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го ниже спис­ка три утвер­жде­ния, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию дан­ных при­зна­ков этого ор­га­низ­ма. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие вы­бран­ным от­ве­там.

 

1) Под­сол­неч­ник яв­ля­ет­ся од­но­лет­ним тра­вя­ни­стым рас­те­ни­ем.

2) Ро­ди­на под­сол­неч­ни­ка — Мек­си­ка, где его на­зы­ва­ли «цвет­ком солн­ца». По­это­му под­сол­неч­ник теп­ло­лю­би­вая куль­ту­ра и сеять его нужно вес­ной, когда почва про­гре­ет­ся до 8-12 °С.

3) Со­цве­тие под­сол­неч­ни­ка — кор­зин­ка, плод-се­мян­ка.

4) Под­сол­неч­ное масло идет в пищу, на из­го­тов­ле­ние мар­га­ри­на, из тер­тых семян по­лу­ча­ют халву.

5) Из стеб­лей и ли­стьев под­сол­неч­ни­ка про­из­во­дят силос и сенаж — корма для тра­во­яд­ных жи­вот­ных. Так же ис­поль­зу­ют жмыхи, оста­ю­щи­е­ся после вы­жи­ма­ния масла.

6) Из под­сол­неч­ни­ка можно де­лать бу­ма­гу, мыло, ла­ко­кра­соч­ные ма­те­ри­а­лы.

16.

Установите соответствие между примером изменчивости и её видом.

 

ПРИМЕР   ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ

А) изменение густоты шерсти у зайца зимой и летом

Б) появление слепого щенка в потомстве

В) увеличение массы тела овцы при усленном питании

Г) изменение интенсивности окраски шерсти у белки в течение года

Д) появление в потомстве щенка-альбиноса

Е) рождение детёныша обезьяны с лишним пальцем

 

1) мутационная

2) модификационная

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

17.

Природный луг, в отличие от поля,

 

1) требует вмешательства человека для постоянного поддержания и восстановления видового состава

2) является местом обитания диких животных и дикорастущих растений

3) характеризуется истощением и эрозией плодородных почв

4) обладает способностью к саморегуляции и самовосстановлению

5) не имеет редуцентов

6) характеризуется большим разнообразием видов растений

18.

Установите со­от­вет­ствие между жи­вот­ны­ми и их ро­ля­ми в био­гео­це­но­зе тайги.

 

ЖИВОТНЫЕ   РОЛИ В БИОЦИНОЗЕ

А) кедровка

Б) ястреб-тетеревятник

В) обык­но­вен­ная лисица

Г) бла­го­род­ный олень

Д) заяц-русак

Е) обык­но­вен­ный волк

 

1) кон­су­мент 1 порядка

2) кон­су­мент 2 порядка

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВГДЕ
      

19.

Расположите в правильном порядке уровни организации жизни, начиная с наименьшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) биоценоз

2) популяция

3) нейрон

4) многоклеточный организм

5) биосфера

20.

Вставьте в текст «Органоиды растительной клетки» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ОРГАНОИДЫ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ

В растительных клетках содержатся овальные тельца зелёного цвета — ___________ (А). Молекулы ___________ (Б) способны поглощать световую энергию. Растения, в отличие от организмов других царств, синтезируют ___________ (В) из неорганических соединений. Клеточная стенка растительной клетки преимущественно состоит из ___________ (Г). Она выполняет важные функции.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) хромопласт2) вакуоли3) хлоропласт4) хлорофилл
5) митохондрии6) целлюлоза7) гликоген8) глюкоза

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГ
    

21.

Пользуясь таб­ли­цей «Максимальная про­дол­жи­тель­ность жизни раз­ных видов позвоночных», выберите верные утверждения.

 

1) Из пред­став­лен­ных в таб­ли­це мле­ко­пи­та­ю­щих наи­боль­шую про­дол­жи­тель­ность жизни имеет человек.

2) Из пред­став­лен­ных в таб­ли­це птиц лебедь доль­ше всего про­жи­вет в зоопарке.

3) Чем меньше животное, тем больше пищи ему требуется.

4) Из пред­став­лен­ных в таб­ли­це животных наи­меньшую про­дол­жи­тель­ность жизни имеет колибри.

5) Чем крупнее животное, тем больше детенышей у него появляется.

22.

Известно, что опытные дачники перед посевом семян проверяют их всхожесть. Как и для чего это делают?

23.

Рассмотрите вни­ма­тель­но ри­су­нок и от­веть­те на вопросы.

 

 

1. Что изоб­ра­же­но на рисунке?

2. Каким ме­то­дом по­лу­че­но это изображение?

3. Какие пре­иму­ще­ства и не­до­стат­ки есть у этого ме­то­да по срав­не­нию с аль­тер­на­тив­ны­ми методами?

24.

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

 

(1)Дарвин выделял три ненаправленных эволюционных фактора: наследственность, изменчивость, популяционные волны. (2)Наследственность определяет способность организмов передавать свои характеристики потомству.

(3)Изменчивость определяет многообразие форм в популяции. (4)В результате все особи имеют различную приспособленность. (5)Наиболее приспособленные оставляют меньше потомства, поскольку живут дольше. (6)В результате естественного отбора потомство в каждом следующем поколении обладает всё большей приспособленностью к условиям среды. (7)Также важны мутации, они всегда повышают приспособленность популяции к условиям окружающейся среды.

25.

Почему неправильно относить грибы к растениям?

26.

Форма тела бабочки калиммы напоминает лист. Как сформировалась подобная форма тела у бабочки?

27.

Генетический ап­па­рат ви­ру­са пред­став­лен мо­ле­ку­лой РНК, фраг­мент ко­то­рой имеет сле­ду­ю­щую нук­лео­тид­ную последовательность: ГУГАААГАУЦАУГЦГУГГ. Опре­де­ли­те нук­лео­тид­ную по­сле­до­ва­тель­ность дву­це­поч­ной мо­ле­ку­лы ДНК, ко­то­рая син­те­зи­ру­ет­ся в ре­зуль­та­те об­рат­ной тран­скрип­ции на РНК вируса. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность нук­лео­ти­дов в иРНК и ами­но­кис­лот во фраг­мен­те белка вируса, ко­то­рая за­ко­ди­ро­ва­на в най­ден­ном фраг­мен­те мо­ле­ку­лы ДНК. Мат­ри­цей для син­те­за иРНК, на ко­то­рой идёт син­тез ви­рус­но­го белка, яв­ля­ет­ся вто­рая цепь дву­це­поч­ной ДНК. Для ре­ше­ния за­да­чи ис­поль­зуй­те таб­ли­цу ге­не­ти­че­ско­го кода.

 

28.

У че­ло­ве­ка бли­зо­ру­кость – до­ми­нант­ный при­знак, а нор­маль­ное зре­ние – ре­цес­сив­ный. Нор­маль­ный уро­вень глю­ко­зы в крови – до­ми­нант­ный при­знак, а пред­рас­по­ло­жен­ность к са­хар­но­му диа­бе­ту – ре­цес­сив­ный. Бли­зо­ру­кий муж­чи­на, не стра­да­ю­щий са­хар­ным диа­бе­том, же­нил­ся на пред­рас­по­ло­жен­ной к са­хар­но­му диа­бе­ту де­вуш­ке с нор­маль­ным зре­ни­ем. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей и ве­ро­ят­ность рож­де­ния детей с нор­маль­ным зре­ни­ем и пред­рас­по­ло­жен­ных к за­бо­ле­ва­нию са­хар­ным диа­бе­том, если из­вест­но, что отец ге­те­ро­зи­го­тен по обоим при­зна­кам. Какой закон на­сле­до­ва­ния про­яв­ля­ет­ся в дан­ном слу­чае?