Ответом на каждое из заданий 1—21 является последовательность цифр. Ответ следует записать в поле для ответов без пробелов, запятых и других символов; если не указано иное, указывайте цифры по возрастанию.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать ответы на задания части С или загрузить их в систему в одном из графических форматов. Учитель увидит результаты выполнения заданий части В и сможет оценить загруженные ответы к части С. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Времени прошло: | 0:00:00 |
Времени осталось: | 3:30:00 |
Рассмотрите предложенную схему направлений эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
Ответ:
Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
По каким принципам организованы биологические системы?
1) закрытость системы
2) высокая энтропия системы
3) низкая упорядочность
4) иерархичность – соподчинение элементов и частей
5) оптимальность конструкции
Ответ:
Антикодону ААУ на транспортной РНК соответствует триплет на ДНК
Ответ:
Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) осмотрофный способ питания
2) размножение путём продольного деления
3) наличие сократительной вакуоли
4) наличие разнообразных пластид
5) способность к фагоцитозу
Ответ:
Установите соответствие между структурами клеток и их функциями.
ФУНКЦИИ | СТРУКТУРА КЛЕТОК | |
А) синтез белков Б) синтез липидов В) разделение клетки на отделы (компартменты) Г) активный транспорт молекул Д) пассивный транспорт молекул Е) формирование межклеточных контактов | 1) клеточная мембрана 2) ЭПС |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
При скрещивании AaBb х Aabb какой процент в потомстве будет иметь генотип рецессивная дигомозигота?
Ответ:
Ниже приведен перечень характеристик изменчивости. Все они, кроме двух, используются для описания характеристик генной изменчивости. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) обусловлена сочетанием гамет при оплодотворении
2) обусловлена изменением последовательности нуклеотидов в триплете
3) формируется при рекомбинации генов при кроссинговере.
4) характеризуется изменениями внутри гена
5) формируется при изменении нуклеотидной последовательности
Ответ:
Установите соответствие между методами и областями науки и производства, в которых эти методы используются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
МЕТОДЫ | ОТРАСЛИ | |
А) получение полиплоидов Б) метод культуры клеток и тканей В) использование дрожжей для производства белков и витаминов Г) метод рекомбинантных плазмид Д) испытание по потомству Е) гетерозис | 1) селекция 2) биотехнология |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Речной рак относится к типу членистоногих и имеет характерные для этого типа общие признаки. Рак имеет хорошо развитые органы обоняния, осязания, зрения и равновесия. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, по смыслу относящиеся к описанию перечисленных выше, и выделенных шрифтом, признаков.
(1) Тело рака сегментировано и покрыто хитиновым покровом. (2) Дышит рак кислородом, растворённым в воде. (3) Кровеносная система рака не замкнута, нервная представлена брюшной нервной цепочкой. (4) На голове в основании антенн находится ямочка, в которой помещаются свободно колеблющиеся песчинки — оттолиты. (5) Рак периодически линяет и после линьки сам поднимает песчинки и кладёт их в эти ямочки. (6) Питается рак падалью, мелкими животными и растениями.
Ответ:
Установите соответствие между признаком организма и организмом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМА | ОРГАНИЗМ | |
А) спорофит паразитирует на гаметофите Б) у спорофита имеется один спорогон В) гаметофит обоеполый Г) у спорофита есть корни Д) гаметофит многолетний Е) гаметофиты образуются из зелёной нити – протонемы | 1) мох кукушкин лён 2) папоротник орляк |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Установите правильную последовательность стадий жизненного цикла мха (на примере кукушкиного льна) начиная с зиготы.
1) образование зиготы
2) образование половых клеток на листостебельном растении
3) образование коробочки на ножке
4) образование гаплоидных спор мейозом
5) образование листостебельного растения из споры
6) миграция сперматозоида к яйцеклетке
Ответ:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие функции в организме человека выполняет желчь?
1) обеззараживает ядовитые вещества
2) активизирует ферменты панкреатического сока
3) дробит жиры в мелкие капли, увеличивая площадь соприкосновения с ферментами
4) содержит ферменты, расщепляющие жиры, углеводы и белки
5) стимулирует перистальтику кишечника
6) обеспечивает всасывание воды
Ответ:
Установите соответствие между компонентами внутренней среды организма и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА | КОМПОНЕНТ | |
А) содержит все форменные элементы Б) образуется в красном костном мозге, тимусе В) обезвреживает и фильтрует тканевую жидкость Г) возвращает в плазму крови белки, соли, воду Д) находится в межклеточном пространстве Е) её скопления вызывают отёки | 1) кровь 2) лимфа 3) тканевая жидкость |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Установите, в какой последовательности происходит процесс созревания женских половых клеток, оплодотворение и начало развития зародыша
А) овуляция
Б) начало формирования многоклеточного зародыша
В) созревание фолликула в яичнике
Г) прикрепление зародыша к стенке матки
Д) оплодотворение
Е) образование плаценты
Ответ:
Укажите примеры общей дегенерации
1) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня
2) сидячий образ жизни асцидий
3) многососковость у человека
4) примитивная нервная система у кишечнополостных
5) плохо развитые глаза у крота
6) двухслойное строение тела медуз
Ответ:
Установите соответствие между ароморфозом хордовых и эрой, в которой он появился.
АРОМОРФОЗ | ЭРА | |
А) четырёхкамерное сердце у птиц Б) костные челюсти у панцирных рыб В) лёгочное дыхание у двоякодышащих рыб Г) пятипалая конечность у стегоцефалов Д) матка и плацента у млекопитающих Е) яйцо, покрытое плотной оболочкой, у пресмыкающихся | 1) палеозой 2) мезозой |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Установите правильную последовательность звеньев в пищевой цепи, используя все названные объекты.
1) инфузория-туфелька
2) сенная палочка
3) чайка
4) рыба
5) моллюск
6) ил
Ответ:
Установите соответствие между характеристикой среды обитания и средой, соответствующей данной характеристике: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА | СРЕДА | |
А) стабильный температурный режим Б) ограниченность пространства В) небольшие колебания температуры Г) сложность широкого распространения большинства организма Д) высокое содержание углекислого газа Е) плотность высокая | 1) почвенная 2) внутриорганизменная |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Установите последовательность процессов преобразования хромосом в интерфазе и первом делении мейоза.
1) образование двух сестринских хроматид в каждой хромосоме
2) расхождение гомологичных хромосом к полюсам клетки
3) конъюгация гомологичных хромосом
4) обмен участками между гомологичными хромосомами
5) расположение попарно гомологичных хромосом в зоне экватора
Ответ:
Проанализируйте таблицу «Методы изучения эволюции». Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, примеры, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответству-
ющий термин из предложенного списка.
Метод изучения | Объект (предмет) изучения | Пример |
---|---|---|
____________ (А) | ископаемые останки | археоптерикс |
биогеографический | флора и фауна континентов | ____________ (В) |
сравнительно-морфологический | ____________ (Б) | аппендикс |
Список терминов
1) эндемики озера Байкал
2) условия внешней среды
3) палеонтологический
4) эмбриологический
5) генеалогический
6) крылья летучих мышей и бабочек
7) рудименты человека
8) полезные ископаемые
Ответ:
Проанализируйте график, на котором показаны процессы возбуждения и торможения, возникающие в постсинаптической мембране. По оси абсцисс отложено время действия в мсек, по оси ординат величина потенциала действия в милливольтах. Выберите два верных утверждения, которые можно сформулировать на основе анализа графика. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) Возбуждающий постсинаптический потенциал действия величиной в –70 милливольт не достиг своей пороговой величины.
2) Буквой В обозначен возбуждающий потенциал действия.
3) Максимальная величина постсинаптического потенциала 30 мв.
4) Стрелки обозначают момент действия раздражителя.
5) Потенциал вызывается разницей концентраций ионов калия и натрия снаружи и внутри синапса.
Ответ:
Почему люди, работающие в тайге в весенне-летнее время, нередко заболевают тяжёлой болезнью — таёжным энцефалитом? Объясните, как происходит заражение.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Определите фазу и тип деления диплоидной клетки, изображённой на рисунке. Дайте обоснованный ответ, приведите соответствующие доказательства.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Плоские черви — это трехслойные животные.
2. К типу Плоские черви относят белую планарию, человеческую аскариду и печеночного сосальщика.
3. Плоские черви имеют вытянутое уплощенное тело.
4. У ленточных червей хорошо развита пищеварительная система.
5. Плоские черви — раздельнополые животные, откладывают яйца.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какие изменения происходят в составе крови в капиллярах большого круга кровообращения у человека? Какая кровь при этом образуется? Какому процессу способствует медленный ток крови в капиллярах?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В чем заключается биологический смысл появления диплоидного набора хромосом в клетках?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какой хромосомный набор характерен для клеток восьмиядерного зародышевого мешка и зародышевой почечки семени пшеницы. Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Гибридная мышь, полученная от скрещивания чистой линии мышей с извитой шерстью (а) нормальной длины (B) с чистой линией, имеющей прямую длинную шерсть, была скрещена с самцом, который имел извитую длинную шерсть. В потомстве 40% мышей имели прямую длинную шерсть, 40% — извитую шерсть нормальной длины, 10% — прямую нормальной длины и 10% — извитую длинную шерсть. Определите генотипы всех особей. Составьте схемы скрещиваний. Какой закон проявляется в этом скрещивании?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Времени прошло: | 0:00:00 |
Времени осталось: | 3:30:00 |