№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Критерии Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (горизонтальная) PDF-версия (крупный шрифт) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 2302645

1.

Рассмотрите предложенную схему «Рефлексы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

2.

Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие методы научного исследования используются для А) выделения органоидов одного вида и Б) локализации определённых химических веществ в клетке?

 

1) гистологический

2) центрифугирования

3) радиоизотопный

4) цитогенетический

5) клонирования

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБ
  

3.

Определите число хро­мо­сом в конце те­ло­фа­зы митоза в клет­ках эндосперма се­ме­ни лука (в клет­ках эндосперма три­п­ло­ид­ный набор хромосом), если клет­ки корешков лука со­дер­жат 16 хромосом. В ответ запишите только соответствующее число хромосом.

4.

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекул транспортных РНК. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) переносят аминокислоты к рибосомам

2) участвуют в синтезе белков

3) не имеют двуцепочечных фрагментов

4) синтезируются в ходе транскрипции

5) содержат кодон в центральной петле

5.

Установите соответствие между характеристикой и органоидом клетки, к которому её относят. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА   ОРГАНОИД КЛЕТКИ

А) первичный синтез углеводов

Б) фиксация неорганического углерода

В) окисление пировиноградной кислоты

Г) образование кислорода при фотолизе воды

Д) клеточное дыхание

Е) окисление глюкозы до углекислого газа и воды

 

1) митохондрия

2) хлоропласт

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

6.

Сколько процентов потомства обладало доминантным по обоим признакам фенотипом при скрещивании дигетерозиготного по этим признакам растений гороха с рецессивным по обоим признакам растением? Ответ запишите в виде числа.

7.

Все приведённые ниже термины, кроме двух, используются для описания изображённого на рисунке процесса двойного оплодотворения у цветковых растений. Определите два термина, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Пыльцевая трубка достигает зародышевого мешка.

2) В оплодотворении участвуют вегетативная клетка и спермий.

3) Из материнских клеток спор образуются микро и макроспоры.

4) Гаметы — спермии и яйцеклетки — образуются в результате мейоза микроспор.

5) Яйцеклетка оплодотворяется одним спермием, а другой спермий оплодотворяет центральную клетку.

8.

Установите со­от­вет­ствие между ста­ди­ей раз­ви­тия мха ку­куш­кин лён и её плоидностью.

 

СТАДИЯ РАЗ­ВИ­ТИЯ   ПЛОИДНОСТЬ СТАДИИ

А) спора

Б) про­то­не­ма (зелёная нить)

В) ли­сто­сте­бель­ное растение

Г) коробочка

Д) гаметы

Е) зи­го­та

 

1) гаплоидная

2) ди­пло­ид­ная

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВГДЕ
      

9.

Какие из приведённых ниже жи­вот­ных от­но­сят­ся к вторичноротым?

 

1) ви­но­град­ная улитка

2) мор­ская звезда

3) аскарида

4) карась

5) человек

6) дрозофила

10.

Установите со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми стро­е­ния ды­ха­тель­ной си­сте­мы и классами, для ко­то­рых эти осо­бен­но­сти характерны.

 

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ

ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

 

КЛАСС

А) име­ют­ся воз­душ­ные мешки

Б) лёгкие имеют губ­ча­тое строение

В) от­но­ше­ние по­верх­но­сти кожи к по­верх­но­сти лёгких 2:3

Г) лёгкие пред­став­ле­ны по­лы­ми мешками

Д) ды­ха­ние двойное

Е) ча­стич­но кож­ное дыхание

 

1) Земноводные

2) Птицы

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВГДЕ
      

11.

Установите правильную последовательность стадий жизненного цикла мха (на примере кукушкиного льна) начиная с зиготы.

 

1) образование зиготы

2) образование половых клеток на листостебельном растении

3) образование коробочки на ножке

4) образование гаплоидных спор мейозом

5) образование листостебельного растения из споры

6) миграция сперматозоида к яйцеклетке

12.

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение эндокринной системы человека», указывающие только на железы внутренней секреции, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) гипоталамус

2) тимус

3) гипофиз

4) поджелудочная железа

5) надпочечники

6) щитовидная железа

13.

Установите со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми компонентов внут­рен­ней среды ор­га­низ­ма человека и компонентами.

 

ОСОБЕННОСТИ КОМПОНЕНТОВ   КОМПОНЕНТЫ

A) об­ра­зу­ет­ся из плаз­мы крови

Б) омы­ва­ет клетки организма

B) по­вы­ше­но содержание ан­ти­тел и фагоцитов

Г) воз­вра­ща­ет в кровь белки, воду, соли

Д) со­сто­ит из плаз­мы и фор­мен­ных элементов

Е) спо­соб­на образовывать тром­бы

 

1) кровь

2) лимфа

3) меж­кле­точ­ная жидкость

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

14.

Установите пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность про­хож­де­ния воды в выделительной системе.

 

1) попадание воды в по­чеч­ную лоханку

2) всасывание воды в из­ви­тых канальцах

3) сбор воды в мо­че­вом пузыре

4) прохождение воды в по­чеч­ной капсуле

5) удаление воды через мо­че­ис­пус­ка­тель­ный канал

15.

Какие утверждения относят к теории Ч. Дарвина?

 

1) Внутри вида расхождение признаков приводит к видообразованию.

2) Вид неоднороден и представлен множеством популяций.

3) Естественный отбор — направляющий фактор эволюции.

4) При создании сортов и пород направляющим фактором служит искусственный отбор.

5) Внутреннее стремление к совершенству — фактор эволюции.

6) Популяция — это единица эволюции.

16.

Установите со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми дей­ствия эво­лю­ци­он­но­го фак­то­ра и факторами, для ко­то­рых эти осо­бен­но­сти характерны.

 

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФАКТОРА

 

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ

ФАКТОРЫ

А) один из ис­точ­ни­ков эво­лю­ци­он­но­го материала

Б) пред­став­ля­ет собой ко­ле­ба­ния чис­лен­но­сти популяций

В) дей­ствие фак­то­ра направленно

Г) обес­пе­чи­ва­ет се­лек­цию генотипов

Д) носит слу­чай­ный характер

Е) из­ме­ня­ет ча­сто­ту ал­ле­лей в ге­но­фон­де по­пу­ля­ции

 

1) по­пу­ля­ци­он­ные волны

2) есте­ствен­ный отбор

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВГДЕ
      

17.

К эко­ло­ги­че­ским ха­рак­те­ри­сти­кам вида относят

1) се­зон­ные яв­ле­ния в жизни организмов

2) ха­рак­тер пищи и спо­соб питания

3) стро­е­ние пи­ще­ва­ри­тель­ной системы

4) осо­бен­но­сти места оби­та­ния организма

5) осо­бен­но­сти раз­мно­же­ния и развития

6) на­ли­чие спе­ци­фи­че­ских па­ра­зи­тов у организма

18.

Установите соответствие между особенностями круговорота химического элемента и элементом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОСОБЕННОСТИ КРУГОВОРОТА   ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ

А) основной резервуар — атмосфера

Б) поглощается из атмосферы в основном бактериями

В) около 50% возвращают в атмосферу растения

Г) значительные количества накапливаются в составе осадочных пород и ископаемых

Д) поглощается растениями из почвы в виде минеральных солей

Е) не усваивается животными и растениями в молекулярном виде

 

1) углерод

2) азот

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

19.

Установите по­сле­до­ва­тель­ность про­цес­сов пре­об­ра­зо­ва­ния хро­мо­сом в ин­тер­фа­зе и пер­вом де­ле­нии мейоза.

 

1) об­ра­зо­ва­ние двух сест­рин­ских хро­ма­тид в каж­дой хромосоме

2) рас­хож­де­ние го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом к по­лю­сам клетки

3) конъ­юга­ция го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом

4) обмен участ­ка­ми между го­мо­ло­гич­ны­ми хромосомами

5) рас­по­ло­же­ние по­пар­но го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом в зоне экватора

20.

Вставьте в текст «Формирование условного рефлекса» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА

Выработка условного слюноотделительного рефлекса начинается с подачи будущего ___________ (А) раздражителя, например зажигания лампочки. После этого животному дают пищу — ___________ (Б) раздражитель. Пища вызывает возбуждение в ___________ (В), и выделяется слюна. Если данную процедуру повторить несколько раз, то постепенно между зрительным и пищевым центрами образуется ___________ (Г), что свидетельствует о сформированности условного рефлекса.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) безусловный2) условный3) сильный4) пищеварительный тракт
5) большие полушария6) постоянная связь7) временная связь8) продолговатый мозг

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГ
    

21.

Проанализируйте гистограмму, в которой представлены результаты анализа количества макрофагов (%) с нормальной морфологией в костном мозге.

Использовалась линия мышей, склонных к лейкемии (опыт) и контрольная линия. Анализировался костный мозг из трёх различных костей.

 

 

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

 

1) Во всех группах мыши имеют ослабленный иммунитет.

2) Количество макрофагов в группе 3 максимально.

3) Только в группе 3 количество макрофагов достаточно для функционирования иммунитета.

4) В норме количество макрофагов выше, чем в случае склонности к лейкемии.

5) При лейкемии количество макрофагов в крови снижается.

 

Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

22.

Известно, что опытные дачники перед посевом семян проверяют их всхожесть. Как и для чего это делают?

23.

Определить, какой эволюционный процесс изображен на схеме, что является движущими силами (факторами) данного процесса и какая форма естественного отбора

24.

Найдите ошиб­ки в приведённом тексте. Ука­жи­те но­ме­ра предложений, в ко­то­рых они допущены, ис­правь­те их.

 

Согласно ос­нов­ным по­ло­же­ни­ям син­те­ти­че­ской тео­рии эволюции: 1. Ма­те­ри­а­лом для эво­лю­ции слу­жит на­след­ствен­ная изменчивость, то есть му­та­ции и ком­би­на­ции генов. 2. Дви­жу­щи­ми си­ла­ми эво­лю­ции яв­ля­ют­ся из­ме­не­ние ге­но­фон­да по­пу­ля­ции и воз­ник­но­ве­ние при­спо­соб­лен­но­сти ор­га­низ­мов к усло­ви­ям существования. 3. На­прав­ля­ю­щий фак­тор эво­лю­ции - есте­ствен­ный отбор, ос­но­ван­ный на со­хра­не­нии и на­коп­ле­нии на­след­ствен­ных из­ме­не­ний организма. 4. Наи­мень­шая эво­лю­ци­он­ная еди­ни­ца - вид. 5. Эво­лю­ция имеет по­сте­пен­ный и дли­тель­ный характер. 6. Ви­до­об­ра­зо­ва­ние как этап эво­лю­ции на­зы­ва­ет­ся макроэволюцией.

25.

Как осуществляется нейрогуморальная регуляция отделения желудочного сока в организме человека? Ответ поясните.

26.

Что представляют собой полученные в лабораторных условиях коацерваты?

27.

Общая масса всех мо­ле­кул ДНК в 46 хро­мо­со­мах одной со­ма­ти­че­ской клет­ки че­ло­ве­ка со­став­ля­ет около 6 · 10−9 мг. Определите, чему равна масса всех мо­ле­кул ДНК в ядре при спер­ма­то­ге­не­зе перед на­ча­лом мейоза, после мей­о­за I и мей­о­за II. Объ­яс­ни­те по­лу­чен­ные результаты.

28.

Скрестили низ­ко­рос­лые (карликовые) рас­те­ния то­ма­та с реб­ри­сты­ми пло­да­ми и рас­те­ния нор­маль­ной вы­со­ты с глад­ки­ми плодами. В потом­стве были по­лу­че­ны две фе­но­ти­пи­че­ские груп­пы растений: низ­ко­рос­лые с глад­ки­ми пло­да­ми и нор­маль­ной вы­со­ты с глад­ки­ми плодами. При скре­щи­ва­нии рас­те­ний то­ма­та низ­ко­рос­лых с реб­ри­сты­ми пло­да­ми с растениями, име­ю­щи­ми нор­маль­ную вы­со­ту стеб­ля и реб­ри­стые плоды, всё потом­ство имело нор­маль­ную вы­со­ту стеб­ля и реб­ри­стые плоды. Со­ставь­те схемы скрещиваний. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей и потом­ства рас­те­ний то­ма­та в двух скрещиваниях. Какой закон на­след­ствен­но­сти про­яв­ля­ет­ся в дан­ном случае?